Искусство Архаики. Куросы

Керамика ориентализирующего стиля

Керамика геометрического стиля (Античность Греческая)

Периодизация

1. Геометрический стиль – 8-11(10) в.

2. Ориентализирующий - 7-8 в.

3. Архаика - 6 в.

4. Классика

- начало эпохи Римлян – 510-509войны с персами

- 510-460 – Классика Ранняя

- 460-430 – Высокая классика. Умер Фидий, война со Спартой, Пелопоннесом.

- 430-404 – постепенное изменение. Завершение Высокой классики. 404 – конец Пелопоннесской войны, конец Афинского господства из-за проигрыша в войне.

-Поздняя классика

5. Эллинизм

География

1. Балканская Греция (нынешняя)

-Пелопоннес – южнее перешейка, Спарта, Коринф

-Аттика и Беотия (Афины и еще что-то)

2. Иония (Турция) – малая Азия

3. Великая Греция (Италия)

+ колонии

1. Геометрический стиль (11-10 – середина 8)

Каждый орнамент имеет своё значение. Истоки идут от неолита – Гомеровский период (каменный век). Формы сосудов совершенны, а орнаменты примитивны, хотя выполнены идеально.

Ранний геом. Стиль – только орнаменты (10-9 в.). Поздний г. с. – добавление фигур (8 в.). Пример – дипилонские амфоры.

Скульптура – мелкая пластика. Дедолиды. Появляются Ксоаны –божки, критские, спартанские статуэтки. Исчезает камень, появляется металл. Куросы – мужские изображения, коры – женские. Появление Беотийской мелкой пластики из глины. Также Дельфийские статуэтки животных (приносные). Появляются фигуры, орнамент себя изживает и переходит в ориентализм.

Центрами этого направления были торговые города островной и малоазийской Греции, а также Коринф. Вазы с островов Мелоса, Родоса и из Коринфа отличались нарядностью росписи, носившей в основном декоративный характер. Росписи эти выполнялись коричневой краской нескольких тонов, от почти красного до буровато-коричневого. Целый ряд мотивов орнамента благодаря торговым и культурным связям был заимствован с Востока.

Чернофигурный стиль вазописи, мотивы с изображением грифов, львов, крылатых дев – мифологические сюжеты. «Страх пустого пространства» - ковровый стиль. Амфоры для вина и масла богато украшали орнаментом восточного стиля. Это самый пестрый и яркий по цветам стиль. Коринф и Родос – 2 центра развития стиля.

Позже появляются не только мифологические мотивы, но и обычные птицы и животные.

Коринфские демоны. Рисунок охватывает всю поверхность амфоры. Поздний коринфский стиль гротескный. Преувеличение, ирония, гротеск.

Родосский стиль, стиль диких коз. Кувшины, амфоры, большие плоские блюда. Изображения более сухи и графичны. Симметричная композиция, зеркально повторяющиеся фигуры, геометричность, трафаретный характер изображения.

В период архаики складывается система архитектурных ордеров. В целом изобразительные искусства периода архаики несли в себе еще очень много условности и схематизма. Композиция еще имела условный характер, в особенности групповая: изображение события сводилось нередко к символическому сопоставлению фигур, в рельефе — к ряду отдельных изображений, часто не связанных единством действия, а иногда даже и единством места и времени. Вместе с тем многообразные античные мифы и сказания впервые стали предметом широкого отражения в изобразительных искусствах. К концу периода архаики в искусство все чаще стали проникать и темы, взятые из реальной действительности.

Почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов. «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея.Искусство Архаики - продолжение раннего искусства. Эта эпоха определяется появлением больших статуй (до 6 м.).

Скульптура Ионики и дорики различны прежде всего по географии. Дорика – запад, Пелопоннес, ионика – восток. Ионика – главный герой –женщина, в дорике – мужчина (атлет).

Общая стилистика ранней архаики:

- стремление к нераздельно цельной массе камня

- геометризирующий стиль (характер формы)

По сравнению с искусством гомеровского периода здесь есть много нового — строгая, ясная пропорциональность и объемность фигуры. Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э. на Пелопоннесском полуострове. Статуи куросов начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях.

Группе Полимеда Аргосского, посвященной легендарным героям — Клеобису и Битону. Курос Метрополитенского музея в Нью-Йорке, более стройный, но не менее схематичный по своей форме. «Аполлон Птойос» (из Беотии). Более точная моделировка формы, благородство пропорций и верное чувство строения человеческого тела. Статуя богини победы — Ники — с острова Делоса.

Условно изображалось движение и в архаических рельефах 7 в. и первой половины 6 в. до н.э. Такой характер имел, например, рельеф на фронтоне храма Артемиды на острове Корфу (первая половина 6 в. до н.э.), очень плоскостный и примитивный. «Персей, убивающий Медузу». Однообразное повторение следующих друг за другом фигур превращает рельеф почти что в орнаментальный узор, украшающий архитектурное сооружение.

Куросы – спартанские статуэтки. Куросы ставились в святилищах и гробницах. Имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Отличаются строго фронтальным положением, архаической улыбкой. К концу 6 в. до н. э. куросам стали придавать более расслабленные позы. «Клеобис и Битон» - парная статуя, Пелопоннес, 2 брата, культ Геры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: