Конспект урока № 2 по изучению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1) П. С каким произведением Н.В. Гоголя мы вчера познакомились?

У. Вчера на уроке мы познакомились с комедией Н. В. Гоголя «Ревизор»

П. А как Н.В. Гоголь относился к театру?

У. Н.В. Гоголь относился к театру как к общественной кафедре, которая способна искоренить человеческие пороки; о том, что он страстно желал посвятить свою жизнь служению на благо Родины.

П. А Теперь давайте вспомним, в чем специфика драмы как рода литературы?

У. В драме нет описания внешности и действий героев, нет авторского повествования, непосредственного выражения автора к событиям и персонажам. Сюжет в драме образуется с помощью диалогов.

П. Вспомним также, что действие в драме ограничено временем сценического представления. Успех драмы в театре зависит не только от автора, но и от режиссера, актеров, декораций. Скажите, какой жанр драмы мы начали изучать на прошлом уроке?

У. Комедию.

П. В чем специфика произведений этого жанра?

У. Произведения этого жанра веселые, со смешным сюжетом.

П. Вчера мы с вами успели познакомиться с афишей к пьесе. Давайте вспомним, что такое афиша?

У. Афиша – это не только информация о спектакле, но и авторская перечисление действующих лиц.

П. Сегодня мы продолжаем работу над пьесой. Сегодня мы должны выяснить, какие пороки царят в городе. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Уездный город перед встречей ревизора».

Ребята, как вы думаете, каково настроение чиновников после известия о приезде ревизора?

У. Они очень удивлены и испуганы.

П. А в каких пройденных произведениях тоже был мотив страха чиновника перед вышестоящим?

У. В рассказах Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». В «Смерти чиновника» Червяков старается угодить генералу, получить прощение, а в конце даже умирает от страха перед начальником, хоть и чужим.

П. Для николаевской России того времени было очень характерно пресмыкание перед вышестоящими должностными лицами. И Гоголь это мастерски изобразил в своей комедии.

2) П. А теперь давайте обратимся к вашему домашнему заданию. На дом определенным ученикам было задано подготовить чтение по ролям 1-5 явлений 1 действия комедии. Итак напомню, что чтению по ролям предшествует выполнение исполнительских читательских задач.

(Учитель читает роль городничего, остальные роли распределены между заранее подготовленными чтецами).

П. Мы с вами прочитали подряд 5 явлений комедии, чтобы продемонстрировать стремительность развития 1 действия, чтобы создать впечатление ошеломленности, страха, переполоха, который испытывают чиновники города N.

Давайте обратим внимание на авторские замечания в первом явлении первого действия комедии: какую особенность в наименовании героев вы видите?

У. Все чиновники называются по имени и отчеству, в то время, как Сквозник-Дмухановский именуется просто «городничий».

П. Как вы думаете, почему Гоголь делает именно так?

У. Он подчёркивает этим, что Сквозник-Дмуханосвкий для всех присутствующих персонажей является официальным, а не частным лицом, что показывает и его значительность в комедии вообще.

П. А обратите внимание, как строятся диалоги между персонажами в этом явлении?

У. Многие фразы повторяются другими героями комедии вслед за городничим. Например:

«Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор.

Аммос Фёдорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?»

П. А как вы думаете, одинаково ли произносятся эти реплики?

У. Нет. Каждый чиновник произносит свои слова с определённой интонацией. Это зависит от его характера и указано в замечаниях для господ актёров.

П. А как именно должны говорить эти герои?

У. Судья Ляпкин-Тяпкин «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». То есть он должен говорить медленно, важно. А попечитель богоугодных заведений Земляника произносит вопрос резко, отрывисто.(

П. Обратите внимание на дальнейшие слова героев. Давайте перечитаем их. Что мы видим?

У. «Аммос Федорович. Вот те на!». Судья удивлён, обескуражен внезапной новостью. «Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!». Земляника огорчён грозящими неприятностями.

П. А что можно сказать о реплике смотрителя училищ?

У. Лука Лукич испуган сообщением, он с ужасом повторяет за городничим «ещё и с секретным предписаньем».

П. А как в дальнейшем ведёт себя Хлопов?

У. Он растерян и только жалуется на свою долю, показывая свой страх перед появлением грозящего ревизора.

П. А как вы понимаете фразу Земляники «Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые»?

У. Он говорит, что не обязательно всё исправлять, достаточно только создать благопристойную видимость.

П. А что вы можете сказать о речи судьи?

У. Она смешна, потому что он строит самые невероятные предположения с серьёзным видом. А при возражениях городничего он неспособен аргументировать свои слова.

П. Давайте ещё раз обратимся к характеристике Ляпкина-Тяпкина. Он говорит, «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». Видно ли это по его речи?

У. Да. До того, как сказать что-нибудь, он говорит много несвязных слов.

П. Это значит, что характер героев отражается в их интонации и речи. Проследим дальше, как развивается разговор городничего и судьи.

У. Городничий наставляет судью, отчитывает его.

П. Не выдержав обидного для самолюбия обнаружения «беспорядков», судья переходит в наступление, говоря, что «грешки грешкам рознь». Как вы думаете, почему взятки щенками Ляпкин-Тяпкин не считает взятками?

У. Потому что взяточничество в городе приняло огромные размеры, и борзые щенки в таком случае кажутся мелочью.

П. А что ещё говорит при этом судья?

У. Он вспоминает о злоупотреблениях городничего, в результате которых тот приобрёл шубу за пятьсот рублей и шаль для своей супруги.

П. То есть мы видим, что каждый из чиновников имеет за собой «грешки» и стремится скрыть их. А кто больше всего обеспокоен приездом ревизора и почему?

У. Городничий беспокоится больше остальных, потому что у него больше всего таких «грешков».

П. Как вы считаете, только ли высокое положение выделяет городничего среди остальных городских чиновников?

У. Нет, он ещё и самый ловкий из всех.

П. Обратим внимание на первую реплику городничего. Вам будет интересно узнать, что в первой редакции текста эта реплика состояла из семидесяти восьми слов и была больше похожа на монолог персонажа. Для чего же Гоголь так сильно сократил слова городничего?

У. Теперь в этой фразе чувствуется энергия и решительность говорящего, а также напряжённость всей ситуации в целом.

П. А чем отличаются от городничего его подчинённые?

У. Они глупы и попусту тратят время, надеясь, что у городничего «грешки» покрупнее.

П. Теперь посмотрим, чем заканчиваются первые два явления первого действия комедии.

У. Городничий говорит об «инкогнито проклятом», который сидит у него в голове.

П. Какие новые действующие лица появляются в 3 явлении? Как они относятся к известию о появлении ревизора?

У. Это Бобчинский и Добчинский – городские помещики. Они тоже очень обеспокоены появлением ревизора, ведут себя с представителями закона в городе запросто. Возможно их объединяют какие-то общие махинации.

П. Что происходит в 1 действии после сообщения Добчинского и Бобчинского?

У. Городничий начинает отдавать приказания насчет создания видимости благоустройства города: подмести улицу, разметать старый забор, поставить веху, насыпать соломы (будто идет строительство), поставить самого высокого квартального на мосту, угрожать служащим, чтобы не проболтались о настоящем положении дел.

П. Да. Городничий боится ревизора, хочет представить перед ним все в наиболее выгодном свете.

В прочитанных нами явлениях нам встретилось слово «арапник». Кто-нибудь выписал его в свой словарик при перечитывании 1 действия дома?

У. Да. Арапник – это длинный охотничий кнут. И это свидетельствует об охотничьих увлечениях судьи.

П. Стоит обратить внимание и на то, что арапник раньше был символом правосудия, которое в городе N отсутствует.

В этом фрагменте текста нам встретилось еще одно новое слово «инкогнито». Каково его значение?

У. Инкогнито означает скрытно, тайно, не раскрывая своего имени, или под вымышленным именем.

П. Верно. В России ревизии часто облекались тайной, чтобы мошенники-градоначальники не успели замести следы. Ревизор инкогнито – неожиданно нависшая опасность для городских чиновников, т.к. они не знают с какой стороны ждать удара.

Читая 1 действие, мы с вами увидели, что городничему есть чего боятся: как вы думаете чего бояться? Его чиновники и он сам безответственно относятся к своим обязанностям, берут взятки.

П. Теперь ответьте на вопрос №6 их хрестоматии, который был задан на дом: Заметили ли вы разницу между Бобчинским и Добчинским? Нужно ли зрителю ее видеть? И если не нужно, то зачем в пьесе эти забавные двойники? Какова их роль?

У. У них очень похожие фамилии и ведут они себя одинаково. Постоянно друг друга перебивают, толкаются.

П. А как вы думаете, для чего Гоголь ввел такие действующие лица в свою комедию?

У. Для усиления ощущения переполоха. Они запутывают читателя, порой сложно уследить, какую реплику кто из них двоих сказал. Также каждый из них вносит в рассказ все новые подробности и слухи, совершенно игнорируя истинное положение вещей. Как говорится «у страха глаза велики». И человека, который просто как-то странно заглянул в тарелку, они уже принимают за ревизора. Затем очень эмоционально рассказывают об этом событии, больше сообщая не факты, а свои домыслы и предположения. В конечном итоге они создают панику среди чиновников.

П.. Что происходит в 1 действии после сообщения Добчинского и Бобчинского?

У. Городничий начинает отдавать приказания насчет создания видимости благоустройства города: подмести улицу, разметать старый забор, поставить веху, насыпать соломы (будто идет строительство), поставить самого высокого квартального на мосту, угрожать служащим, чтобы не проболтались о настоящем положении дел.

П.. Как мы с вами увидели, действующие лица-двойники – очень важный прием в драматургии. Запишите этот термин в тетради.

Скажите ребята, вы заметили, что в драматическом произведении реплики действующих лиц прерываются словами автора, помещенными в скобках? Такие слова автора называются ремаркой.

П. Запишите в тетрадях: Ремарка — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, имеющем прямое или косвенное отношение к изображаемому. На следующий урок не забудьте выучить это определение, тк термин «ремарка» будет вам необходим при изучении любого драматического произведения.

3) Мы с вами проанализировали ситуацию в городе N Вернёмся к клдчевому вопросу, какие пороки царят в городе? Для характеристики положения дел в уездном городе N можно использовать следующие слова: взяточничество, казнокрадство, самоуправство, произвол и мошенничество. Как вы понимаете эти понятия.

У. Взяточничество – это процесс принятия взяток за выполнение какой-либо услуги.

П. Верно. А как вы понимаете слово казнокрадство?

У. Казнокрадство – это значит красть казну, тратить государственные деньги в личных целях.

П. Как объяснить значение слова самоуправство?

У. Самоуправство – управлять самому. Несоблюдение общепринятых законов, использовать свою власть в собственных интересах.

П. Дайте значение слову произвол.

У. Произвол – это проявление своей воли, также означает использование должности для личных целей.

П. И последнее, дайте значение слову мошенничество.

У. Мошенничество – это завладение чужим имущество путем обмана, злоупотребления доверием.

П. Теперь давайте посмотрим как профессиональные актёры воплотили образы героев. Сравните и оцените своё чтение. После просмотра ответьте на вопрос: удалось ли актерам воплотить на сцене образы действующих лиц.

(включаю 1 действие 1 явление в киноспектакле)

У. Да, удалось. Актеры и в речи, и в интонациях, и даже жестами выражали индивидуальность и особенность каждого чиновника.

4) П. Подведем итоги урока: в «Ревизоре» Гоголя мы видим, что каждый чиновник боится, потому что каждый замешан во взяточничестве, а городничий опасается за своё положение больше всех, так как его грехи выглядят гораздо более значимыми. В городе царит взяточничество и самоуправство, а чиновники при этом чувствуют себя безнаказанными. Такова картина уездного до появления в нем ревизора. И Гоголь не придумал этот город, такое положение вещей ему диктовала сама действительность. Запишите этот вывод в тетради.

Запишите задание на дом: Подготовить устный ответ на вопрос: «Как восприняли «отцы города» весть о ревизоре и как готовились к встрече с ним?». Перечитать 2-3 действия комедии, выписать значение новых слов из словаря.

Ответить на вопрос №4 из хрестоматии: В каком действии происходит завязка пьесы? Чем вызвана такая затянутая экспозиция?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: