Управление на основе предвидения изменений исходит не из существующих тенденций и условий, а из тех, которые могут сложиться в будущем. Основная цель такого управления — прогноз будущей ситуации и обеспечение выживаемости предприятия в последующие годы. Предпосылки появления этой разновидности стратегического управления следующие:
• стремительное изменение во внешней среде из-за научно-технического прогресса, резкого усиления конкуренции;
• интернационализация деловой сферы;
• широкий доступ к информации (Internet), объем которой резко
возрастает;
• повышение роли человека в производстве благодаря творческим возможностям.
В основе такого управления лежит:
1) глубокий анализ существующих тенденций, неконтролируемых факторов и взаимосвязей во внешней среде предприятия;
2) всесторонний прогноз будущего состояния внешней среды, прежде всего научно-технического прогресса и рынков.
Такой анализ и прогноз (предвидение изменений) позволяет сформулировать перспективные цели предприятия по различным направлениям деятельности:
• инновации;
• разработка новых продуктов;
• завоевание рынков;
• развитие производственного и кадрового потенциала;
• диверсификация и др.
При управлении на основе предвидения изменений цели определяют исходя не из поиска и мобилизации внутренних резервов (как при опережающим управлении), а из возможностей, которые могут появиться во внешней среде предприятия. Содержательным результатом достижения этих целей должны стать крупные перемены на предприятии.
Переход к стратегическому планированию и управлению неизбежен, если предприятие стремится выжить в рыночных условиях, но этот переход должен быть постепенным, чтобы не разрушилась традиционная система планирования и управления.
Для управления на основе предвидения изменений на предприятии необходимо организовать:
• обширную агентуру по сбору информации о производстве данного продукта или виде деятельности за рубежом и внутри страны;
• компьютерный отдел для создания базы данных;
• аналитический отдел с высококвалифицированными специалистами для анализа информации, предвидения изменений и рекомендаций руководству предприятия.
16.2. SWOT –анализ.
Содержание матрицы SWOT- анализа: сильные и слабые стороны предприятия, благоприятные возможности и угрозы.
информацию, которую целесообразно использовать в рамках SWOT-анализа, т. е. определения сильных, слабых сторон, возможностей и угроз. Последний дает возможность организации четко понять свои стратегические перспективы и сделать все возможное, чтобы не допустить больших потерь от наиболее вероятных рисков.
Рис.16.2 матрица SWOT–анализа организации