Концепция субъекта в философской системе Канта

Немецкая классическая философия — это почти столетний период деятельности крупнейших мыслителей своего времени, основные представители которого были немцами. Несмотря на то, что Германия середины XVIII в. представляла из себя разрозненную на несколько государств территорию, с ослабленной экономической базой, именно на период с 1750 по 1850 гг. приходится удивительный расцвет философской мысли.

Немецкая классическая философия радикально сместила акцент философского внимания: с философии онтологии (античность и средние века) и гносеологии (эмпиризм нового времени) — к философскому осмыслению субъекта. НКФ занимается вопросом об отношении субъекта и объекта. Центром НКФ является человек во всей его полноте, т.е. не только как субъект. Именно НКФ выдвинула законы исторического развития, мысля его как единый исторический процесс, в который включено все человечество. Именно эта идея развивается в понятие культуры. Смысл этой идеи в том, что человек понимается не как только часть природного мира, но и культурного. Наиболее ярко это нашло отражение у Гегеля. НКФ также занималась разработкой диалектического метода.

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724—1804). Обычно выделяется два периода в его деятельности: докритический (естественно-научный и метафизический) (до 1770 г.) и критический (собственно критический и послекритический).

В докритический период своей деятельности Кант выступает в большей степени как материалист, причем Кант утверждал что материя — самодвижущаяся. Происхождение всего во Вселенной он пытался объяснить с научной точки зрения, преодолевая, таким образом, метафизическое представление об абсолютной неизменяемости природы. Наиболее крупными его работами этого периода стали «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746) и «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В последней Кант, опираясь на научные достижения современников (в том числе и Ньютона), изложил космогоническую гипотезу, наиболее масштабно и основательно разработанную для своего времени, где осветил проблемы возникновения, развития и гибели миров во вселенной. Канту также удалось выдвинуть гипотезу о происхождении нашей солнечной системы из туманностей, возникших в результате взрыва, тем самым предвосхитив открытие Лапласа.

Много внимания Кант уделяет в это время вопросам геофизики, механики, космологии, антропологии.

Что касается собственно философской деятельности Канта, то о ней в первую очередь можно сказать следующее: философ сам признавал серьезное влияние, оказанное на него Ньютоном, Лейбницем и Юмом. Поэтому первой своей задачей он поставил освобождение от указанных авторитетов. Именно Юм, по словам самого Канта, «пробудил его от догматического сна». Как понять это метафорическое высказывание?

Дело в том, что Кант задался вопросом: объективно ли наше познание? Носит ли оно достоверный и необходимый характер? Юм утверждает, что причинно-следственная связь — всего лишь наша психологическая привычка. Значит наука невозможна (скептицизм). Кант ставит своей задачей — «спасение» науки.

В 1770 г. Кант пишет диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров». Здесь он уже отходит от своих начальных естественно-материалистических позиций и встает на платформу субъективного идеализма. Пространство и время для него теперь не объективные формы внешнего мира, а априорные (доопотные) формы созерцания, присущие сознанию.

Свое главное учение он изложил в так называемых «трех критиках»: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1789). Как объяснял свою задачу сам философ? Дело в том, что, по его мнению, раньше философы обращали свое внимание на мир, исследуя его с помощью разума, но не обращали своего внимания на сам разум, на инструмент исследования. Поэтому всю предыдущую философию Кант определяет как догматическую, т.е. такую, которая опиралась на возможности и способности разума, при этом, так и не проверив границы его возможностей. Поэтому Кант проводит «критику» предыдущего знания.

До Канта философия производила анализ объекта познания. Кант ставит в центр философии специфику познающего субъекта. Эта специфика и определяет оригинальность и уникальность всякого познания, в то же время субъективна и, как становится видным дальше, ведет к агностицизму.

До Канта субъективные аспекты познания рассматривались как ненужные, отвлекающие и случайные. Предпочтение отдавалось чистому познанию. Кант же показал, что как раз истинность и уникальность познания состоит в его субъективности. Кант отделяет субъективное от объективного, вводя понятия вещи-в-себе и понятие достоверного знания.

Теория познания Канта. Процесс познания по Канту заключен в три этапа: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Таким образом, первоначально процесс познания Кант опирает на идеи Локка — опыт является источником познания. Но опыт дает нам субъективное знание. Однако Кант идет дальше, ибо он говорит о двух формах знания: 1) апостериорное (т.е. проверенное опытом) и 2) априорное (т.е. доопытное).

С чем сталкивается опыт? С материальным миром, который представлен вещами-в-себе. Вещь-в-себе — это цельная сущность, это вещь, существующая сама по себе, независимая от познающего субъекта, «истинное» бытие. Однако вещь-в-себе проявляется. Она воздействует на наши органы чувств и порождает наглядные представления. И эти воздействия Кант называет явлениями. Существует всего лишь две априорные формы чувственного наглядного представления, которые упорядочивают в нашем сознании вещи-в-себе (точнее, их воздействие на нас) — время и пространство. Кант в критический период своего философствования отказывает от материалистического толкования времени и пространства, т.е. не признает их объективными формами материального мира. Теперь время и пространство понимаются Кантом как две субъективные формы созерцания. Только в рамках этих двух форм и возможно наше познание. Но именно поэтому оно субъективно, т.к. субъективны время и пространство, т.е., попросту говоря, наше познание субъективно, т.к. времени и пространства не существует — это всего лишь формы созерцания, представления, упорядочивания.

Таким образом, достоверность научного знания обуславливается тем, что оно существует в рамках этой же субъективности. Другими словами, геометрия как наука объективна потому, что она рассматривает пространство в рамках самого этого пространства. Она верно описывает его законы. Дело заключается только в том, что эта геометрия всего лишь геометрия этого, субъективного пространства, а не какого-либо истинного, объективного.

Поэтому мы можем познавать только в рамках пространства и времени и только явления, сами вещи-в-себе остаются нам недоступны.

Различение а) мира явлений и б) мира вещей в себе позволяет Канту ввести важные для его философии понятия трансцендентального и трансцендентного. У Канта они получают следующее значение: а) трансцендентальный означает имеющий признаки априорности; б) трансцендентный же указывает на нахождение чего-либо за пределами или границами опыта, выход за рамки и возможности человеческого сознания.

Второй ступенью познания является рассудок, который объединяет многообразие доопытного и опытного знания. Рассудок — это способность человека мыслить предмет, который дается нам посредством чувственности. Рассудок упорядочивает восприятия человека, подво­дит их под всеобщие и необходимые формы и, таким образом, обу­словливает объективность знания.

Что же это за всеобщие и необходимые формы? Это категории, которые присущи человеку изначально. Категории — это инструменты, орудия познания, они придают нашему знанию не случайный, стихийный, эмпирический характер, а характер научный, т.е. всеобщий, необходимый. Таким образом, научное знание — это категориальное знание. Категории — это априорные формы рассудочного познания — сведены Кантом в четыре группы: 1) количества, 2) качества, 3) отношения, 4) модальности. Каждая из групп заключает в себе по три категории и, таким образом, общее их число равно двенадцати — по числу логических видов суждений.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, — умопостигаемый мир — может быть доступен только разуму.Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями.

Что такое идея по Канту? Они лежат в основе нашего естественного стремления к объединению всего познания, подчинения его единым целям. Идеи — это предел нашего познания. В отличие от категорий рассудка идеи имеют отношение не к содержанию опыта, а к чему-то находящемуся за пределами всякого возможного опыта. Из факта существования этих идей в нашем уме отнюдь не следует факт их действительного существования. Идеи разума имеют исключительно регулятивное значение. Кант выделяет три априорные идеи чистого разума: 1) душа, 2) мир, 3) Бог. То, что эти идеи не реальны, а мнимы, доказывает кантовское учение об антиномиях (т.е. о противоречивых взаимоисключающих положениях), которые возникают в рамках ограниченного разума (рассудок — ограничен опытом, разум — отсутствием опыта). Другими словами, мы в состоянии доказать совершенно противоположные утверждения.

Первая антиномия. Кант доказывает положение, что мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени. И тут же доказывает обратное: мир неограничен в пространстве и не имеет начала во времени. Одинаково строго можно доказать то и другое. Значит, делает вывод Кант, пространство и время неприложимы к миру самому по себе.

Вторая антиномия. Всякая сложная вещь состоит из простых, далее неделимых вещей, и, в конечном счете, все сложено из простого и неделимого. Противоположное положение: ни одна из сложных вещей не состоит из простых вещей, всякую часть можно разделить на более мелкие части. Это означает, что простота и сложность есть категории лишь нашего сознания и неприложимы к миру вещей как они есть в действительности. Таким образом, даже неделимые атомы Демокрита есть лишь явления нашего сознания.

Третья антиномия. В мире должна присутствовать не только причинность по законам природы, но и свободная причинность. То есть в мире должна быть свобода. И тут же доказывается противоположное: в мире не существует свободы, все причинно обусловлено. Итак, есть свобода и нет свободы. Можно одновременно доказать и то и другое.

Четвертая антиномия. Доказывается, что в мире должно существовать безусловно необходимое существо, т.е. Бог. И тут же доказывается обратное: нет в мире безусловно необходимого существа. Таким образом, можно одинаково строго доказать, что есть Бог и нет Бога.

Этика Канта. В «Критике практического разума» Кант обращается к вопросам этики. Здесь Канет вводит понятие закона, т.е. опять-таки данный априорно всеобщий принцип. Мораль находится вне границ опыта или чувственности. Источником морального действия является всеобщий закон. Этот закон называется у Канта категорическим императивом.

Кант делит разум на теоретический и практический. Моральные законы относятся к области практического применения чистого разума. Человек есть одновременно представитель как бы двух миров — чувственного и умопостигаемого. В первом случае, он подчиняется законам природы, а во втором — независимым от природы разумно-моральным основоположениям (императивам). Императив— это правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку. Императивы бывают гипотетические (практические предписания) и категорические (законы). Сам Кант дал несколько определений категорическому императиву: 1) «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом»; 2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Суть категорического императива заключается в следующем: нужно подчинять свой личный принцип (максима) общезначимому нравственному предписанию. Если гипотетический императив имеет силу при определенных условиях, то категорический выражает долженствование, принуждение поступать так, а не иначе. На бытовом уровне категорический императив разъясняют следующим образом: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой», «Не делай зла никому, тогда не будут делать зло тебе».

Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этoй концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений», оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами самими по себе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: