Компетентность работника: сущность, виды

Компетентность – это степень квалификации работника, которая разрешает успешно решать задачи, которые стоят перед ним.

Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к условиям, которые изменяются.

Выделяют такие виды компетентности:

1) функциональная (профессиональная) компетентность: характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать. Требования к профессиональной компетентности во многом зависят от уровня управления и характера должности. Сегодня для высших руководителей сокращается значение специальных и возрастает роль методических и социальных знаний и навыков, способностей в области общения, руководства рабочими, способности воспринимать и интерпретировать информацию.

В основе профессиональной компетентности - профессиональная пригодность, которая представляет собой совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

В условиях современного этапа НТР четко прослеживается тенденция к быстрому старению знаний и опыта персонала, который выражается в отставании индивидуальных знаний и опыта от современных требований к должности и профессии;

2) интеллектуальная компетентность: выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;

3) ситуативная компетентность: означает умение действовать согласно ситуации;

4) временная компетентность: отображает умение рационально планировать и использовать рабочее время.

Она содержит адекватную оценку расходов времени ("чувство времени"), умение конструировать программу достижения цели во временном континууме (просторные), правильно определять расход времени;

5) социальная компетентность: предусматривает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, высказывать к ним отношение, вести беседы и т.д.

Социальная компетентность характеризует интеракционные способности работника, культуру делового общения как по вертикалу "руководитель – подчиненный", так и по горизонтали – "работники одного уровня", а также клиенты предприятия.

Социальная компетентность содержит:

• знание этики делового общения;

• умение предотвращать и относительно безболезненно решать конфликты;

• умение быстро и правильно передавать информацию;

• умение налаживать коммуникации;

• умение давать ясные и четкие задачи и соответственно мотивировать рабочих;

• умение тактично указывать на недостатки, корректно ставить на вид, вызвать доверие и т.п.

Такого рода знания и умения необходимы всем рабочим, а особенно - руководителям, поскольку в современном производстве от слаженности и гармоничности отношений в группе во многом зависит успех предприятия в целом.

Изучение управления персоналом обеспечивает формирование не только социальной, но во многом интеллектуальной и временной компетентности работников всех уровней, и в первую очередь - руководителей. В современных условиях ценность этих качеств для эффективной деятельности неуклонно повышается. Вдобавок, знание науки управления персоналом выступает важнейшей составной частью профессиональной компетентности руководителей предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: