Культурный феномен эпохи Возрождения (Ренессанса) до сих пор вызывает пристальное внимание к себе со стороны культурологов, историков, философов. В разных странах Ренессанс определяется разными временными рамками. Так, в Италии, Ренессанс начался раньше, нежели в других европейских странах (XIV в.), а в Германии позже всех (XVI в.). Поэтому условно период Возрождения можно заключить между XIV и XVI вв. Сам термин «Возрождение», по отношению к этому культурно-историческому феномену, окончательно утвердился в XVIII в.
Сам термин «Возрождение» означает возвращение к наследию античности. Действительно, итальянские деятели искусства многое черпали из античности, которая представлялась им идеалом в культурном отношении. Однако, безусловно, нельзя говорить о послушном следовании средневековых людей принципам античного мира. Это было невозможно, в первую очередь, из-за разницы в исторических условиях.
Дело в том, что культура Возрождения берет свое начало из средневековой городской культуры, которая в большей степени ориентирована на человека, на его потребности, на сохранение его интимного пространства (ср.: в психологии проводится резкое различие между психологическим пространством сельского жителя и городского). Поэтому мировоззрение культуры Возрождения носит ярко выраженный светский характер.
Культура Возрождения возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.
Поэтому важнейшей чертой мировоззрения человека эпохи Возрождения является гуманизм (от лат. humanitas «человечность»), т.е. особое отношение к человеку, заключающееся в том, что человек признавался уникумом. Человек становится высшей ценностью. Его чувства вдруг, неожиданно открытые деятелями культуры этого периода, становятся ценностно-значимыми. Если средневековый мир практически отрицал внутреннюю, духовную, интимную, чувственную жизнь человека, всецело подчиняя его религиозному культу, то Возрождение объявило внутренний человеческий мир ценным и самостоятельным.
Поэтому мы можем говорить о том, что для Возрождения характерен антропоцентризм — человек объявляется высшей ценностью, высшим и лучшим созданием Бога, собственно, сменяет Бога. Все, что есть у человека, это не дары Бога, а результат его же, т.е. человеческой, деятельности. И это мнение было справедливым: культура Возрождения это выход человечества из глубины «темных» средних веков. Но этот выход не был чьим-то подарком — за ним стояла огромная деятельность, огромные человеческие жертвы. Если для средних веков характерна утилизация античного наследия, то Возрождение начинает творить самостоятельно. Возрождение — это ликование человечества, победившего тьму, это праздник, это заслуженная награда за тяжелый труд. Важной идеей эпохи Возрождения является положение о том, что человек — творец самого себя. Он творец собственного счастья, материального благополучия.
Данте, Боккаччо, Петрарка, Шекспир и др. сделали внутренний мир человека объектом своего творческого и художественного внимания. Человек ликует на полотнах живописцев. Леонардо да Винчи проводит анатомические исследования с той целью, чтобы человек стал реальностью, живым, с сухожилиями и костями, слезами и смехом, а не некоей абстракцией, временно пребывающей на земле.
В этом заключается демократический характер Ренессанса.
Однако Возрождение имело и оборотную сторону. Сместив Бога на своем посту, человек получил право на абсолютизацию человеческого начала. Вместе с утверждением права на интимную жизнь пришла идея о вседозволенности. Этические нормы стали рассматриваться не сквозь призму Бога, а сквозь призму Человека. Культура Ренессанса стала максимально телесной, чувственной, и эта чувственность часто сметала чувствительность, эстетика стала превалировать над этикой до такой степени, что стало возможным говорить об антиэстетизме.
И в этом случае Церковь оказалась не на высоте. Церковники обозначили свое желание участвовать в этом «празднике жизни». Этические понятия были отброшены в сторону как ненужные. Римские папы пустились в разгул, разврат, материальное накопление заменило духовный подвиг. От высшего духовенства не отставало и низшее. В историю вошли отвратительные случаи предательства, разврата, распущенности как в светском обществе, так и в духовном.
Человека некому было обуздывать — Церковь, которая должна была выполнять роль общественного регулятора, сама стала рассадником моральных преступлений и физических извращений.
Вместе с тем человеческая мысль искала и в то время не только основания для чувственного радостного бытия, но и принципы организации человеческого общества, поскольку социальное неравенство сохранялось. Именно к этому периоду относятся учения об утопическом социализме.
Утопический социализм — комплекс представлений об организации общества на социалистических началах. Эти представления носили мечтательный, не подтвержденный законами общественного развития характер. Свое наименование утопизм получил от название сочинения английского мыслителя Томаса Мора (1478—1535) «Утопия» (1516). В этом диалоге описывался идеальный общественный срой на фантастическом острове Утопия (что с греч. дословно переводится как «Нигдения», место которого нигде нет). В этом обществе ликвидирована частная и даже личная собственность, введено равенство потребления, обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах.
Другой представитель этого течения — Томмазо Кампанелла (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель. В своем произведении «Город Солнца» (1602) Кампанелла рассказывает о выдуманной идеальной коммунистической общине, где упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством. Труд тут является почетным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами, потому что огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию.
Вообще, политическая мысль эпохи Возрождения получила очень серьезное развитие. Одним из крупнейших мыслителей в этой области стал знаменитый итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик, выходец из обедневшей знатной семьи Никколо Макиавелли (1469—1527). В своих сочинениях (наиболее знаменитое — «Государь» (1532)) Макиавелли обнаруживает светский, а не теологический подход к проблеме государства и человеческой истории. Он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учете реальных фактов, реальной обстановки. Согласно концепции Макиавелли сильная личность способна противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность. Лучшей формой государства мыслитель считал республику при сильном государе. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). Он опасался «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры, и распущенной знати. Поэтому его симпатии были на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» — popolo). Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии историографии: он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.
Поскольку Церковь эпохи Возрождения и в предшествующий период была вовлечена в различного рода скандалы, связанные отнюдь не с духовной и нравственной природой ее бытования, исторически возникла форма протеста против ее произвола. К этому времени Церковь окончательно скомпрометировала себя введя институт индульгенций. Индульгенция (от лат. indulgentia «снисходительность, милость») означала полное или частичное прощение «грехов», даваемое верующему церковью. Позже это «прощение» оформилось в свидетельство, выданное церковью по случаю «отпущения грехов». С XII—XIII вв. католическая церковь начала в широких масштабах торговлю индульгенциями, принявшую характер беззастенчивой наживы.
В борьбу с Церковью вступили гуманисты. Так, широкое распространение получили знаменитые «Письма темных людей», немецкая сатира начала XVI в., написанная на латинском языке гуманистами К. Рубианом, Г. Буше и У. фон Гуттеном от лица клириков. Письма-пародии высмеивали невежество, тупость, религиозный фанатизм и нравственное убожество схоластов, обнажали пороки папского Рима, тунеядство и распутство монахов.
Широко известным стало произведение Себастьяна Бранта (1458—1521), немецкого писателя-гуманиста и доктора права. В 1494 г. он опубликовал книгу стихотворных сатир «Корабль дураков», где изобличал «рыцарей», промышляющих разбоем, ростовщиков, разоряющих бедных людей, бесчестных правителей, а также корыстолюбивое духовенство.
Все это готовило Реформаицю. Реформация (от лат. reformatio «преобразование, исправление») возникла в XVI в. как широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы. Самые общие, глубинные причины, вызвавшие реформацию, связаны с разложением феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов, обострением социально-политических противоречий.
Наиболее известным деятелем реформации был Мартин Лютер (1483—1546), основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Он выступил с 95 тезисами против индульгенций, которые вывесил 31 октября 1517 г. на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Он отвергал церковную догму о том, что Церковь является посредником между Богом и человеком. Лютер объявил веру христианина единственным путем «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом (тезис об «оправдании одной верой»); отверг авторитет папских декретов и посланий и требовал восстановления авторитета Священного писания. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души.
Другими реформаторами религиозного учения католицизма выступали У. Цвингли и особенно Ж. Кальвин.
Среди крупных мыслителей-гуманистов этой эпохи стоить назвать нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469—1536), автора знаменитой «Похвалы Глупости», Мишеля Монтеня (1533—1592), оставившего свои замечательные «Опыты», скептически направленных против фантастических преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики.