Психологическая драма А. Вампилова

Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Отказываясь и от метода социалистического реализма, и от идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности. Вампилов в своих пьесах соединил философскую глубину с яркой театральной формой. Главная философская проблема, которая объединяет всего его произведения, – мысль о том, как стать и остаться человеком, прожить жизнь, достойную человека. Данная мысль никогда не декларируется Вампиловым прямо, но она – закономерный итог содержания каждой пьесы, воссоздающей то драматические, то комедийные ситуации Вариант разрушения личности человека, живущего эгоистическими побуждениями, погрязшего в беспутстве, представлен в «Утиной охоте». Моральный распад личности воплощает образ Виктора Зилова. Как и предшествующие герои Вампилова, это интеллектуал, умница, интересный человек, но он буквально прожигает жизнь впустую, изобретает собственный вариант «сладкой жизни» Феллини. «Утиная охота» построена как материализация воспоминаний Зилова о прошлом, причём каждое из воспоминаний, завершившись, возвращает к настоящему времени. Автор показывает, к чему привёл каждый прошедший поступок Зилова.

Когда друзья интересуются, что Зилов любит больше всего на свете, раздаются реплики: «работу» (и дружный смех, так как Зилов работает спустя рукава), «жену» (но присутствующая при этом жена говорит, что Зилов её нисколько не любит, и верно, он постоянно изменяет). Зилов не любит ни друзей, ни родителей. Получив телеграмму от отца, в которой тот просит сына навестить его в последний раз, Зилов иронически сообщает очередной любовнице: «Опять этот старый дурак умирает». Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь. От природы в него вложен большой потенциал, но ничего не реализовано. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства. В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться.

Психологическая драма 1960-х гг. (В. Розов).

Одна из характерных особенностей современной драматургии — обращение к жанру бытовой психологической драмы, ориентированной на изображение повседневности, анализ формирования человеческой личности в обыденной жизни. Это, в частности, демонстрируют пьесы Розова, в которых автор ставит перед собой задачу показать моральные, нравственные устои, которые складываются в человеке исподволь, а затем внезапно и резко проявляются в реальной жизни. Розов часто оставляет за пределами пьес процессы внутреннего духовного формирования героев, акцентирует внимание на выявлении итоговых результатов, словно демонстрирует человеку его подлинную нравственную ценность. В центре драмы, как правило, ситуация необычная, предельно заостренная, кризисная, в которой герои раскрываются целиком, обнаруживая свои жизненные цели и установки. Так, например, своеобразная конфликтная ситуация складывается в драме Розова «В день свадьбы». Накануне торжества невеста (Нюра Салова, дочка ночного сторожа в небольшом приволжском городке) вдруг заявляет, что свадьбе не бывать и что она навсегда расстается с женихом, хотя бесконечно его любит. И у этой героини есть своя логика: Нюра убеждается по ходу действия, что человек, за которого она выходит замуж, давно любит другую женщину.

Но борьба разворачивается не в рамках традиционного любовного треугольника. Розов все внимание сосредоточивает на противоборстве в душе героини, ибо, в конечном счете, именно ей придется сделать выбор. Он показывает душевные переживания Нюры, которая с мучительными усилиями постигает постепенно правду человеческих отношений. Это и является основным источником драматизма, движущим пьесу. Добровольный отказ героини от своей любви в конечном итоге расценивается Розовым как победа истинной духовности Психологизм в создании человеческих характеров обнаруживает и пьеса «Традиционный сбор», в которой из судеб отдельных людей вырисовывается картина общей судьбы поколения. Герои пьесы — выпускники, собравшиеся на свой традиционный вечер. По-разному сложилась их судьба. Носителями высоких моральных качеств, этических принципов в пьесе являются Сергей Усов и Лида Белова Первый берет на себя роль арбитра в решении сложных жизненных вопросов. Он за подлинную человечность, за полноценное развитие личности, он заставляет остальных задуматься о своем назначении в жизни. Сергей против отождествления человека с делом, а тем более с должностью. Через своего героя автор проводит мысль о необходимости быть человеком независимо от профессии.

Лида — скромная работница сберкассы, но ее неприметный быт оказывается своеобразным гарантом сохранения в человеке внутренней порядочности, залогом душевного благородства.

С этими образами контрастируют персонажи, воплощающие общественное начало в жизни людей. У Розова они наделены отрицательными чертами. Так, профессор химии Илья Тараканов — озлобленный, душевно черствый человек, карьерист. Преуспевающий заведующий овощной базой Пашка Козин — самодовольный и циничный делец, завистник Честолюбивая и расчетливая Агния Шабина растратила свой талант на восхваление бездарности. Можно сказать, что в стремлении показать особенности развития человеческой личности Розов проявляет себя как камерный драматург, тяготеющий к семейно-бытовой, психологической пьесе, в которой отсутствует панорамное изображение событий, зато налицо движение в глубины человеческой души, умение раскрывать поэзию повседневности.

Важно также, что Розов не делает в пьесах однозначных выводов, не стремится подвести под одну черту все жизненные проблемы. Так, например, в «Традиционном сборе» финал пьесы остается открытым. Он символизирует бесплодность попыток дать готовые рецепты для исцеления нравственных пороков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: