Глава 9 ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ГРУДАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Задания для самостоятельней работы
1. Охарактеризуйте в основных чертах историческую эпоху России XVIII — середины XIX вв. Расскажите о первых попытках Петра I придать государственную значимость вопросам сохранения здоровья и воспитания подрастающего поколения.
2. Раскройте влияние идей Великой Французской революции на мировоззрение русских просветителей, педагогов, общественных деятелей XVIII — XIX вв.
3. Покажите своеобразие взглядов М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского на вопросы формирования правильной речи у детей. Приведите конкретные примеры. Найдите в них сходства и различие. Сравните с педагогическими взглядами Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Р. Песталоцци.
В отдельных трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики XVI — XIX вв. отражаются своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы развития и воспитания правильной речи у детей. В этот период создается довольно целостная научно обоснованная система знаний по формированию правильной речи у ребенка (воспринимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), разрабатываются приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки детской речи.
|
|
Накопление лингво-педагогических представлений о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в развитии разных видов и сторон детской речи, — послужило той базой (истоками, предпосылками, основой), на которой выстраивались, соответственно, первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педагогических методиках ее исправления (перевоспитания и специального обучения).
Другими словами, накопление (в период интенсивного развития педагогики) лингво-педагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделения вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний (логопедию).
Круг вопросов, отраженных в трудах основоположников педагогики, касается общих сведений о языке (его значения для человека и общества, развития языка); о роли речи в развитии ребенка; последовательности развития детской речи; необходимых предпосылках образования устной речи (слуховое внимание, произносительные возможности); составных компонентах устной речи (звук, слово, фраза, выразительные средства); письменной речи (чтение и письмо); о правильной речи детей и возможных ее недостатках; о роли упражнений в воспитании правильной речи у детей.
|
|
В сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Радищева, в частности, утверждается мысль, что разум и речь — это то, что прежде всего отличает человека от животных. Не будь слова, «едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням» (Ломоносов).
Коменский «солью жизни» называл разум, действие, речь. В языке, по мнению Песталоцци, отразились результаты человеческого прогресса, и потому он называл язык «необъятным искусством» и «совокупностью всех искусств», которыми овладел род человеческий.
Ломоносов видел зависимость «блаженства рода человеческого» от слова, которое он называл «способствователем и основой развития общества». Благодаря слову человек получил возможность объединяться в общества, строить города, ополчаться против врага, передавать мысли друг другу и т. д.
В свою очередь, Радищев подчеркивал зависимость совершенствования самого человека от слова. «Язык есть творец всего, что в человеке есть изящно», — писал он. И, развивая мысль Ломоносова, называл речь «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого». Поэтому не случайно Радищев создает удивленно-восторженный гимн слову, в котором удивляется той обыкновенности и простоте образования у человека звуков речи и восторгается той всеобъемлющей силе и значению, которые они приобретают в жизни человека и человечества.
Ушинский впервые подметил другую сторону родного языка, а именно его народность. Он писал, что «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина». Называл родной язык «лучшим выражением» народа. Поэтому считал, что лучшее и верное средство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык. Связь языка с народом, по его мнению, настолько велика, что «когда исчезает народный язык,— народа нет более».