Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанный с другими формами жизни и выделившийся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающий членораздельной речью, мышлением и сознанием. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельностный, умеющий одновременно наслаждаться красотой, это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая в себе идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я» человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими ценностями, ценностями, нравственным смыслом.
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов социальной деятельности и общественных отношений.
|
|
Природную основу личности образуют ее биологические особенности, но все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) является не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально-значимые – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (мораль) и др.
Личность – это динамичная относительно-устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях сознания и деятельности. Личность представляет собой динамическое единство общего (социально-типичного), особенного (классового, национального и др.), и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной средой – социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Понятие личность характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупности функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем».
|
|
В условия «антагонистического разделения труда» происходит отчуждение труда и подчинение личности «вещным» отношениям.
Индивид (лат – неделимый) единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Индивид и общество находятся в диалектических отношениях. Их нельзя противопоставлять друг другу, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре, и форме носит индивидуальных характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках системы. Важная роль природных задатков, врожденных способностей в развитии индивидуальности опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление родовой жизни человека.
Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств общих, типических (общечеловеческих, природных, и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик).
По мере исторического развития деятельности человека все более развиваются индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.
Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связано с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи. Отчуждение появляется как процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними, и, во-вторых, превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, «искажение» в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки идеи отчуждения можно найти у представителей французского (Ж.Ж.Руссо) и немецкого (В.Гете, Шиллер) Просвещения. Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера частнособственнических отношений. В современной философии отчуждение характеризуется как фатально неизбежное явление, порожденное либо техническим или научным прогрессом, либо неисторическими особенностями человеческой деятельности. Теоретической основой таких концепций является отождествление отчуждения с опредмечиванием, а по своей сущности она выполняет апологетические функции.
Характер – совокупность устойчивых и психических особенностей человека, которые не зависят от его генетических особенностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни.
Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Источник – объективный мир, предметно-практическая деятельности человека, направленная на преобразование мира и основывающееся на объективных законах природы.
|
|
Гений (лат. – genius) – высшая степень творческой одаренности, человек, которому присуща такая одаренности. Творения гения характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого общества, в силу чего они навсегда сохраняют в памяти человечества.
Мышление – 1. Естественный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности, 2. Высший продукт особым образом организованной материи – мозга.
Среди экспериментальных исследований в последнее время большую роль приобрели методы исследования мышления в форме его моделирования с помощью различных кибернетических устройств. В жизни каждого индивида мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т.е. не существует изолированно от сознания человека. Современная философия в лице неопозитивизма встала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человечества лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление наряду с материей фикцией.
Общность определяется как совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, общественный класс, профессия, место проживания и т.п.