Исследования

Раздел 6. ЭТАПЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

Раздел 5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕС-КОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раздел 4. МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раздел 3. НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Раздел 2. КАТЕГОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АППАРАТА ПАТОПСИХОЛОГИИ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПАТОПСИХОЛОГИЮ

1.1 Патопсихология в системе психологических и медицинских знаний. Отличие патопсихологии от психопатологии.

1.2. Практические задачи патопсихологии.

1.1. Патопсихология в системе психологических и медицинских знаний. Отличие патопсихологии от психопатологии.

Патопсихология, возникнув в рамках классической психологии, сформировалась как научная дисциплина на стыке двух сфер науки – гуманитарной и естественнонаучной, на стыке психологии и такого раздела медицины как психиатрия.

С современных позиций союз психиатрии и психологии определяется общим пониманием психических болезней как заболеваний человеческого организма с выраженным нарушением психической деятельности, т.е. отражательной функции мозга. Психология - наука о природе, детерминации и структуре психической деятельности, той функции мозга, нарушение которой дает круг болезней, изучаемых психиатрией (Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, 1995).

Для решения основных задач клинической психиатрии – предупреждения и лечения психических болезней – необходимо знать причины, условия и механизмы их возникновения, т.е. материальные (субстратные) основы психических болезней. В выявлении всей цепи процессов, опосредующих связь психопатологических проявлений с патобиологическими их механизмами, в раскрытии природы этих заболеваний, существенную роль играет патопсихология – раздел клинической психологии, изучающая закономерности нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения психических свойств личности при разных видах патологии мозговой деятельности, исходя из сопоставления с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология, несмотря на близость объектов исследования, отличается от психиатрии (психопатологии) по предмету. Клиницист рассматривает болезненную продукцию с позиции логики болезни. Для него единицей рассмотрения являются отдельные болезненные формы, имеющие свою этиологию, патогенез, клинику психических нарушений, течение и исход, а также отдельные симптомы и синдромы. Патопсихолог за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности.

Теория психиатрии не сводится к психологии и не ограничивается только анализом нарушений психики, поиском основ болезней. Однако и недооценка связи психиатрии с научной психологией весьма сужает возможности психиатрии в познании природа психических болезней и решении задач клинической практики.

Можно выделить три направления взаимодействия между психиатрией и психологией:

1 – теоретическое использование системы психологических знаний в построении общей патопсихологии (общего учения о психических болезнях);

2 – включение экспериментально-психологических исследований в мультидисциплинарное изучение природы психологических болезней и патологических состояний мозга;

3 – участие патопсихологической службы в решении практических задач психиатрии.

Общая психопатология как теория психиатрии или общее учение о психических болезнях, относясь к медицинским дис­циплинам, представляет собой один из разделов общей патоло­гии. В его сферу входит изучение как частных, так и общих закономерностей нарушения психической деятельности. Для того, чтобы быть действенной, вооружать практику и ориенти­ровать конкретные исследования психических болезней, теория психиатрии должна, прежде всего, располагать знанием общих закономерностей нарушения психики. Построение такой теории (опирающейся на положения общей патологии, биологии, ней­рофизиологии и т.п.) во многом определяется исходными об­щепсихологическими взглядами на природу и детерминацию психики, на структуру и формирование психической деятель­ности. Не только понимание общих принципов и закономерно­стей нарушения психической деятельности, но и вся система конкретных психопатологических понятий (симптоматология, синдромология) существенно зависят от исходных психологиче­ских позиций. Они в значительной мере определяют как крите­рии выделения психопатологических симптомов (синдромов), так и принципы их систематики. В истории психиатрии можно отчетливо проследить связь всех наиболее значимых психопато­логических концепций с взглядами тех или иных общепсихоло­гических школ.

Основная задача экспериментальных патопсихологичес­ких исследований в изучении природы психических болезней и патологических состояний мозга состоит в исследовании зако­номерностей нарушенного течения тех или иных психических процессов при разных видах патологии мозга.

Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психичес­ких процессов, то экспериментально-психологические исследо­вания должны ответить на вопрос: какнарушено течение (т.е. структура) самих психических процессов. В этом и реализуется путь познания болезни от явления (т.е. психопатологического феномена) к сущности все более глубокого порядка.

Актуальность этой задачи связана с ошибочным отожде­ствлением описания психопатологических проявлений с харак­теристикой нарушения психических процессов, в то время как последние при большинстве психопатологических синдромов еще не изучены. Неосознанное использование этих подменен­ных, необоснованно отождествляемых характеристик прояв­ляется, например, в таких понятиях, как "разорванность", "вычурность", "соскальзывание", "расщепление" мышления и т.д. Считают, что в этих понятиях отражаются нарушения процесса мышления. В действительности они лишь описывают то, как мы воспринимаем проявления нарушений (в виде вы­сказываний и поступков больных) и вовсе не означают, что именно таким образом нарушены ("разорваны", "расщеплены" и т.п.) сами процессы мышления. Закономерности их изменения при данных клинических проявлениях можно и нужно изучать в специально построенных психологических экспериментах.

Широкий круг научных и практических задач, решаемых на базе психиатрической клиники патопсихологией, связывает ее практически со всеми основными психологическими дисци­плинами и диктует целесообразность исследований в комплексе с другими разделами психологии. Возможности патопсихоло­гии, ее обращенность к различным патологиям и аномалиям развития психики привлекают к ней все большее внимание представителей других наук и открывают еще далеко не исполь­зованные пути эффективного решения многих проблем, оказы­вающихся общими для расходящихся, самоизолирующихся, если можно так сказать, отдельных областей психологии.

В изучении природы конкретных аномалий развития ли­чности и недоразвития психики основные задачи эксперимен­тально-психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, не­доразвитие или аномалии развития которых обусловливают формирование общей патологической структуры психики. При расстройствах зрелой личности, например, такие факторы выделяются преимуще­ственно в эмоционально-волевой сфере, тогда как при умственной отсталости — прежде всего в особенностях интеллектуальных, речевых, а также волевых процессов. Особое значение в психо­логических исследованиях приобретает использование общих закономерностей онтогенетического формирования психики (принцип хроногенности ее формирования, меняющаяся роль; того или иного фактора на разных этапах онтогенеза).

В области психогений (невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств), в основе которых лежат функционально-динамические нару­шения нервной деятельности, психологические исследования направлены, прежде всего, на изучение структуры и индивиду­ально-типологических особенностей личности. Это необходимо для установления патогенеза заболевания и разработки адекват­ных психотерапевтических мероприятий.

Наиболее интенсивно в мировой психиатрии психологи включены в разработку проблем пограничной психиатрии, где они участвуют как в изучении генезиса этих патологических состояний и аномалий развития, так и в разработке профилактических психокоррекционных, а также реабилитационных мероприятий.

Наиболее широкими, сложными и разнообразными оказы­ваются задачи, встающие перед психологическими исследова­ниями в связи с изучением шизофрении и аффективных расстройств поведения. Характер этих задач определяется, с одной стороны, местом психологических исследований среди других научных дисциплин в системе мультидисциплинарного изучения данных расстройств. С другой стороны, они обусловлены рядом факторов, связанных с уже известными особенностями природы и генеза этих заболеваний. Ведущим является тот факт, что шизофрения и аффективные расстройства настроения характеризуются пока отсутствием сколько-нибудь значитель­ных неврологических и других соматических проявлений при массивной психопатологической симптоматике, почти исчерпы­вающей на сегодня клиническую картину болезней. Основными проявлениями ее являются более стойкие и преходящие изме­нения психических свойств личности и психических процессов (мыслительных, эмоциональных, волевых и др.). Этот фактор определяет общее значение уровня психологических исследова­ний в системе мультидисциплинарного изучения, как шизофре­нии, так и аффективных расстройств настроения. Исследования на всех уровнях (клинико-психопатологическом, эксперимен­тально-психологическом, нейрофизиологическом, биохимичес­ком, биофизическом, морфологическом и т.д.) должны вестись одновременно. Однако слишком большая опосредованность свя­зи между исходным психопатологическим уровнем и уровнями более "низкими" не дает возможности для построения на основе психопатологических данных достаточно продуктивных гипо­тез для построения прицельных исследований на этих уровнях. Поэтому возрастает значение стратегии последовательного дви­жения исследований "сверху" — "вниз", при котором уровень экспериментально-психологического изучения патологии моз­говой деятельности является наиболее актуальным, бли­жайшим к исходному, тщательно разработанному уровню клинико-психопатологических исследований. Дальше возмо­жен переход на уровень нейрофизиологический и т.д.

Другим фактором, определяющим в настоящее время осо­бую роль психологических исследований, является факт гене­тической обусловленности предрасположения к заболеванию психическими и поведенческими расстройствами, что выдвигает на передний план проблему изучения "предиспозиционных" характеристик, тех аномалий развития психики, на фоне (почве) которых могут возникнуть психические нарушения. Это резко повысило за последние годы во всем мире интерес к поискам психологических "предикторов" заболеваний, к анализу преморбидного склада психики этих больных.

Возможности использования данных патопсихологичес­ких исследований для раскрытия структуры психической дея­тельности, закономерностей формирования ее индивидуальных психологических особенностей, для изучения роли социально-средовых и биологических факторов в процессах развития и распада психики для разработки методологических принципов в психологической диагностике личности и так далее — все это основывается на специфике объекта исследования этой дисцип­лины.

Она связана с тем, что, благодаря такому естественному эксперименту, каким являются различные патологические из­менения мозга, удается преодолеть многие принципиальные ограничения, которые существуют в изучении здоровых людей. Основная трудность при изучении нормально функционирующе­го мозга, психики здорового человека связана с ограниченными возможностями со стороны исследователей при воздействии на конструкцию, состояние изучаемой системы. Принцип черного ящика, господствующий при изучении психики человека, озна­чает, что исследователи вынуждены изучать закономерность психической деятельности путем варьирования входов, регист­рации соответствующих изменений на выходе, не имея сколько-нибудь достаточных возможностей варьировать конструкцию и состояние отдельных "звеньев" самой структуры психической деятельности.

Изучение патологии расширяет возможности психологи­ческой науки благодаря тому, что при болезненных поражениях мозга, при нарушении тех или иных морфологических, хи­мических или иных характеристик деятельности происходит нарушение ряда базирующихся на них компонентов, звеньев психической деятельности. Болезненно измененный мозг пред­ставляет собой систему, функционирование которой отличается от психической деятельности здорового человека изменением некоторых более или менее фундаментальных ее факторов. Это позволяет путем сравнительного исследования деятельности здоровых и больных, аномальных людей выявлять и анализи­ровать скрытые при нормальной работе мозга сдвиги в составе различных психических процессов и изучать их роль и место в структуре психической деятельности в целом. Следует признать, что в настоящее время такой путь более успешно реа­лизуется именно в нейропсихологии, на материале клиники локальных поражений мозга. Этот путь был начат и продолжен А.Р.Лурией и его учениками. Последнее время началось движе­ние по этому пути и в другой области — в патопсихологии, в области изучения психических болезней.

Субстратная основа большинства психических болезней пока неизвестна и не изучена. При поражениях мозга, соответствующих психическим болезням, как правило, нарушаются более фундаментальные, более общие факторы психики, психической деятельности, и проявляется это в том, что для психопатологической природы этих синдромов не характерны очерченные нарушения одной или ограниченного комплекса психических функций, а типично одновременное нарушение более широкого круга психических процессов, познавательных, эмоциональных, волевых одновременно.

Эта особенность, в частности, отразилась в определении психических болезней, которые издавна (еще С.С.Корсаковым) определялись как патологические "изменения целостной лично­сти". При этом он пояснял, что под "личностью" имеет в виду совокупность всех душевных свойств и качеств человека, то есть подчеркивал широкий объем нарушающейся сферы психики.

Исследования патологии психической деятельности вносят серьезный вклад в решение важнейших проблем генезиса и функционирования человеческой индивидуальности. Болезнь, как отмечал Т.Рибо, превращается в тонкое орудие анализа, "производя для нас опыты, никаким другим путем неосущест­вимые". Эти возможности не осознаны еще в должной мере нашей психологической наукой, вероятно, и по вине самих патопсихологов, недостаточно активно включающих результа­ты своих исследований в общепсихологический контекст. В то же время уже сегодня можно оценить значение патопсихологи­ческих данных и потенций этой науки, являющейся не только фундаментом для интенсивно развертывающейся медико-психологической службы, но и базисной для решения кардинальных общепсихологических проблем. Так, например, в раскрытие мозговых основ психической деятельности наиболее серьезный вклад вносится разделом медицинской психологии — нейропси­хологией. В последние годы патологический материал все более проливает свет на биохимические механизмы психической де­ятельности. Исследования биологически детерминированных аномалий развития психики, так же как и генетически обусло­вленных психических заболеваний, являются сегодня наиболее эвристичным путем выяснения конкретных взаимоотношений биологических и средовых факторов в развитии психики. Рабо­та Э.Кречмера отчетливо показала возможности медицинской психологии в раскрытии индивидуально-типологических раз­личий психического склада и их биологических оснований. Перспективы резкого углубления в этом плане дает область изучения психопатических и акцентуированных личностей, вы­ражающих единственную в своем роде естественную типологию человеческой психики. Именно патология психики породила разработку проблем психологической диагностики и оказывает постоянное влияние на их решение, трансформируя богатый опыт и принципы медицинской диагностики. Путем сравни­тельного изучения разных видов нарушения психики удается наиболее продуктивно вскрывать генезис и строение психи­ческих процессов и свойств психики благодаря уникальной возможности синдромного (структурного) анализа ее состава. Очевидна привилегия и сила медицинской психологии в изуче­нии неосознаваемых форм психической жизни.

Оценивая значение связей между психологией и психиат­рией для решения общепсихологических проблем, нельзя не согласиться со словами великого Гарвея, сказанными более 200 лет назад: "Нигде так ясно не открываются тайны природы, как там, где она отклоняется от проторенных дорог. Ибо давно известно, что полезность и значение любой вещи мы осознаем лишь тогда, когда мы ее лишаемся, или когда она выходит из строя".

1.2. Практические задачи патопсихологии

Результаты экспериментально-психологических исследо­ваний природы и патогенеза отдельных психических болезней составляют основу для участия патопсихологов в решении ряда практических задач психиатрии. В рамках разных психиатри­ческих направлений объем этих задач значительно различа­ется — от чрезмерно широкого круга функций клинического психолога, порой неотличимых от функций психиатра (в США и некоторых странах Латинской Америки), до более узкой роли в клиническом обследовании и лечении больных (в России, Франции, Чехословакии, ГДР, Австрии и ряде других стран).

Условно можно выделить 4 группы, или круга практиче­ских задач психолога в психиатрической клинике: 1) распозна­вание и дифференциальная диагностика психических болезней; 2) экспертная практика; 3) реабилитационная и психокоррекционная работа; 4) вопросы, связанные с динамикой нарушений психической деятельности и оценкой эффективности терапии.

Психологические методы, используемые в целях дифференциальной диагностики, представляют собой следующее: больным предлагаются довольно простые виды умственных и практичес­ких знаний в разных вариантах и комбинациях в зависимости от конкретных целей дифференциальной диагностики и напра­вленности на выявление тех или иных расстройств психики.

При диагностических задачах, связанных, например, с обнаружением симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности, применяют корре­ктурную пробу (вычеркивание из стандартного типографского текста определенных букв), метод отыскивания чисел (по таб­лицам Шульте, где цифры от 1 до 25 приведены вразброс), счет по Крепелину (элементарное арифметическое сложение ряда чисел попарно, "столбиком"), метод последовательного вычита­ния (обычно из 100 по 7, из 200 по 13 и т.п.).

Для выявления расстройств памяти используют тесты на заучивание слов (или цифр), пересказ специальных сюжетных рассказов, опосредованное запоминание попарно предъявляе­мых слов, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов (метод пиктограмм) и т.п.

Для выявления патологии мышления используют широ­кий круг психологических методов: сравнение предметов (при­знаки сходства и отличия); определение понятий; раскрытие переносного смысла пословиц и метафор; классификацию гео­метрических фигур; выделение существенных признаков пред­метов; установление последовательности событий по серии сюжетных картин и др.

Существует множество патопсихологических и нейропси-хологических методов изучения расстройств речи, восприятия и праксиса как симптомов очаговой патологии головного мозга при сосудистых заболеваниях, болезни Пика, болезни Альцгеймера, старческом слабоумии и т.п.

Перечисленные методы направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных, мнестических расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоционально-волевых, мотивационных и др.) более ограничены. Экспериментально-психологические методы исследования в этой своей функции представляют собой как бы продолжение и дополнение клинического анализа психического статуса больного. Чаще всего их применяют при стертых, благоприятных, малосимптомных вариантах течения разных психических болезней, в начальных стадиях заболевания или ремиссии, когда психические расстройства мало выражены, а также в случаях замаскированности той или иной симптоматики (в частности, негативной) другими психопатологическими симптомами.

Наряду с выделением определенных психопатологических симптомов экспериментально-психологические методы играют и другую, более самостоятельную роль в распознавании и диаг­ностике психических болезней. В этом случае они, так же как и другие лабораторные исследования, расширяют возможности клинического анализа, позволяя получать дополнительную диагностически значимую информацию, лежащую вне рамок обы­чного психопатологического анализа.

Использование в этих целях экспериментально-психоло­гических методов основывается на результатах многочисленных специальных клинико-лабораторных корреляционных исследова­ний, в ходе которых экспериментальным путем были установлены определенные характеристики психической деятельности, имею­щие ту или иную дифференциально-диагностическую ценность.

Ряд практических задач, в решении которых активно участвуют патопсихологи, связан с вопросами психиатрической экспертизы (врачебно-трудовая, медико-педагогическая, военно-врачебная, судебно-психиатрическая). Общим для этого круга задач является необходимость соотнесе­ния определенных особенностей психики больного с психофизи­ологическими требованиями и особенностями структуры той или иной конкретной деятельности (трудовой, учебной) или действия, поступка.

Значение психологических исследований в этой области определяется, прежде всего, тем, что экспертиза связана с учетом не только медицинских, но и социальных и психологических факторов. Для их решения обычно нужны детальные данные об особенностях психического склада больного и соотнесение его психофизиологических возможностей с особенностями той дея­тельности (или действия), в отношении которой проводится экспертиза.

Экспертиза трудоспособности психически больных связа­на, например, с требованиями той или иной профессии к пси­хическим и физическим функциям человека. Для этого наряду с нозологическим (синдромальным) устанавливается и функциональный диагноз, учитывающий не только пораженные, но и сохраненные функции, и определяющий компенсаторные возможности больного и его способности к трудовой деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности личности, мотивов, установок больного и т.д.

При решении, например, вопросов, связанных с прогнозом учебной деятельно­сти и отбором детей в специальные школы разного типа, основным экспертным принципом является комплексное изучение ребенка (врачебное, психологическое, педагогическое) с обяза­тельным установлением особенностей его развития и выявлени­ем потенциальных положительных возможностей обучения.

В судебно-психиатрической экспертизе центральным мо­ментом остается вменяемость — невменяемость. Установление невменяемости основывается на двух обязательных критери­ях — медицинском и юридическом (психологическом), выходя тем самым за рамки психопатологического анализа.

Место и фактическая роль психологических исследований в этой области определяются, таким образом, необходимостью разностороннего анализа особенностей психического склада больного, его психических процессов и свойств личности. Они имеют особое значение (независимо от их отношения к диагно­стике и лечению) для тех или иных видов деятельности или совершения отдельных поступков.

Особая роль экспериментально-психологических исследо­ваний в решении этих вопросов обусловлена тем, что для обос­нованного экспертного заключения недостаточно лишь оценки снижения тех или иных психических функций и свойств боль­ного, а необходим качественный, структурный анализ из­менений его психической деятельности.

Врачебно-трудовая экспертиза, например, не ограничивается вычислением процен­та потери трудоспособности, а строится на основе определения фактической возможности больного выполнять ту или иную работу без вреда для здоровья. Для решения этой задачи с помощью психологических методов выявляются характер и. выраженность изменений "психических процессов и возможности их компенсации с учетом психологических особенностей той или иной деятельности. Экспериментально изучают, например, утомляемость при различных видах труда (однообразном, ди­намичном, непрерывном, прерывистом, автоматизированном, творческом, сенсорном или моторном и т.д.). Эксперимен­тальное исследование структуры изменений интеллекта может выявить, например, соотношение между способностью к абстра­гированию, конструктивному мышлению, усвоению новых зна­ний в их практическом использовании в конкретной предметной деятельности. Существенное значение для оценки трудоспособ­ности больного может иметь структура расстройств памяти (преобладание нарушений краткосрочной или долговременной памяти, определение ее различных модально-специфических типов — зрительной, слухоречевой и др.) и соотнесение этих характеристик с особенностями профессионально-трудовой дея­тельности, рекомендуемой больному.

При медико-педагогической экспертизе детей и подрост­ков с разными формами дизонтогенеза психологическое иссле­дование, как уже говорилось, позволяет оценить не только структуру аномалии личности и задержку умственного разви­тия, но и потенциальные возможности психического развития ребенка. Поскольку нарушения и отставание в психическом развитии обусловлены как олигофренией, так и другими при­чинами (педагогическая запущенность, последствия длительной астенизации, прогредиентное психическое заболевание), данные психологического исследования помогают психиатру в установ­лении природы дизонтогенеза и в выборе путей общеобразова­тельного и трудового обучения (массовая школа, санаторная школа, вспомогательная школа или специализированное ПТУ).

При решении задач экспертной психиатрической практи­ки методы и принципы работы патопсихологов сближаются с таковыми в других областях психологии, например, в психоло­гии профотбора и профориентации, дефектологии и юридичес­кой психологии.

Требования к патопсихологии в области реабилитации, пси-хокоррекционной работы с психически больными аналогичны тем, которые упоминались при изложении вопросов экспертизы. Реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение инвалидизации, предотвращение или уменьшение стойких последствий заболеваний, на сохранение и восстанов­ление личностного, трудового и социального статуса больного, служат одновременно и средством компенсации нарушенной психической деятельности. Функции психологических исследо­ваний здесь также определяются необходимостью анализа склада личности, помогающего выяснить компенсаторные возможно­сти больного и разработать адекватные восстановительно-про­филактические мероприятия.

Значительное место в решении этих задач занимают ис­следования особенностей психики (психических процессов и свойств личности), имеющих значение для социальной и про­фессиональной адаптации больных. Эти исследования включа­ют определение структуры изменений и сохранности основных свойств личности, а также выяснение системы значимых отно­шений, мотивационной направленности и ценностных ориен­тации больного. Определенное значение имеет исследование "внутренней картины болезни", изучение "зоны конфликтных переживаний" больного, способов разрешения конфликтов и механизмов психологической компенсации. Задачи патопсихо­логии в этой области сближаются с задачами социальной психологии. Их роднят и методы исследования, которые пока, к сожалению, недостаточно совершенны.

Отмечаемая за последние три десятилетия общая эволю­ция зарубежной клинической психологии от проблем диагно­стики недоразвития психики (путем тестирования) к проблемам индивидуальной и групповой психотерапии в целях реабилита­ции психически больных повлекла за собой использование ряда методов "психологической диагностики личности", имеющих очень слабое теоретическое обоснование, и чаще всего чисто эмпирических.

Возможности применяемых в настоящее время в области реабилитации и психокоррекционной работы с психи­чески больными различных опросников типа MMPI, так лее как и проективных методов (ТАТ, метод Роршаха и др.), еще весьма ограничены. Результаты, получаемые посредством применения опросников при индивидуальном анализе психики больного, дают менее значимую информацию, чем та, которую можно получить при квалифицированном клинико-психопатологическом анализе. Исследование таких методов целесообразно при массовых обследованиях, при необходимости групповой оценки обследуемых в условиях дефицита времени и персонала. Исследование проективными методами дает индивидуальные характеристики обследуемых, но они, как правило, весьма произвольны, поскольку сильно зависят от искусства и квали­фикации экспериментатора, его клинических и психологичес­ких воззрений.

Наряду с отмеченными выше возможностями экспе­риментально-психологических исследований в решении задач дифференциальной диагностики, экспертной практики и реаби­литационной работы психологический эксперимент (в связи с воспроизводимостью и стандартностью его условий) позволяет также объективизировать и количественно оценивать динамику некоторых сторон психической деятельности путем повторных исследований одного и того же больного.

В последнее время выявляется тенденция к использова­нию этих возможностей экспериментальной психологии для анализа динамики психических расстройств и оценки эффективности терапии. Так, например, знание динамики тех или иных сторон психической деятельности важно для оценки глу­бины и стойкости ремиссий, определения прогноза на началь­ных (малосимптомных) этапах заболеваний, при необходимости более детального функционального диагноза и т.д. Все более широкое применение фармакотерапии, лекарственный патоморфоз психических болезней, внедрение новых форм социальной и трудовой реабилитации больных также предъявляют новые требования к данной стороне экспериментально-психологичес­ких исследований. В этой области обычно применяются эле­ментарные методы экспериментальной психологии, результаты которых поддаются однозначной интерпретации и могут быть оценены количественно.

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1980. - 241 с.

2. Соколова Е.Т., В.В. Николаева Особенности личности при пограничных

расстройствах и соматических заболеваниях. – Москва, 1995. – 360 с.

2.1. Теоретические основы патопсихологии.

2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.

2.3. Уровни функционирования ЦНС.

2.4. Классификации патопсихологических синдромов.

2.5. Синдромный анализ.

1.1. Теоретические основы патопсихологии.

К фундаментальным характеристикам общей психологии, которые также составляют основу теории и методологии патопсихологического исследования можно отнести основные категории, принципы и постулаты психологического исследования.

Основные категории психологии:

· отражение не только как форма познания действительности, но как особый процесс, имеющий свою собственную внутреннюю структуру, природу;

· деятельность в которой проявляется функционирование психического отражения;

· общение как форма реализации деятельности человека;

· личность как интегрирующая категория, поскольку ни деятельность, ни общение, ни тем более психическое отражение не существуют безотносительно к субъекту и без него не имеют никакого психического содержания. В структуре данной категории выделяют познавательную, эмоциональную и волевую сферы, изучение каждой из которых включает такие психологические компоненты как состояния, процессы, свойства.

Методологически любое психологическое исследование предполагает (базовые принципы):

· системность психики;

· ее структурированность;

· детерминизм психических явлений, процессов, свойств.

Психическое представляет собой процесс, деятельность. Положение И.М.Сеченова о том, что формой существования психического является процесс, стало основополагающим прин­ципом, развиваемым и конкретизируемым в современной мате­риалистической психологии. Основной недостаток предшествующих психологических концепций, наиболее заметно отразившийся на системе психопатологических понятий, заключался в по­пытках непосредственного анализа идеальных продуктов — образов, понятий, идей и т.д. — вне их связи с той отражательной (психической) деятельностью, результатом которой они являют­ся. Исходным должно быть понимание психики как отражатель­ного процесса, и по отношению к нему идеальное (образ, идея и т.п.) оказывается производным, результативным. В психиче­ской деятельности всегда возникает то, что отраженно предста­вляет объективную действительность, т.е. тот или иной ее образ. Сам по себе, вне психического процесса, этот образ не может существовать, а, следовательно, не может быть предметом пси­хологического исследования.

Современная материалистическая психология утверждает, что не мозг рождает психическое и не внешние воздействия вызывают тот или иной психический феномен, а внешние воздействия в результате опосредования сложными внутренними психическими процес­сами дают в конечном итоге образы, мысли, идеи. Главным объектом изучения современной психологии являются именно закономерности формирования и течения психических процессов. Существенную эволюцию в современной психологии претерпело также само понятие психической функции. На смену прежнему представлению о психических функциях как неких первичных, элементарных и неразложимых свойствах душев­ной жизни пришло понятие о сложнейших многокомпонентных функциональных системах, формирующихся в течение жизни субъекта на основе большого комплекса мозговых структур и физиологических механизмов, которые подчиняются опреде­ленным закономерностям развития. При таком понимании при­роды психических функций иначе решается и вопрос об их локализации. Вместо устаревших психоморфологических взгля­дов узкого локализационизма развиваются представления о динамической системной локализации психических функций (о так называемых динамических структурах). Их основы были заложены еще в трудах А.А.Ухтомского и И.П.Павлова.

На указанных теоретических положениях и многочислен­ных клинических и экспериментальных данных нейропсихо­логии и патопсихологии основывается тезис о том, что при патологии мозга любая сложная психическая функция не "вы­падает", не "уменьшается", а лишь изменяет свое течение, т.е. меняет свою структуру в соответствии с нарушением тех или иных компонентов (звеньев), входящих в ее состав. Клиничес­кая картина патологии мозга может быть результатом наруше­ния весьма различных звеньев тех или иных психических процессов. Измененное вследствие патологии мозга течение психических процессов приводит к искажению детерминации внешним миром поведения больных, делает его реакции неаде­кватными окружающей среде.

Приведенные положения современной психологии служат разработке и построению теории общей психопатологии. Они также служат основой для участия психо­логии в системе мультидисциплинарных исследований природы конкретных психических болезней и патологических состояний мозга.

Трудность раскрытия природы психических заболеваний обусловлена прежде всего чрезвычайной сложностью и опосре-дованностью связи между основными клиническими (психопа­тологическими) проявлениями болезней и их биологической сущностью.

Психопатологические феномены в виде измененного пове­дения больных, их поступков, идей, высказываний и т.п. пред­ставляют собой выражение нарушенного течения сложной цепи мозговых процессов. При основных психических болезнях (пси­хозы на почве органического поражения головного мозга, эпилепсия, шизофрения и т.п.) предполагается нарушение стру­ктуры или химизма мозга, что обуславливает изменения в течении основанных на них физиологических процессов. Рас­стройство последних приводит к изменению прижизненно сфор­мированных на их основе психических процессов. Это в свою очередь нарушает отражение человеком внешнего (и внутренне­го) мира, что проявляется психопатологическими симптомами болезни.

Поскольку психопатологические проявления представля­ют собой результативное выражение скрытых изменений слож­ных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности на основании анализа только этих проявлений нельзя. Приходится изучать законо­мерности нарушения мозговых процессов на всех уровнях сло­жности методами психологии в комплексе с нейрофизиологией, биохимией, биофизикой и др.

2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях.

Клинические (психопатологические) синдромы отражают закономерности проявлений нарушенных психических процессов и являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности.

Различие между патопсихологическими и психопатологическими синдромами обусловлено различными уровнями функционирования ЦНС, на которых эти синдромы выделяются.

2.3. Уровни функционирования ЦНС.

В системе иерархии мозговых процессов выделяют следующие уровни (А.Р.Лурия, Ю.Ф.Поляков):

* патобиологический, характеризуется нарушениями морфологической структуры тканей мозга и протекания в них биохимических процессов;

* патофизиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;

* пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств;

* психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

2.4. Классификации патопсихологических синдромов.

Существуют две классификации патопсихологических синдромов.

Первая классификация обобщенных патопсихологических синдромов предложенаИ.А.Кудрявцевым. Он выделил следующие синдромы:

1. Шизофренический или диссоциативный.

2. Органический.

3. Олигофренический.

4. Психопатологический.

5. Симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса на­иболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-моти-вационной и операционно-процессуальной сфер мышле­ния, что проявляется в нецеленаправленности мыслитель­ной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонер­стве, ригидном схематизме, символике, искажении про­цесса обобщения с разноплановым подходом к выделе­нию ведущих признаков, в актуализации латентных при­знаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д.

Однако, как указывает И. А. Куд­рявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомокомплексе в обязательном по­рядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизо­френического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность пове­дения с парциальной некритичностью и завышенным уров­нем притязаний, при психогенном — реактивная дезорга­низация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогности­ческом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофрени­ческий и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тен­денция к транзиторности и обратимости присуща симпто-мокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому.

Вторая классификация патопсихологических синдромов предложена В.М.Блейхером:

1. Шизофренический (в психиатрии ему соответствует шизофрения).

2. Аффективно-экзогенный (в психиатрии ему соответствуют аффективные расстройства настроения).

3. Олигофренический (в психиатрии ему соответствует умственная отсталость).

4. Экзогенно-органический (в психиатрии ему соответствуют психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни;расстройства личности и поведенеия вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга; психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ).

5. Эндогенно-органический (в психиатрии ему соответствуют деменции различного происхождения).

6. Личностно-аномальный (в психиатрии ему соответствуют расстройства зрелой личности и поведения у взрослых).

7. Психогенно-психотический (в психиатрии ему соответствуют острые и транзиторные психотические расстройства).

8. Психогенно-невротический (в психиатрии ему соответствуют невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства).

2.5. Синдромный анализ.

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ - анализ патопсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных патопсихологических симптомов.

Синдромный анализ предполагает:

* тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций, а не просто констатацию того, что та или иная функция нарушена;

* анализ и сопоставление первичных нарушений, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации ВПФ;

* необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций.

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1980. - 241 с.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 389 с.

3. Кудрявцев И.А. О диагностическом и прогностическом значении некоторых патопсихологических синдромов / Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями, 1982. – С. 46-52.

4. Соколова Е.Т., В.В. Николаева Особенности личности при пограничных

расстройствах и соматических заболеваниях. – Москва, 1995. – 360 с.

3.1. Нарушения личности.

3.2. Нарушение восприятия.

3.3. Нарушение памяти.

3.4. Нарушение мышления.

3.5. Нарушения сознания.

3.1. Нарушения личности

Патопсихологическое исследование нарушений личности опирается на основные теоретические положения общей психологии.

В отечественной психологии выделяют три уровня личности: индивидный, включающий темперамент, задатки, половозрастные особенности; субъектный, включающий навыки, умения, способности и личностный, включающий социальный статус, ценностные ориентации, мотивы.

Для исследования патологии личности особенно важным является введение А.Н.Леонтьевым понятие «личностного смысла» и «значения». «Значение» представляет собой отражение действительности независимо от индивидуального личностного отношения к ней человека, является обобщением действительности, фиксированным в слове.

«Личностный смысл» - «единица» сознания, не совпадающая со значением - это субъективный личностный смысл сознаваемого содержания. «Личностный смысл» создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат. Центральная особенность смысловых образований является их производность от социальной ситуации, позиции человека в обществе, от взаимодействия мотивов, заданных этой ситуацией, от совокупности деятельностей.

Б.В.Зейгарник выделяет следующие виды нарушений личности при психических заболеваниях:

1. Нарушение структуры иерархии мотивов.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов.

3. Нарушение смыслообразования.

4. Нарушение саморегуляции и опосредования.

5. Нарушение критичности и спонтанности.

6. Формирование патологических характерологических особенностей.

Нарушение структуры иерархии мотивов проявляется фор-мированием ведущего мотива удовлетворения патологической потребности, изменением структуры потребностей, приобретающих характер влечения.

Формирование патологических потребностей и мотивов обусловлено сдвигом мотива на цель, формированием патологического смыслообразующего мотива.

Нарушение смыслообразования обусловлено ослаблением и искажением побуждающей и смыслообразующей функции мотива. Это нарушение проявляется следующими вариантами:

n смыслообразующая функция ослабляется, мотив превращается только в «знаемый»;

n сужение смысловых образований. Мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания;

n парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований;

Нарушение саморегуляции и опосредования обусловлено измененным отношением к окружающему миру и к себе, распадом мотивационной сферы больных.

Нарушение критичности и спонтанности поведения проявляется в виде нецеленаправленных действий и суждений, ситуационного поведения, внушаемости и подчиняемости. При этом человек не сравнивает свои действия с ожидающимися результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их.

Формирование патологических характерологических особенностей обусловлено неудачной компенсацией первичных дефектов, ставших привычным способом действия, определенным отношением к окружающему миру.

Нарушения личности в патопсихологии изучаются с помощью таких методик как исследование уровня притязаний, уровень самооценки, тест Роршаха, MMPI, проективные методики.

3.2. Нарушение восприятия

В общей психологии характерен подход к восприятию как деятельности, включающей в себя основную специфику человеческой психики - активность и пристрастность. Человеческое восприятие является обобщенным и зависит от направленности личности. Поэтому восприятие нарушается в разных характеристиках деятельности.

Виды нарушений восприятия:

1. Затрудненность узнавания.

2. Искажения воспринимаемого материала.

3. Обманы чувств.

4. Ложные узнавания.

5. Перестройка мотивационной стороны перцептивной деятельности.

К затрудненности узнавания относят агнозии. Среди них выделяют: агнозии предметов, агнозии на цвета и шрифты, пространственные агнозии.

Агнозии встречаются у больных с органическим поражением головного мозга и проявляются в двух видах:

n нарушение восприятия структуры (больные не узнают форму предмета, изображенного на рисунке);

n нарушение узнавания изображенных на рисунке предметов при сохранении узнавания их формы и конфигурации.

В то же время больные правильно показывают названные предметы. Включение предъявляемого объекта в определенный круг значения помогало узнаванию. В основе этих видов нарушений восприятия лежит нарушение обобщающей функции восприятия. Причина затрудненности узнавания у больных с агнозией обусловлена обобщенностью, формализацией рисунка. Выделяют еще один вид затрудненности узнавания - псевдоагнозии, характерные для больных с деменцией. Эти больные не узнают силуэтных и пунктирных рисунков, а их восприятие отличается диффузностью и недифференцированностью. При этом нарушаются и смысловые и структурные элементы восприятия, страдает ортоскопическое восприятие.

К ложным узнаваниям в патопсихологии относят иллюзии.

К обманам чувств галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Нарушение мотивационного компонента восприятия часто обуславливает и изменение перцептивной деятельности. Больные с нарушением подконтрольности, произвольности деятельности не узнают рисунка предметов заштрихованных или наложенных друг на друга. Характерным для псевдоагностических расстройств является проявление отсутствия активного поискового процесса, невозможности сопоставления отдельных фрагментов целого, сличения своих действий, а также отсутствием смыслообразующей функции «мотива экспертизы». В силу этого непосредственная цель деятельности не приобретает самостоятельной побудительной силы.

Методы патопсихологического исследования восприятия: изображение предмета; наложенные, зашумленные изображения предметов; сюжетные картинки.

3.3. Нарушения памяти

Для смысловой памяти человека характерны: опосредованность, целенаправленность, мотивированность. Поэтому распад памяти приобретает различные формы.

Выделяют нарушение непосредственной и опосредованной памяти, нарушение динамики мнестического процесса, нарушение мотивационного компонента памяти.

К нарушениям непосредственой памяти относится Корсаковский синдром (в основе которого лежит нарушение процесса воспроизведения), прогрессирующая амнезия (обусловленная расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры, инертностью нервных процессов).

Нарушение опосредованной памяти обусловлено нарушением опосредованности процесса запоминания, что приводит к затруднению образования или к чрезмерной широте и беспредметности условной связи.

Нарушение динамики мыслительной деятельности выражается в колебании мнестической деятельности и сочетается с лабильностью всех психических процессов и аффективной сферы. Этот вид нарушения памяти является индикатором неустойчивости и истощаемости умственной работоспособности.

К методам исследования памяти относятся: исследование слуховой и зрительной памяти запоминание 10 слов, запоминание несмысловых звукосочетаний, запоминание предложений; метод пиктограмм для исследования опосредованной памяти; психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.

3.4. Нарушения мышления.

При анализе различных форм патологии мышления следует помнить, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

Выделяют следующие виды патологии мышления:

* нарушение операционной стороны мышления;

* нарушение динамики мышления;

* нарушение личностного компонента мышления.

Чаще всего в структуре патологически измененного мышления больного наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений.

Нарушение операциональной стороны мышления проявляется:

1.Снижением уровня обобщения.

2.Искажением процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предмете и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. В результате операция обобщения становится для больных недоступной. Они не могут абстрагироваться от конкретных деталей.

Искажение процесса обобщения состоит в том, что больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей не учитывается. Это приводит к тому, что умственная деятельность больных доходит до уровня бессодержательной абстракции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в таких видах как:

1. Непоследовательность суждений, проявляющаяся неустойчивостью способа выполнения задания.

2. Лабильность мышления, проявляющаяся отсутствием определенной стратегии мышления, импульсивностью мыслительной деятельности.

3. Откликаемость, появляющаяся неспособностью удерживать ход своих суждений в установленном ранее направлении, реакцией на любой раздражитель не адресованный к ним.

4. Инертность мышления, проявляющаяся неспособностью изменить избранного способа работы, ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

К нарушениям личностного компонента мышления относят:

* разноплановость мышления;

* резонерство;

* нарушение саморегуляции мыслительной деятельности.

Разноплановость мышления заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. В мыслительной деятельности больных переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

В основе резонерства лежит не столько нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная эффективность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное явление под какую-нибудь концепцию.

Нарушение саморегуляции мыслительной деятельности выражается невозможностью целенаправленной организации своих мыслительных действий, обусловленной нарушением осознания и мотивационно-потребностной сферы, при сохранности осуществления логических операций.

Методы исследования мышления: складывание картинок из отрезков, понимание рассказов, понимание сюжетных картин, классификация предметов или геометрических фигур, исключение понятий, выделение существенных признаков, образование аналогий, выделение закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и поговорок, ассоциативный словесный эксперимент.

3.5.Нарушения сознания

Понятие «сознание» в психиатрии не совпадает с его философским и психологически содержанием. Оно является скорее «рабочим». Психиатры пользуются условным термином - «нарушения сознания», имея ввиду особые формы его расстройств.

К нарушению сознания относят различные степени оглушенности сознания и такие качественные нарушения сознания, как делирий, аменция, сумеречное расстройство сознания, онейроид.

Наряду с различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности при психических нарушениях встречается нарушение самопознания - деперсонализация. Деперсонализация характеризуется чувством отчужденности собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я».

В ряде случаев нарушение самопознания приводит к тому, что у больного самовосприятие физического состояния организма становится смыслообразующей деятельностью. Нарушается характерная для здорового человека оторванность иерархии деятельностей от состояния организма.

Литература:

1.Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1980. - С. 119-179.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 389 с.

3. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.:, 1998. – С. 36-219.

4.1. Место и роль экспериментально-психологических методов в диагностике психических расстройств.

4.2. Классификации методов исследования

4.1. Место и роль экспериментально-психологических методов в диагностике психических расстройств.

В психиатрической литературе существуют разные точки зрения на место и роль экспериментально-психологических методов в распознавании и диагностике психических заболева­ний, отражающие как недооценку, так и переоценку возможно­стей этих методов в решении данной задачи. Разногласия в этом вопросе обусловлены прежде всего особенностями общеклини­ческих и психопатологических позиций психиатров, принад­лежащих к разным школам и направлениям, различием их исходных психологических концепций, а также широким диа­пазоном и неоднородностью как самих экспериментально-пси­хологических методик, так и принципов их применения.

В отечественной психиатрии стало традиционным широ­кое использование методов экспериментальной психологии в распознавании и клинико-нозологической диагностике психи­ческих болезней.

Сначала экспериментально-психологические методы вы­ступали в качестве своего рода инструмента более утонченного психопатологического анализа, являясь его продолжением и способствуя выявлению определенных психопатологических симптомов тогда, когда их обнаружение клинико-психопатологическим методом затруднено. В этой простой вспомогательной функции психологический эксперимент вошел в клиническую практику довольно рано (его применяли В.М.Бехтерев, С.С.Кор­саков, В.Ф.Чиж, А.И.Сербский, А.Н.Бернштейн и другие) и в настоящее время активно используется не только специалиста­ми-психологами, но и психиатрами. В психиатрии он принима­ет форму "естественного эксперимента" в процессе общения врача с больным в рамках обычной клинической беседы.

В процессе многолетнего сотрудничества клиницистов и психологов разработан ряд психологических методик, оправдав­ших себя в психиатрической практике и прочно вошедших в арсенал рабочих приемов клиницистов-психиатров и патопси­хологов (Рубинштейн С.Я., 1970).

В многообразии методических приемов, используемых для получения дополнительных дифференциально-диагностических (патопсихологических) данных в психиатрических клиниках разных стран, нашли отражение весьма различные методологи­ческие принципы создания, отбора и использования экспериментально-психологических методик (Зейгарник Б.В., 1962; 1976; Лурия А.Р., 1963; Поляков Ю.Ф., 1974).

Один из основных и наиболее плодотворных путей, по которому успешно следует патопсихология — эксперимен­тальное изучение закономерностей измененного протекания (структуры) психических процессов — мыслительных, перцеп­тивных, речевых, эмоциональных и т.д. — при разных видах патологии мозга и использование этих данных в качестве допол­нительных клинико-диагностических критериев.

Этот подход характеризуется следующими методологическими принципами. Во-первых, экспериментальные исследования (и соответ­ствующие им методики) не унифицированы, поскольку они предполагают своего рода "прицельность", т.е. направленность на анализ определенных видов патологии психики. Эти методи­ки, как правило, создаются для изучения конкретных вариан­тов нарушения психической деятельности, хотя многие из них используются широко для выявления и других нарушений психических процессов в соответствии с поставленной диффе­ренциально-диагностической задачей. В качестве примеров можно привести метод формирования искусственных понятий, предложенный и примененный в психиатрии в связи с гипотезой о нарушении понятийного мышления при шизофрении (Вы­готский Л.С, 1956), и метод классификации предметов, раз­работанный для изучения "категориальности" психической деятельности (процессов абстракции и обобщения), которые используются сейчас при изучении различных аспектов патоло­гии мышления и при самых разных заболеваниях.

Во-вторых, экспериментальные методики строятся по принципу моделирования определенных (воспроизводимых и контролируемых) ситуаций, требующих от больного выполнения каких-либо заданий, в процессе которых и проявляются интересующие экспериментатора изменения тех или иных сто­рон психической деятельности. Например, метод исключения предмета ("четвертый лишний"), требующий от обследуемого выделить из нескольких предъявленных предметов один и ар­гументировать общность остальных. Этот метод моделирует деятельность, связанную с выделением существенных призна­ков объектов и обобщением их, что позволяет анализировать способность к отвлечению и абстракции.

В описанном подходе большое значение имеет определен­ный принцип анализа экспериментальных данных, органически связанный с существом самих методических приемов. Заключе­ние экспериментатора строится на оценке не столько конечного результата (эффекта) деятельности больного, сколько особенно­стей выполнения экспериментального задания.

Наряду с таким "прицельным" применением эксперимен­тально-психологических методов в психиатрической диагности­ке были попытки их принципиально иного использования.

В зарубежной клинической психологии значительное рас­пространение получил подход, основанный на использовании различных "универсальных", стандартизованных методов, в основном психологических тестов, созданных, а затем привле­ченных в клиническую практику, безотносительно к существу исследуемой психической патологии. Эти методы не связаны с изучением структуры самих психических процессов. Они напра­влены только на установление и определение выраженности тех или иных "способностей", свойств психики.

Условно эти методы (тесты) делятся на две группы — интеллектуальные и личностные.

К первой группе относятся такие известные тесты, как метод Вине (и его вариант Стенфорд — Бине), сконструирован­ный для определения "умственного возраста" (коэффициент умственного развития — 10) детей; методика Векслера, предна­значенная для оценки общего уровня интеллекта", и ряд тестов измерения специальных способностей (счетные способности, пространственная визуализация, вербальное понимание и т.п.).

Вторая группа тестов прежде всего — набор проективных методик исследования, использующих неопределенность, неза­вершенность стимульной ситуации для выявления некоторых индивидуальных характеристик личности. Среди них наиболь­шей известностью пользуется метод "чернильных пятен" Роршаха (1921) (созданный автором для изучения индивидуальных особенностей зрительного восприятия и затем примененный для оценки некоторых свойств личности), а также метод ТАТ, разработанный для диагностики индивидуально-психологичес­ких особенностей воображения (а через них — личности) при предъявлении обследуемому неоднозначных сюжетных изобра­жений.

В последние десятилетия в психиатрии ряда стран наблюда­ются снижение уровня клинико-психопатологического анализа, недооценка биологической обусловленности природы психичес­ких болезней и роли нозологического подхода в их диагностике. Довольно широкое применение проективных методов в психиа­трической практике по сути дела выражает характерную для психиатрии и клинической психологии этих стран тенденцию к подмене психиатрической диагностики диагностикой психоло­гической.

4.2. Классификации методов исследования

Для психологического исследования больных с психическими и поведенческими расстройствами используют два основных метода:

1. Клинико-психологический метод: беседа (в том числе, сбор психологического анамнеза), интервью, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

В широком понимании клинико-психологический метод позволяет изучать не болезнь, а больного, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. При этом он обращен как к настоящему, так и прошлому человека, так как личность не может быть понята вне про­цессов своего развития. Таким образом, клинико-психологический метод интегрирует всю доступную психологу информацию, относя­щуюся к генезу личности больного и патологических явлений.

Именно поэтому этот метод получил наибольшее распространение в современной медицинской психологии, особенно в школе В. М. Бехте­рева - В. Н. Мясищева, традиционно апеллирующей к личности боль­ного и его социальному функционированию. Кроме того, этот метод вместе с экспериментально-психологическим, по существу, решает основные задачи диагностики личности не только в рамках медици­ны, но и в смежных областях, в частности в медицинской педагогике, профотборе, профориентации, социальной психологии и других.

Важнейшей особенностью клинико-психологического метода яв­ляется то, что он принципиально содержит в себе основные возмож­ности экспериментального подхода к исследованию личности, заклю­ченные в личностных опросниках


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: