Этапы возникновения менеджмента
Организационная структура. Проблема менеджмента
Роли менеджера по Минцбергу
1. межличностные роли.
· Главный руководитель - симв. глава (социального, юридического характера)
· Лидер – ответственный за мотивацию подчиненных набор.
· Связующее звено – работа с контактами вне зоны ответственности
2. информационные роли.
· Приемные информации – получение информации из внешнего мира
· Распространитель информации – передает информацию.
· Представитель – передача информации вне, относительно планов, действий
3. роли, связанные с принятием решений
· предприниматель – находит и разрабатывает новые проекты
· устраняющий нарушения – корректирует действия
· распределитель ресурсов – принятие всех значительных решений
· ведущий переговоры – ответственный за представительство на переговорах
Функции менеджера:
1. выявление проблем
2. решение проблемы
3. работа с персоналом
4. переговоры
1. менеджмент - сфера услуг
|
|
2. глобализация бизнеса организационной структуры.
3. организационные изменения или вычеркивание единого на уровне иерархической пирамиды власти
Менеджмент как научное направление возник в 1900 гг.
1. Школа научного управления Ф. Тейлора (тейлоризм) – это первая школа менеджмента, суть которой – как сделать труд рабочих рациональным. Менеджмент – унификация труда рабочих. Тейлор считал, что рабочий ленив по своей природе. Рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда когда и его доход тоже будет расти. Менеджеры думают, рабочие работают
Принципы:
1. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий
2. следование разработанным стандартам
3. подбор, обучение и расстановка рабочих сил на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу
4. оплата по результатам труда
5. использование функциональных менеджеров
6. поддерживание дружеских отношений между рабочими и менеджерами
Минусы этого принципа:
1. рассматривали организацию как замкнутую систему, т.е. в отрыве от мира;
2. недостаточно уделяли внимания изучению процесса управления.
В России последователи Тейлора – Багданов, Гостев. Вклад наших ученых – НОТ (Научная Организация Труда).
2. Административная школа (Анри Файоль"Общий и промышленный менеджмент.").
Менеджмент-проблема организации труда в целом Основной вклад А.Файоля в теории управления – рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предвидение и планирование, организация, координирование, контроль и распорядительство.
|
|
Принципы управления:
1. разделение труда (крайне полезно, с ростом повышения разделения труда падают издержки, повышает квалификацию и уровень выполнения работы)
2. разделение власти – ответственность за возможную ошибку несет менеджер
3. дисциплина – четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям
4. единство распорядительства (единоначалие) – распоряжения и подотчетность одному руководителю
5. единство руководства (едино направление) – один руководитель и один план по достижению единых целей
6. подчинение индивидуальных интересов общим – интересы организации должны быть выше индивидуальных
7. вознаграждение персонала – баланс между материальным и нематериальным вознаграждением, стимулирует людей на работу с отдачей
8. централизация – баланс между централизацией и децентрализацией, их степень зависит от внутренних и внешних факторов. Децентрализация – более гибкая и адаптивная к рынку
9. цепи взаимодействия – четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненному
10. порядок – каждый должен знать свое место в организации, иерархичность. Порядок материальный – все предметы на своих местах, порядок социальный – хорошая организация и подбор персонала
11. равенство = благожелательность + правосудие = справедливость (формула Файоля)
12. стабильность персонала – отсутствует текучесть кадров, не всегда выгодна и оправдана
13. инициатива – подчиненные должны иметь свободу самовыражения
14. корпоративный дух – единение персонала, атмосфера общего дела
3. Школа человеческих отношение по Элтону Мейо (неоклассическая по отношению к 1,2 - классическим). Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека. Хоуторнский эксперимент – эмпирическое исследование (влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерыва и ряда других формирующих условия труда факторов: Вэстерн Электрик Компани; поведение человек на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях они находятся на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют у рабочих и менеджеров.) Суть – в любой формальной структуре существуют неформальные группы со своими неформальными отношениями, которые влияют на деятельность организации. В неформальной группе важно обращать внимание на индивида. Человек не ленив, он может работать
4. Школа – Количественные методы (возникла, так как математические методы не всегда применимы)– возможность все просчитать (эпоха появления компьютеров). Для организации важен человек.
· методы статики
· анализ данных
5. Современная школа (вреден by passing)