Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
|
|
Объектами предварительного и последующего контроля являются, как правило, документы, в том числе:
- проекты бюджета и смет внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
- проекты государственных, отраслевых и территориальных программ, на финансирование которых используются средства бюджета и внебюджетных фондов, и итоговые документы по их реализации;
- проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам;
- проекты договоров и соглашений, затрагивающие вопросы государственного бюджета и финансовых ресурсов.
В указанных случаях контроль осуществляется в основном с использованием метода экономического анализа, результаты которого представляются в форме экспертного заключения.
Текущий контроль осуществляется в отношении всех ранее указанных объектов по ходу реализации финансово-хозяйственных решений. Текущий контроль наряду с экономическим анализом подразумевает проведение ревизий, проверок и обследований с выходом на объекты контроля. Результаты контрольных мероприятий в этом случае оформляются в виде акта или справки.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.
Обязательный проводится:
а) в силу требований законодательства;
б) по решению компетентных государственных органов.
Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
|
|
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) президента;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж) аудиторский.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:
- субъект управления - тот, кто осуществляет контроль. Субъектами контроля являются лица, заинтересованные в результатах управленческой деятельности, ее эффективности. Субъектом контроля может быть непосредственно субъект управления (орган, осуществляющий процесс управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления;
- объект контроля - тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами контроля являются объекты управленческой деятельности;
- предмет контроля - деятельность, применительно к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет управления).
Перечисленные элементы тесно связаны с элементами системы управления (рис. 1).
Взаимосвязь элементов управления с элементами системы управления
3 ┌──────────────────────────┐
┌──────────────────────────────┤Орган (субъект) управления│<─ ┐
│ └────────────┬┬──────┬─────┘
│ /│\ ││ │
\│/ │ ││ │
┌────────────────────┐ 6 │ ││ │
│Контролирующий орган├──────────────────────────┘ ││ │
│ (субъект контроля) │ ││7 1 │2
└──────────────┬─────┘ ││ │
/│\ │ ││ │
│ │ \/ \│/
│ │ 5 ┌──────────────────────────┐ │
4│ └─────────────────────────>│ Объект управления ├─ ─┘
│ │ (объект контроля) │
│ └─────────────┬────────────┘
└────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
1 - 2 - взаимоотношения между субъектом и объектом управления в процессе управленческой деятельности;
3 - принятие субъектом управления решения об осуществлении контроля над объектом управления (объектом контроля);
4 - получение субъектом контроля от объекта контроля информации, необходимой для осуществления контроля;
|
|
5 - осуществление субъектом контроля контрольных действий в отношении объекта контроля;
6 - направление субъекту управления субъектом контроля информации о результатах контроля;
7 - принятие субъектом управления управленческих решений по результатам контроля.
Контроль осуществляется на всех этапах управленческой деятельности. Согласно п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль законодательных (представительных) органов проводится в формах предварительного, текущего и последующего контроля. В Бюджетном кодексе РФ рассматривается один из видов финансового контроля - бюджетный.
В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2).
Общая структура видов финансового контроля
┌───────────────────┐
│Финансовый контроль│
└──────┬─────┬──────┘
┌─────────┘ └─────────────────────┐
\│/ \│/
┌──────────────────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐
│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│
│ │ │ контроль │
└──────────┬────────────────────────┬──────────┘ └─────────┬───────────┘
│ │ │
\│/ \│/ │
┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │
|
|
│ Государственный │ │ Негосударственный │ │
│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │
└──────────┬──────────┘ └──────────┬──────────┘ │
│ │ │
\│/ \│/ \│/
┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐
│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │
│ │ │ финансовый контроль │ │ │
├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤
│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │
│ │ │ │ │ финансовый контроль │
├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤
│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │
├─────────────────────┤ └─────────────────────┘ └─────────────────────┘
│ Ведомственный │
│ финансовый контроль │
├─────────────────────┤
│ Валютный контроль │
├─────────────────────┤
│ Таможенный контроль │
├─────────────────────┤
│ Банковский надзор │
├─────────────────────┤
│ Страховой надзор │
├─────────────────────┤
│ Правовой финансовый │
│ контроль │
├─────────────────────┤
│ Иные виды │
└─────────────────────┘
Рис. 2
Внешний контроль предусматривает организационную обособленность между субъектом и объектом контроля.
Внешний контроль в зависимости от организационной формы субъектов контроля подразделяется на государственный и негосударственный финансовый контроль.