Система изучения территориальной организации хозяйства

Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, как целостная система, имеет определенным образом упорядоченную структуру и содержание, определяющееся свойствами и закономерностями, присущими системе в целом.

Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – основные, исходные, единые начала, лежащие в основе строения и развития данной системы территориальной организации, обеспечивающие условия реализации ее социального предназначения.

Отнесение того или иного фактора, влияющего на территориальную организацию, к числу принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно основываться на определенных общих методологических посылках, отражающих содержание самого понятия "принцип" применительно к организации социальных процессов и явлений, исходить из понимания сущности административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации как подсистемы территориальной организации государства.

Общие положения, характеризующие принципы административно-территориального устройства:

· общий характер принципов, выражающийся в их влиянии на организацию административно-территориального устройства в целом, а не отдельных его сторон или звеньев;

· неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, необходимость их реализации в единстве;

· конкретно-исторический характер принципов, обусловленность их особенностями определенного этапа развития общества и государства.

Наряду с этим исходной позицией в исследовании принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно быть понимание социального предназначения административно-территориального устройства как механизма обеспечения управляемости общественных процессов, достижения, посредством территориальной организации, целей государственного управления и местного самоуправления как разновидностей социального управления. Создание территориальных условий, необходимых для эффективного публичного управления на территории субъекта Российской Федерации, – это главная целевая направленность административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Именно задачами ее реализации определяются принципы административно-территориального устройства, их практическая значимость и социальная ценность.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации является результатом правотворчества, т. е. сознательно-волевой деятельности людей.

В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат следующие принципы:

1. Соответствия системе расселения населения.

2. Многоуровневой территориальной организации.

3. Соответствия условиям экономического развития территории (экономический принцип).

4. Учета природно-географических условий.

5. Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.

Только взятые и действующие в совокупности, в комплексе данные принципы позволяют обеспечить рациональную, научно обоснованную территориальную организацию публичной власти в субъекте Российской Федерации, условия ее эффективной реализации.

Эффективность, действенность государственного регулирования в данной сфере, условия достижения его социального эффекта определяются степенью адекватности отражения в нем объективных, существующих как данность и несущих в себе закономерности последующего развития социально-экономических и иных условий жизнедеятельности населения региона.

Изучением условий, особенностей и эффективности территориального размещения производства и его развития занимаются экономическая география и региональная экономика.

Под условиями размещения производства имеются в виду экономические и природные предпосылки рассматриваемых процессов (технический прогресс, минерально-сырьевые ресурсы и т. д.), под особенностями – их структурные качества (территориальная структура хозяйства, отраслевая структура хозяйства регионов и т. п.), а под эффективностью – экономическая, социальная и экологическая результативность (степень достижения соответствующих целей). Понятие «размещение» и «развитие» могут взаимно дополняться и перекрываться. Например, сдвиги в размещении черной металлургии означают и развитие отрасли за какой-либо период, развитие экономики Урала – изменения в размещении народного хозяйства в России и т. п.

Выделяют четыре направления изучения, раскрывающие в целом не только конкретные проявления, но и научные основы (теорию и методы) комплексного размещения производительных сил, а именно изучение:

· общих закономерностей и условий территориального размещения и развития общественного производства;

· условий, особенностей и эффективности размещения всего народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, их отраслей и межотраслевых комплексов, крупнейших объединений и предприятий;

· условий, особенностей и эффективности комплексного развития территориального хозяйства (зональных комплексов, республик, экономических районов и т. д.);

· внешних экономических связей в территориальном аспекте. При этом главное внимание уделяется вопросам экономического обоснования комплексного размещения производительных сил.

Методологической основой системы изучения территориальной организации хозяйства служат различные теории и методы.

Принято считать, что размещение общественного производства по территории (в пространстве), как и развитие его во времени (история) определяется способом производства материальных благ, социально-экономическими законами. Поэтому оно имеет исторический характер, меняется в зависимости от уровня развития производительных сил и особенностей общественного строя. Познав экономические законы, можно воздействовать на это размещение.

Территориальное разделение труда является формой развития общественного производства в целом, а поэтому, как и способ производства, должно рассматриваться в единстве двух его сторон – производительных сил и производственных отношений.

В настоящее время разработано несколько теорий размещения производства.

Наиболее известными зарубежными теоретиками размещения были немецкий аграрник И. Тюнен, разработавший концепцию размещения сельского хозяйства «изолированного государства», и немецкий экономист А. Вебер, выдвинувший «всеобщие штандарты» (стереотипы местоположения) промышленности. Эти теории имели широкое хождение в прошлом и начале текущего столетия.

Большую роль в изучении территориальной организации хозяйства играют исследования крупных научных учреждений: Совета по изучению производительных сил (СОПС), Института экономики АН, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН и др.

Научная теория территориальной организации хозяйства имеет большое конструктивное значение, призвана служить обоснованию стратегии комплексного размещения производительных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: