Методика аудиторской проверки учета основных средств и нематериальных активов

Основными целями аудиторской проверки основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) является проверка законности и правильности:

· операций поступления, перемещения и выбытия ОС и НМА;

· определение первоначальной стоимости объектов ОС и НМА;

· их документального оформления;

· своевременное начисление, включение в издержки производства и использование амортизационных отчислений с ОС и НМА;

· определение и использование остатка износа ОС;

· отражение на счетах бухгалтерского учета операций по движению ОС и НМА;

· осуществляется также проверка наличия неиспользуемого оборудования, его состояния, условий хранения и принятых мер по его реализации или передаче другим организациям;

· сохранности ОС и НМА, наличие излишних ОС и НМА;

Источники информации:

1. баланс; журналы-ордера;

2. акты приемки-передачи ОС, ф. № ОС-1;

3. акты приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных ОС, ф. № ОС-2;

4. акты на списание ОС, ф. № ОС-3;

5. акты на списание автотранспортных средств, ф. № ОС-4;

6. инвентарные карточки учета ОС, ф. № ОС-6;

7. опись инвентарных карточек по учету ОС, ф. № ОС-7;

8. карточки учета движения ОС, ф. № ОС-8;

9. инвентарные списки ОС, ф. № ОС-9;

10. договора купли-продажи, договора поставки, договора дарения;

11. приказ об учетной политике предприятия.

Проверку операций по оприходованию ОС необходимо начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Следующим этапом проверки является проверка наличия в организации постановления действующей комиссии по приему и списанию ОС (встречаются случаи неофициальной передачи функций этой комиссии главному бухгалтеру), если такой комиссии не создано, то в ходе проверки необходимо добиться у руководства ее создания, т.к. все оформленные документы по приему и особенно по списанию ОС не имеют юридической силы, и все записи в учете по этой причине должны быть скорректированы. Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов ОС. Очень важно проверить фактическое наличие ОС, сравнив его с учетными данными. Это необходимо делать в связи с тем, что инвентаризацию ОС разрешается проводить 1 раз в 3 года; необходимо также сверить инвентарные номера ОС с учетными данными, т.к. бывает так, что инвентарные номера вообще не присваиваются, или присваиваются номера ранее списанных ОС. Аудитор должен также проверить правильность разделения ОС по характеру участия их в производстве (находящиеся в производстве, реконструируемые или находящиеся в запасах).

Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учета, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания ОС, аудитор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС.

Проводя проверку начисления Амортизационных отчислений (АО), аудитор должен обратить внимание на начисление АО по ОС, не относящимся к промышленно-производственным, т.е. АО по объектам культуры, не включаются ли они в себестоимость продукции. Важно также проверить, не продолжается ли начисление АО по ОС, которые уже имеют полный износ. Проводя проверку начисления АО по ОС, аудитор должен проверить и соответствующие расчеты, и их тождественность с данными аналитического и синтетического учета АО. Проверяя вопросы, связанные с отнесением затрат на производство технического и капитального ремонта, аудитор должен проверить документацию, на основании которой проверяющиеся ремонтно-дефектные ведомости, план проведения ремонтных работ, сметные расчеты. Очень важно при этом провести тщательную проверку всех этапов ремонтных работ, и главное установить, нет ли таких работ, которые должны быть отнесены не к капитальному ремонту, а к капитальным вложениям. Важный элемент проверки – установление фактов отнесения затрат на ремонтные работы в себестоимость продукции по объектам ОС, не относящихся к производственным фондам. При проведении проверки отнесение затрат на ремонтные работы аудитору следует обратить внимание на следующий фактор: нередко предприятия в соответствии с принятой учетной политикой создают резервный, ремонтный фонд за счет себестоимости выпускаемой продукции, средства которого учитывают на счете 96 – «Резервы предстоящих расходов».

При проверке учета НМА, аудитор в первую очередь аудитор должен установить законность и правильность включения ценностей в состав НМА, акцентировав внимание на такой их особенности, как способность приносить доход. При аудите необходимо проверить и такие вопросы, как правильность отнесения на себестоимость выпускаемых изделий, стоимости отдельных программных продуктов, которые отнесены к НМА и рассчитаны на выпуск определенного количества изделий в течение года. Такие программные продукты нельзя учитывать в составе НМА, т.к. они используются в производстве в течение года, но не более года.

Проверяя начисление и списание износа НМА аудитору надо убедиться, что износ начисляется, относится на себестоимость ежемесячно, а не в конце отчетного периода. Проверяя вопросы, связанные с выбытием НМА, аудитор проверяет, все ли эти операции отражены только на счете 91. Проверку использования НМА необходимо увязать с проверками состояния бухгалтерского учета, обращая внимание при этом на соответствие данных аналитического и синтетического учета НМА и их износа с записями в Главной книге или другом аналогичном регистре. При значительном количестве видов и стоимости НМА необходимо проверить вопросы аналитического учета по их видам.

Состав и содержание методов сбора аудиторских доказательств. Использование работы эксперта

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может использовать различные процедуры. Наиболее распространены следующие:

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет заключается в проверке ранее сделанных клиентом арифметических расчетов и в выполнении независимых подсчетов. Эта процедура дает математически точную информацию. При обнаружении ошибок в подсчете аудитору следует проследить дальнейший путь этой искаженной информации и оценить ее влияние на степень достоверности отчетности.

Пересчет обычно осуществляется выборочно в соответствии со стандартом «Аудиторская выборка».

Пересчет часто используется при проверке оценочных значений (потерь от обесценения ценных бумаг и т. п.). При этом надо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете».

Инвентаризация. Этот прием подтверждает физическое наличие имущества и финансовых обязательств, дает точную информацию об их существовании и приблизительную о состоянии и оценке основных средств, МБП, материалов, готовой, продукции и т.п. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации, в результате чего правильно оценить надежность системы БУ и действенность СВК.

До начала проведения инвентаризации аудиторская организация обязана выяснить, как часто проводилась инвентаризация, проверить документы о прежних инвентаризациях, ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно - материальных ценностей, выявить из них дорогостоящие, проанализировать их систему учета и контроля, выявить ее слабые и сильные стороны.

В случае наблюдения за проведением инвентаризации аудитору надо принять участие в проведении контрольных измерений, изучить, имеются ли устаревшие, неиспользуемые или малоиспользуемые ценности, проверить, как хранятся запасы, принадлежащие третьим лицам, учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах, проверить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

Проверка может проводиться в 2-х направлениях:

в направлении сверки учетных данных с фактическим наличием ценностей и наоборот.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Достоверна только информация, полученная в момент исследования учетных работ, выполняемых бухгалтерией.

Подтверждение. В значительной части деловых операций участвуют третьи стороны. От них могут быть получены» письменном виде подтверждения информации, которая вызывает сомнение у аудитора. Например, при обнаружении подчисток, исправлений в банковских выписках запрашиваются их копии из банка.

Запрос рекомендуется стандартом готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес третьей стороны. В нем должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с третьей стороной, которой был направлен запрос.

Если от третьей стороны получена информация, расходящаяся с учетными данными клиента, то надо применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны.

Его проводят на всех стадиях аудита, и в ходе ознакомительного посещения фирмы-клиента, и для выяснения отдельных вопросов, возникающих при проверке.

Результаты должны записываться в виде протокола или краткого конспекта с указанием фамилии, имени и отчества аудитора, проводившего опрос, и лица, которое было опрошено. Для проведения опросов могут быть использованы готовые бланки с перечнями вопросов и местом для ответов. Протоколы, конспекты и заполненные бланки приобщаются к другим рабочим документам аудитора. Полученная информация должны быть подкреплена независимыми сведениями, полученными в ходе других аудиторских процедур. Исключение составляет добровольное признание в хищениях, нарушениях, неверном использовании учетной политики и т.п. (об этом, правда, в стандарте не говорится).

Проверка документов. Документы, как уже было отмечено, могут быть внутренними (подготовленными и сработанными внутри проверяемой фирмы), внешними (подготовлены вне фирмы), а также внутренними и внешними одновременно. Среди документов также выделяют официальные и обычные. Наиболее достоверными с точки зрения уменьшения вероятности подделки являются официальные документы (например, уставные документы, выписки банка, корешки денежных чеков). Менее достоверными с этих же позиций являются обычные документы (например, счета – фактуры поставщиков и т.д.). Степень доверия к внутренним документам зависит от качества внутреннего контроля за их подготовкой и о6работкой. Цель проверки документов — подтверждение учетных записей.

Прослеживание (сканирование). С помощью этой процедуры выявляются и изучаются нетипичные статьи и события, отраженные в учете. При выполнении этой процедуры аудитор выборочно проверяет первичные документы и их запись в регистры синтетического и аналитического учета с использованием стандарта «Аудиторская выборка».

Аналитическая процедура. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выявление причин таких ошибок и искажений.

Она применяется в период предварительного планирования до заключения договора на аудиторскую проверку, обычно в форме экспресс-анализа, при составлении программы аудиторской проверки, когда изучается отчетность фирмы-кяиента и определяются участки, на которые следует обратить особое внимание, и в ходе самой проверки.

Важную роль в аудите может играть специальная проверка отдельных обстоятельств и сторон финансово-хозяйственной деятельности клиента. Такие проверки могут производиться с привлечением эксперта.

В качестве эксперта может быть привлечен не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области (отличной от бухгалтерского учета и аудита) — оценщик, инженер, геолог и т. д.

Экспертом может быть юридическое лицо. Так, экспертом не может выступать (основной или преобладающий) учредитель, собственник, акционер, руководитель или иное должностное лицо проверяемого экономического субъекта, несущее ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящее с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Экспертом не может быть лицо, ранее оказывавшее данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Привлечение эксперта должно быть отражено в договоре на аудиторскую деятельность, если такая потребность возникла в ходе проверки, то надо поставить в известность заказчика и получить его разрешение. Отказ должен быть в письменной форме, в этом случае аудиторское заключение может быть отличным от безусловно положительного.

С экспертом заключается договор возмездного оказания услуг (аудиторской фирмой или фирмой-клиентом).

Заключение эксперта должно, как повило, состоять из 3-х частей: вводной, исследовательской и выводов.

Аудитор должен оценить результаты работы эксперта с позиции возможности их использования в качестве аудиторских доказательств. Если они значительно расходятся с другими доказательствами, полученными аудитором, то необходимо или провести дополнительные процедуры, или привлечь другого эксперта. В безусловно положительном аудиторском заключении следует воздержаться от любых ссыпок на исследования, проведенные экспертом, при других формах аудиторского заключения такая ссылка допустима, но с согласия эксперта (в письменной форме), поскольку возникает вопрос об ответственности (ответственность в определенной степени перекладывается на эксперта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: