Искусство ориньяка и солютре. Скульптура и гравировка. I- каменный или ранний (от 4 млн

I- каменный или ранний (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.)

II – палеолит (древний каменный век)

1- нижний палеолит

2- средний или мустье – неандертальцы

3- верхний –кроманьонцы (от 40 тыс.~ 8 тыс. лет до н.э.)

А-ореньяк – скребки (33-19 вв. до н.э.)

Б-солютре-наконечники (18-15 в. до н. э.)

В-мадлен (15-8)

II-мезолит

III- неолит

IV-Бронзовый век (от 4 тыс.~ 1 тыс. лет до н.э.)

V-Железный век (от 1100 г. ~ до XIX в. н.э.)

Ориньяк-появление и развитие скульптуры. Культ плодородия.

Больше всего ценилась сытость. Идеал продолжения рода, полноты во всем-Виллендорфская венера (культурный идеал). НЕ делали рук, глаз, ступней, так как верили что похожие на людей скульптуры оживают. Все гипертрофированно.

Листокская венера с элементами стилизации. Далее больше декоративной стилизации. Появление копьеметалок – самое начало искусства. Присуще пластика, пропорции, похожесть. Жезлы начальника – резная кость (скорее мадлен).

Из скульптуры исчезает культ плодородия, появляются новые жанры.

Ранние рисунки примитивны: контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещеры Ла-Ферраси, Пеш-Мерль во Франции); беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами – так называемые «макароны» или «меандры»; оттиски человеческих рук, обведенных краской – так называемые, «позитивные» или «негативные» отпечатки рук. Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер.

На протяжении периода ориньяк-перигор (30 000 — 25 000 лет до н.э.) выделяется доминирующая роль рисунка в формах, сочетающих контурное изображение животных с наиболее выразительными деталями их характеристики. Это момент наибольшего распространения палеолитического искусства — от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья.

Фрагмент интерьера пещеры Ла Пилета (Малага, Испания), где абстрактные фигуры нарисованы при помощи простейших штрихов.

В ориньякский период наиболее ранние изображения представляют собой силуэтные рисунки. Вначале штрихи располагались произвольно, потом — в определенном направлении, в результате образуя меандры либо круги. В одной из галерей пещеры Апь-тамира (Кантабрия, Испания) можно видеть совокупность очень длинных линий — они достигают шести метров, — еще не складывающихся в какие-либо определенные формы. Остатки таких оттиснутых изображений сохранились во многих пещерах, среди которых можно назвать Гаргас (Французские Пиренеи), Пеш-Мерль (Лот, Франция), а также Ла Пилета (Малага, Испания). В Зале Иероглифов пещеры Пеш-Мерль сохранилось изображение северного оленя огромных размеров.

Деталь росписи главного зала пещеры Ласко в Монтиньяке (Дордонь, Франция), на которой — группа оленей с ветвистыми рогами. Сочетание изображений животных и линейных штрихов — типичное явление, как это видно на примере изображения в одной из галерей пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания), где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми линиями, наложенными друг на друга.

Позднее появляются контуры целиком в технике рельефа, исполненного пока еще грубо и неуклюже. Примером может служить изображение какого-то непонятного животного в Белькоре (Дордонь, Франция), высеченное грубыми, глубокими бороздами на известняковой поверхности. Этот период продолжается и логически завершается периодом перигор, для которого типично подчеркивание наиболее характерных особенностей изображаемых фигур. Его отличительная особенность — использование так называемой «развернутой» перспективы. Яркий пример — стоянка Пеш-Мерль, где можно видеть силуэт быка, чьи рога образуют почти завершенную окружность. Другой подобный пример можно видеть в пещере Ла Мут (Дордонь, Франция), это маленький рельеф, изображающий бизона и исполненный чрезвычайно точными штрихами. Еще один пример можно видеть в пещере Ла Клотильда (Кан-табрия, Испания). Речь идет о нарисованном на глинистой поверхности быке или бизоне.

На этом же этапе начинается использование цвета. В пещере Гаргас сохранились красные отпечатки рук, считающиеся одним из древнейших памятников палеолитического искусства.

Эпоха Солютре – изображения на плоскости (гравировка, живопись и т.п.)

Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. При этом светотеневые эффекты способствуют тому, что изображение как бы отделяется от стены.

В пещере Ле Тук д`Одубер (Арьеж, Франция) находится изображение пары бизонов. Глубина этого горельефа такова, что фигуры кажутся настоящими круглыми скульптурами; но это не так, поскольку они остались прикреплены к верхним пластам породы. Этот последний этап палеолита считают моментом высшего расцвета наскального искусства.

В солютрейский период происходит улучшение качества каменных орудий.

Первые произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены во Франции. Это массивные каменные изваяния коров на стоянке Ле Фурне дю Дьябль, в долине Бом, недалеко от Дордони.

Первые изображения – отпечатки ладоней и «макароны». Они продавлены палочками, а затем делаются на твердом камне т прорезаются, становятся фигуративными.

Солютре – графика – живопись. Появляется пространственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: