Обработка под ремонтные размеры

При обработке деталей под ремонтные размеры восстанавливаются геометрическая форма и шероховатость поверхностей деталей, но при этом изменяются их первоначальные размеры. Новые размеры — ремонтные могут быть больше или меньше нормальных. Детали, сопрягаемые с восстанавливаемой деталью, также должны меть соответствующие ремонтные размеры.

При восстановлении деталей ремонтные размеры могут быть заранее установленными и не установленными.

Под заранее установленные ремонтные размеры обрабатывают следующие детали: коленчатые валы (коренные и шатунные шейки), распределительные валы (опорные шейки), поршневые пальцы, клапаны и их направляющие, толкатели клапанов, шкворни поворотных кулаков и др.

Этот способ широко применяют для восстановления резьбы, при этом старую резьбу срезают (рассверливают, зенкеруют или обтачивают) и нарезают новую — ремонтную, увеличенного (для отверстий) или уменьшенного (для валов) размера ближайшего номинального диаметра.

В ряде ответственных сопряжений ремонтный размер детали должен быть одинаковым в пределах одного агрегата. (Например, все цилиндры одного двигателя должны иметь одинаковый ремонтный размер). Это облегчает ремонт и обеспечивает нормальную работу двигателя. Шейки коленчатых валов также необходимо обрабатывать под один и тот же ремонтный размер; при этом ремонтные размеры шатунных и коренных шеек могут не совпадать.

Ремонтные размеры деталей приведены в технических условиях на капитальный ремонт автомобилей.

Выбор способа обработки под ремонтные размеры зависит от материала и поверхностной твердости детали, а также величины снимаемого припуска.

Обычно при такой обработке применяют те же режущие инструменты и режимы, что и при обычных чистовых операциях механической обработки в машиностроении. Стальные детали шлифуют корундовыми кругами, а детали из чугуна и цветных металлов — карборундовыми.

Обработку деталей под ремонтный размер необходимо предусматривать в конце технологического процесса, после термических, сварочных, слесарных и других операций (особенно когда деталь подвергается таким операциям, как правка, заварка трещин и т.п.). Невыполнение этого требования может привести к тому, что окончательно обработанные поверхности, например, полированные шейки коленчатого вала или шлифованные поверхности цилиндров будут деформированы или получат повреждения (риски, царапины…).

При неустановленных ремонтных размерах нельзя заранее изготовить детали с окончательными размерами, так как их следует подгонять по месту до получения требуемой посадки в сопряжении. Обработкой детали под неустановленный ремонтный размер восстанавливают, например, рабочие поверхности клапанных гнезд и головок клапанов двигателя. При эксплуатации двигателя в результате возд. горячих газов, коррозии, ударных нагрузок и отложения нагара герметичность закрытия клапанов нарушается и на рабочих поверхностях гнезда и головки клапана появляются раковины и риски. Для восстановления работоспособности сопряжения рабочую поверхность клапанного гнезда зенкуют под ремонтный размер до выведения следов износа, т.е. до получения правильной геометрической формы и требуемой шероховатости поверхности, а затем по ней притирают головку клапана или шлифуют (последующая притирка клапанов в этом случае не требуется).

Восстановление деталей под ремонтный размер является распространенным и общедоступным способом, имеющим, однако, существенные недостатки. При этом способе нельзя использовать запасные части нормального размера, в связи с чем возникает потребность в значительном запасе деталей различных ремонтных размеров.

Использование деталей с ремонтными размерами отрицательно сказывается и на технологическом процессе ремонта: удорожается и усложняется контроль и сортировка деталей, их восстановление, а также организация сборки узлов и агрегатов. Для контроля деталей необходим больший набор предельного мерительного инструмента, а при механической обработке — режущего инструмента. Появляется потребность в предварительном комплектовании сопряжений деталей для каждого ремонтного размера, что значительно увеличивает объем комплектовочных работ. Поэтому более прогрессивными следует считать способы восстановления деталей до начальных размеров, при которых обеспечивается их взаимозаменяемость


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: