Понятие и виды калькулирования себестоимости единицы продукции. Показатели, характеризующие себестоимость реализованной продукции

Классификация затрат предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

РЕШЕНИЕ.

1. На конец месяца фирма располагает активами: материалы на складе в размере 6 000 руб.(30 000 * 20%), основное средство стоимостью 100 000 руб., дебиторская задолженность в размере 40 000 руб. (200 000 * 20%), денежные средства в размере 160 000 руб. (200 000 * 80%). Итого 306 000 руб.

2. Расходы текущего месяца: себестоимость проданного меда в размере 24 000 руб., транспортные услуги в размере 10 000 руб. Итого 34 000 руб.

3. Общая величина затрат за месяц составила 30 000 + 100 000 + 10 000 = 140 000 руб.

Выделяют две группы классификаций затрат.

I группа: классификации затрат для принятия управленческих расходов и планирования.

1.1. Переменные и постоянные

Переменные – затраты, изменяющиеся пропорционально объему выпуска продукции. Это затраты на сырье, материалы, топливо, зарплату основных и вспомогательных рабочих и др. Такие затраты также называют «затраты на продукт».

Постоянные – затраты, не зависящие от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся: аренда основных фондов, коммунальные услуги, зарплата администрации и обслуживающего персонала и др. Такие затраты еще называют «затраты за период».

Объем продукции, шт. Переменные затраты на 1 ед., руб. Общие переменные затраты, руб. Постоянные затраты на 1 ед., руб. Общие постоянные затраты, руб.
         
         
         
         
         

1.2. Средние и маржинальные

Средние затраты определяются путем деления общих затрат на количество произведенных единиц продукции.

Маржинальные затраты – затраты на производство одной дополнительной единицы продукции, включающие в себя все переменные затраты и часть постоянных (только том случае, если рост производства на одну единицу окажет влияние на постоянные затраты).

ПРИМЕР: Постоянные затраты авиакомпании, связанные организацией рейса, включают в себя 400 000 у.е. (амортизацию самолета, оплату труда экипажа, сборы аэропорта, оплату услуг диспетчерской службы). Переменные расходы на одного пассажира составляют 100 у.е. (стоимость комплекта питания, напитка и др.).

Расчет величины средних и маржинальных затрат для:

1 пассажира: Средние затраты на одного пассажира составляют 400 100 у.е. Маржинальные затраты на 2-го пассажира составляют 100 у.е.

10 пассажиров: Средние затраты равны 40 100 у.е. (400 000: 10 + 100). Маржинальные затраты на 11-го пассажира составляют 100 у.е.

200 пассажиров: Средние затраты составляют 2100 у.е. (400 000: 200 + 100). Маржинальные затраты на 201-го пассажира составляют 100 у.е.

Данный пример показывает, что в ряде случаев маржинальные затраты зависят исключительно от переменных затрат. Существенного, или релевантного, увеличения постоянных затрат на рейс из-за одного дополнительного пассажира не произойдет (т.е. какой-то рост постоянных расходов, несомненно, будет иметь место, но для целей анализа он вряд ли будет релевантным).

ЗАДАЧА. Специальное ателье шьет костюмы артистам театра. При пошиве нескольких одинаков костюмов на пошив каждого следующего, требует меньше времени. Экономия достигается и за счет закупок материалов оптом и уменьшения количества отходов.

Данные ателье о себестоимости костюмов:

количество костюмов общая себестоимость костюмов, руб.
  9 000
  17 000
  24 200
  30 800
  37 000

Определить маржинальную стоимость второго костюма. Определить маржинальную стоимость четвертого и пятого костюмов. Определить среднюю себестоимость одного костюма, если всего изготовлено два костюма. Определить среднюю себестоимость одного костюма, если всего изготовлено четыре костюма.

РЕШЕНИЕ.

1.17 000 – 9 000 = 8 000 – маржинальная ст-ть 2-го костюма

2. 30 800 – 24 200 = 6 600 – маржинальная ст-ть 4-го костюма

3. 37 000 – 30 800 = 6 200 – маржинальная ст-ть 5-го костюма

4. 17 000: 2 = 8 500 – средняя стоимость одного из двух костюмов

5. 30 800: 4 = 7 700 – средняя стоимость одного из четырех костюмов.

1.3. Контролируемые и неконтролируемые

Контролируемые – если менеджер имеет возможность существенно повлиять на величину затрат. Такие затраты могут превращаться в не контролируемые в зависимости от конкретных обстоятельств.

ПРИМЕР. Директор фирмы предполагает подписать контракт на аренду нового офиса. До подписания контракта будущие затраты по аренде являются контролируемыми. Однако после подписания договора они станут не контролируемыми на весь срок действия договора

1.4. Релевантные и нерелевантные

Релевантные – затраты, являющиеся значимыми в контексте принятия управленческих решений на перспективу, их величина должна меняться в будущем в зависимости от выбранного варианта управленческого решения.

Для того чтобы быть значимыми, или релевантными, затраты должны меняться в результате принятия того или иного решения, связанного с выбором одного из нескольких варианте Если величина затрат остается неизменной при разных вариантах решения, то такие затраты называются нерелевантными. Концепция релевантных затрат применяется только в ситуации выбора.

ПРИМЕР. Вы купили недорогой настольный вентилятор за 300 руб. Проработав год, вентилятор сломался. Платный ремонт стоит 280 руб., а новый аналогичный вентилятор теперь можно купить уже за 250 руб. Очевидно, что в этом случае вы купите новый вентилятор, а не будете ремонтировать старый, поскольку в результате сэкономите 30 руб. Принимая решение, вы будете сравнивать стоимость покупки нового вентилятора со стоимостью ремонта, которые являются релевантными затратами. Вы не будете брать во внимание цену приобретения старого вентилятора – нерелевантную статью затрат.

ЗАДАЧА. Фирма А производит кедровое масло и другие продукты из кедрового ореха. В прошлом году закупочная цена 1 кг орехов составила 200 руб. Текущая закупочная цена орехов – 300 руб. На складе ЗАО находится 200 кг орехов, приобретенных в прошлом году по старой цене – 200 руб. за 1 кг. Срок годности партии истекает через неделю. Фирма Б предлагает купить весь старый запас орехов по цене 180 руб. за 1 кг. Других реальных предложений о покупке орехов у фирмы А нет. Определить, какая стоимость будет релевантной для принятия решения о продаже орехов, пояснить свою логику.

РЕШЕНИЕ. Решение зависит от возможностей фирмы А по скорейшей переработке остатка орехов. Если орехи можно использовать в производстве, то компании нет смысла продавать их на сторону, поскольку релевантная стоимость орехов равна их текущей закупочной цене – 300 руб. Если же фирма А не может быстро переработать старый запас орехов, его необходимо продать за максимально возможную стоимость (180 руб.), поскольку в противном случае всю стоимость орехов придется списать в убыток. Закупочная стоимость орехов в этом случае нерелевантна.

1.5. Альтернативные затраты

Альтернативные затраты – упущенная выгода в результате выбора одного варианта и отказа от другого. Это потеря выгоды, когда принятие одного решения исключает принятие другого.

ПРИМЕР. Директор ресторана получает предложение по проведению банкета. Цена, предлагаемая клиентом, составляет 500 000 руб. Релевантные затраты ресторана по проведению банкета оцениваются в 300 000 руб. Таким образом, ожидаемая прибыль составит 200 000 руб. Обычная прибыль ресторана за 1 день (определенная на основе релевантных затрат) составляет 240 000 руб.

Вариант 1. Ресторан должен быть полностью закрыт для остальных посетителей в день банкета. Согласно теории управленческого учета директору следует отказаться от предложения, поскольку в случае проведения банкета ресторан потеряет обычную прибыль, которая превышает прибыль в предложенном варианте на 40 000 руб.

Вариант 2. Ресторан должен быть закрыт для других посетителей только после 8 часов вечера, что позволит получить дневную прибыль в размере 60 000 руб. В этом варианте директору стоит принять предложение, т.к. общая прибыль за день будет на 20 000 руб. больше с проведением банкета (260 000 руб. = 200 000 + 60 000), чем без его проведения (240 000 руб.).

Прочие факторы, имеющие значение для принятия решения:

• прибыль от банкета является гарантированной;

• ресторан может приобрести еще более широкую известность и расширить свою клиентскую базу.

II группа: классификации затрат для определения себестоимости.

2.1. Прямые и косвенные

Прямые – те, которые можно непосредственно отнести на себестоимость единицы изделия – сырье, материалы, заработная плата рабочих.

Косвенные – затраты, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретным видом производимой продукции. Такие расходы предварительно накапливают на отдельных счетах. В конце отчетного периода они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам).

ПРИМЕР. Фирма производит мед и малиновое варенье. Затраты за прошедший месяц, включали в себя:

1) зарплату рабочих цеха по производству меда;

2) зарплату рабочих цеха варки и разлива варенья;

3) зарплату бухгалтера;

4) амортизацию оборудования цеха по производству меда;

5) амортизацию оборудования цеха варки варенья;

6) амортизацию автотранспорта предприятия;

7) оплату ежегодного аудита.

Распределим затраты на прямые и косвенные по отношению к произведенным продуктам:

затраты 1,4 – прямые по отношению к произведенному меду; затраты 2, 5 – прямые по отношению к изготовленному варенью; затраты 3, 6, 7 – косвенные и подлежат распределению между продуктами (медом и вареньем).

Распределим затраты на прямые и косвенные по отношению к производственным и административным подразделениям: затраты 1, 2, 4, 5 – прямые для производственных подразделений (пасеки и варочного цеха) затраты 3 – прямые для административного подразделения (бухгалтерии) и косвенные для производственных подразделений; затраты 6,7– косвенные как для производственных, так и для административных подразделений

2.2. По времени возникновения выделяют:

Текущие – возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода.

Расходы будущих периодов – производятся в данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле.

Предстоящие затраты – это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства согласно сметной документации (оплата отпусков, сезонные расходы).

2.3. По методам планирования, учета и распределения затраты классифицируются по:

Экономическим элементам – сметный разрез затрат, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг). Выделяют:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Месту их осуществления – группировка по статьям калькуляции:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги кооперированных предприятий;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) затраты на основную заработную плату производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата;

7) единый социальный налог;

8) расходы на подготовку и освоение производства;

9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10) общепроизводственные (цеховые) расходы;

11) общехозяйственные расходы;

12) потери от брака;

13) прочие производственные расходы;

14) коммерческие (внепроизводственные) расходы.

10 позиций данной классификации образуют цеховую себестоимость, 13 позиций – производственную себестоимость, а все 14 – полную себестоимость проданной продукции.

ЗАДАЧА. Определить себестоимость единицы продукции, если в течение планового периода затраты на материалы, используемые при изготовлении продукции, составляют 42 340 тыс. руб. Основная заработная плата рабочих, изготавливающих продукцию, равна 24 000 тыс. руб., дополнительная заработная плата составляет 10,5 % от основной. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования планируется сохранить на уровне отчетного года в размере 8 500 тыс. руб. Цеховые расходы составят 78 % от основной заработной платы, общехозяйственные расходы – 26 %, прочие производственные расходы – 8 %. Единый социальный налог – 26 %. Маркетинговые расходы составят 3,5 % от производственной себестоимости. Плановый выпуск продукции – 2 117 изделий в год.

РЕШЕНИЕ

– материалы – 42 340 тыс. руб.

– основная з/п – 24 000 тыс. руб.

– дополнительная з/п = 24 000 * 10,5% = 2 520 тыс. руб.

– ЕСН = (24 000 + 2 520)* 26%= 6 895,2 тыс. руб.

– расходы на содержание оборудования – 8 500 тыс. руб.

– общепроизводственные расходы = 24 000 * 78% = 18 720 тыс.

Цеховая с/с = 18 720 тыс. руб.

– общехозяйственные расходы = 24 000 * 26% = 6 240 тыс. р.

– прочие производственные расходы = 24 000 * 8% = 1 920 т.

Производственная с/с = 111 135,2

– Коммерческие расходы = 111 135,2 * 3,5% = 3 889,7 тыс. р.

Полная производственная с/с = 115 024,9 тыс. руб.

С/с единицы продукции = 115 024,9: 2 117 = 54,3 тыс. руб.

ЗАДАЧА 6

Для целостного анализа эффективности деятельности предпринимательской единицы необходимо грамотно подходить к исследованию всей совокупности затрат, имевших место за период. Факт реализации целевой функции по максимизации прибыли необходимо отслеживать в разрезе видов деятельности, осуществляемых предприятием. Данное расчленение всей совокупности затрат позволяет своевременно отслеживать прибыльные и убыточные направления бизнеса, принимать решения об изменении системы ценообразования, объемов производства, о проведении мероприятий по экономии затрат.

Калькуляция затрат – вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Виды калькуляции:

1. Плановая – составляется на планируемый период на основе норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Поэтому плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции или выполнения работ на плановый период.

2. Сметная – разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

3. Нормативная – расчет себестоимости изделия по нормам на момент составления. В отличие от предыдущих форм калькуляции при расчете данной берутся не средние нормы, а действующие на данный момент.

4. Проектная – определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов, е разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.

5. Отчетная – показывает фактическую себестоимость единицы продукции. Ее составляют по тем же статьям затрат, что и в плановой, но включают обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Основными плановыми и отчетными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции являются:

1. Себестоимость единицы продукции в денежных единицах, рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций.

2. Затраты на рубль товарной продукции – рассчитываются как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации. Данный показатель демонстрирует величину затрат в каждом рубле товарной продукции.

3. Процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предприятием в предшествующем году).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: