Методы исследования
Формы знания на эмпирическом уровне познания
Значение эмпирических методов исследования
Факторы эффективности измерения
Виды научного эксперимента
Ценность научного эксперимента
Достоинства и недостатки наблюдения
Достоинства – проводится:
- целенаправленно;
- планомерно;
- с активным познавательным усилием.
Недостатки:
- неповторяемо;
- субъективно.
- воспроизводимость → объективность;
- многократная повторяемость → фальсификация и верификация научных фактов.
• исследовательский → новое знание;
• проверочный → подтверждение известного;
• демонстрационный → образование и просвещение.
- точность приборов;
- наличие общепринятой системы единиц измерения;
- физическое состояние исследователя.
- дают знание о внешних сторонах объекта;
- поставляют первичную информацию в виде научных фактов и эмпирических данных;
- создают эмпирический базис науки.
Эмпирический базис науки включает:
• факты (события, явления в конкретное время в конкретном месте);
• измерительные данные;
• статистические данные;
• схемы, макеты, предметные модели.
Научный факт – 1) знание о каком-либо событии, достоверность которого доказана; 2) знание, полученное опытным путем, т.е. в ходе наблюдений и экспериментов.
Описание – фиксирование результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Классификация – это разделение явлений и процессов на группы в зависимости от обнаруживаемых в них сходств или различий.
Теоретический метод научного исследования отличается от эмпирического метода:
- опорой на мыслительные возможности;
- применяемыми методами исследования;
- формами получаемого знания.
К теоретическим методам научного исследования относятся:
• Абстрагирование;
• Идеализация;
• Дедукция и индукция;
• Анализ и синтез;
• Аналогия;
• Сравнение;
• Формализация;
• Моделирование.
Абстрагирование (от лат. abstractio – «отвлечение») – метод мысленного выделения существенных свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением свойств, интересующих субъекта в данный момент. Используется для образования научного понятия / научной абстракции.
Идеализация – метод мысленного конструирования объекта, не существующего в действительности, но имеющего прообраз в реальном мире. Идеальные объекты как отображение существенных свойств реальных объектов; чисто мысленные объекты («точка», «идеальный газ» и т.п.).
Анализ – мысленное или реальное разделение объекта на части для детального изучения его свойств и признаков.
Синтез – мысленное или реальное соединение элементов объекта в единое целое.
Дедукция – метод, основанный на движении познания от общих положений к частным фактам.
Индукция – метод, предполагающий движение познания от отдельных фактов к обобщениям.
Аналогия – метод познания, устанавливающий сходство различных объектов по определенным параметрам. Метод аналогии используется для выдвижения гипотез, например, аналогия строения атома строению солнечной системы.
Сравнение – метод познания, выявляющий сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).
Формализация – метод отображения содержательного знания в знаково-символической форме (формализованном языке).
Моделирование – метод исследования существующих объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование является косвенным, опосредованным методом научного исследования объектов и используется тогда, когда их непосредственное изучение по определенной причине невозможно, осложнено или нецелесообразно.
Модель (от франц. modele, лат. modulus – мера, образец) – 1) образец (эталон, стандарт); 2) в широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный), какого-либо объекта.
Модель – материальный или мысленно представляемый объект, который замещает оригинал и с определенной степенью приближения отражает его важнейшие характеристики и поведение.
Модели подразделяются на:
- материальные (игрушечная модель корабля, самолета, глобус Земли и т.п.);
- идеальные (модель атома, модель Вселенной, модель генома человека и т.п.).
Функции моделей. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Вместе с тем они в определенной мере отражают строение, свойства и поведение реальных объектов и процессов.