Институты и организации. Ментальные модели индивидов
Ключевые моменты институционального развития общества в теории Д. Норта
2.1.Д. Норт – один из основателей новой институциональной экономики
При вручении нобелевской премии 1993 Даглас Норт традиционно читал публичную лекцию, обобщая свои исследования и определяя перспективы. Тема этой лекции — «Функционирование институтов во времени». Нобелевский комитет признал заслуги Норта в его исследованиях влияния институтов на развитие общества: «Институты имеют значение» (Institutions metter). Это признание научного сообщества открыло обширную сферу исследований функционирования и развития человеческого сообщества. В рамках этой научной сферы взаимосвязано изучаются такие вопросы: Каким образом и почему изменяются экономические и политические институты? Какие правила определяют формирование рынков и организаций? Какие факторы определяют интересы и выбор людей, и в чем заключается влияние институтов на человеческое поведение? Почему траектории развития различных сообществ (государств) демонстрируют расхождение? И многие другие.
|
|
В своей нобелевской лекции Норт определил институты как ограничения, структурирующие человеческие взаимоотношения и создаваемые самими людьми. Норт выделил три основных типа институтов:
формальные ограничения, такие как законы, конституция, административные установления,
неформальные ограничения, например, нормы поведения, условности, внутренние принципы, и
механизмы, позволяющие контролировать их соблюдение.
В совокупности эти институты создают систему стимулов, действующих в обществе и, следовательно, в экономике.
Норт подчеркивал методологически важное различие институтов (правил игры) и организаций (игроков): «Институты – это правила игры в обществе, а организации и предприниматели, которые их создают - игроки». Изменение институтов во времени Норт связывал с процессом человеческого познания.
Выбор, совершаемый отдельными людьми, группами и сообществами людей, зависит от их мировосприятия, которое формируется в процессе накопления знаний. «Речь при этом идет не о жизни одного человека, поколения или общества, а о длительном процессе накопления опыта, передаваемого из поколения в поколение через культуру и воплощаемого в отдельных индивидуумах, группах и обществах». Общность культурного наследия позволяет нивелировать различия ментальных моделей, существующих в сознании членов того или иного общества, и передавать унифицированные представления от поколения к поколению. В архаичных обществах именно культура обеспечивала коммуникацию между людьми; выступая в форме религиозных верований, мифов, заповедей, она несла в себе также общепризнанные объяснения явлений, выходящих за рамки непосредственного опыта.
|
|
Норт отмечал, что между ментальными моделями и институтами существует тесная связь. Ментальные модели — это внутренние представления, формируемые когнитивными системами индивидов для истолкования окружающего мира. Институты — это внешние конструкции сознания, создаваемые людьми для того, чтобы структурировать и упорядочить окружающий мир в условиях неполноты знания и неопределенности будущего.
Новый институциональный подход позволил Норту увидеть ретроспективу экономического развития глубиной 10 тысяч лет, и выделить во времени два «момента»: VIII в. до н.э. и вторую половину XIX в., которые он назвал первой, неолитической и второй, технократической экономическими революциями. Под экономическими революциями понимаются социально-экономические инновационные технологии, в результате которых появляются возможности устойчивого общественного воспроизводства и роста населения.