Субъекты управления финансовой системой

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Президент Российской Федерации (администрация Президента) — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

Парламент Российской Федерации (или Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и др.).

Правительство Российской Федерации — рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. (Обязанность правительства - организация целостного общественно-полезного управления народным хозяйством)

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации, которое обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансоворганизует и обеспечивает:

1) разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;

4) осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;

5) осуществляет контроль деятельности бюджетных учреждений;

6) разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;

7) финансирует сферы деятельности.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) осуществляет контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетные фонды налогов и сборов.

Основные задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) состоят в сборе, обработке и анализе информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом; создании единой информационной системы и ведении федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; в направлении соответствующей информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики.

ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельностью других кредитных институтов.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль использования федеральной собственности, движения федеральных денежных средств, государственного внутреннего и внешнего долга, деятельности Центробанка эффективности использования иностранных кредитов, а также выдачи государством кредитов и займов. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

4. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Различают государственный и негосударственный финансовый контроль.

Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

Негосударственный финансовый контроль представлен:

(а) внутрифирменным контролем,

(б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями

(в) независимым аудиторским контролем.

Основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п.

Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами.

Сферой финансового контроля являются все операции денежного оборота, включающие в себя бартерные сделки и различные формы взаимозачетов.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют:


• общегосударственный;

• ведомственный;

• внутрихозяйственный;

• общественный;

• независимый (аудиторский).


По форме проведения финансовый контроль делится на:


· предварительный;

· текущий;

· последующий.


По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают:


· проверки,

· обследования,

· надзор,

· анализ финансовой деятельности,

· наблюдение (мониторинг),

· ревизии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: