Изменение состояния биосферы

Изменение состояния гидросферы (разновидности, характеристика).

Изменения свойств воздушной среды (разновидности, характеристика).

Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А.

Воздействие человека на природную среду происходит непрерывно. Человек все больше влияет на окружающую среду и климат. Ежеминутно промышленные предприятия, ТЭЦ, автотранспорт сжигают громадное количество топлива, что приводит к непрерывному повышению содержания двуокиси углерода в атмосфере. А это может привести к серьезным глобальным последствиям. Ученые считают, что данный процесс вызывает потепление вследствие так называемого парникового эффекта.

Кроме того, в атмосферу поступают и химически активные примеси: фреоны, фтористые, бромистые и хлорные изменения, которые разрушают озоновый слой и влияют на тепловой режим планеты.

Пагубное воздействие на климат оказывают испытания ядерного оружия, способствующие образованию и накапливанию в атмосфере аэрозоля, окислов азота, радиоуглерода и других компонентов, разрушающих озоновый слой и нарушающих тепловой баланс атмосферы.

Загрязнение атмосферы – это поступление в воздушную среду загрязнителей (аэрозолей, газов, твердых частиц) в количествах и концентрациях, изменяющих состав и свойства значительных объемов воздушных масс и оказывающих негативное воздействие на живые организмы. Источниками естественного загрязнения атмосферы являются: космическая пыль, деятельность вулканом, ветровая эрозия почв, выветривание горных пород. Велико загрязнение атмосферы от хозяйственной деятельности. Основные загрязнители: оксиды азота, сера, углерод, газообразные соединения, пыль, аэрозоли.

В последние десятилетия в крупных городах и промышленных центрах редко возрастает загрязнения атмосферы из-за все увеличивающегося количества выбросов, которое на сегодня составляет около 400 кг на человека в год. Усиливается загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта. Растет запыленность. Над промышленными центрами или крупными городами образуется загрязненный слой воздуха, так называемый смог, который условно можно разделить на три яруса: нижний, залегающий между домами, связанный с выделением выхлопных газов транспортом и поднятой пылью; второй, питаемый дымом отопительных систем, располагается над домами на высоте около 20-30м; третий на высоте 50-100м, питается в основном выделениями промышленных предприятий.

Необходимо также учитывать, что при воздействии солнечной радиации на смесь углеводородных газов и оксидов азота, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами, образуется фотосмог, который представляет собой большую опасность для здоровья людей.

С каждым годом в атмосфере увеличивается концентрация вредных веществ, являющихся причиной различных заболеваний.

ПДК исчисляется мг на 1м3. Нормы ПДК устанавливает Министерство здравоохранения России.

ПДК рассчитывается на основе оценки безвредности определенных концентраций данного вещества для человека, животных, растений. Однако в действительности на человека и на все окружающее действуют одновременно десятки веществ, выбрасываемых многими источниками, которые, кроме того, вступают в реакцию между собой, образуя новые соединения. Именно такая обстановка складывается в районах крупных промышленных центров и целых стран с большой плотностью предприятий и населения.

Острый недостаток кислорода. В настоящее время во многих промышленных зонах растительность выделяет в процессе фотосинтеза меньше кислорода, чем его потребляет промышленность, транспорт, люди, животные. Его общее количество в околоземной оболочке биосферы ежегодно уменьшается на несколько миллиардов тонн. Особенно это чувствуется там, где мала зеленая зона.

Недостаток кислорода в воздушной среде городов способствует распространению среди населения легочных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Высокий уровень шумов. С развитием технического прогресса уровень шума в городах постоянно возрастает и все большая часть населения почти круглые сутки подвергается его разрушающему воздействию.

Внедрение новых технологических процессов, рост мощностей оборудования, механизация производственных и иных процессов, появление мощных средств наземного, воздушного и водного транспорта привели к тому, что человек постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Это способствует появлению и развитию неврологических, сердечно-сосудистых и иных заболеваний.

В общем шумовом фонде города удельный вес транспорта составляет от 60 до 80%. Внутриквартальные источники шума: спортивные игры, игры на детских площадках, разгрузочно-погрузочные работы у магазинов составляет 10-20%. Шумовой режим в жилых квартирах складывается из шума, проникающего извне и образующегося в результате эксплуатации инженерного и санитарно-технического оборудования.

Образование зоны кислородных осадков. Кислородные дожди – результат промышленного загрязнения воздуха. Большое место здесь принадлежит окислам азота, источниками образования которых являются выхлопные газы автомобильных и авиационных двигателей, а также сжигание всех видов топлива. Примерно 40% всех окислов азота выбрасывают в атмосферу тепловые электростанции. Эти окислы преобразуют в азот и нитраты, а последние, взаимодействуя с водой, дают азотную кислоту. Кроме того, в теплые солнечные дни окислы азота реагируют с недогоревшими углеводородами из автомобильных выхлопов, образуя озон, который, как известно, в определенных концентрациях вреден для растений.

Существует научная гипотеза, что нередко главной причиной гибели деревьев является озон в сочетании с кислородными туманами.

Один из распространенных загрязнений воздуха – сернистый ангидрид, образующийся при сжигании угля, нефти, мазута. Бесцветный газ с едким запахом, сернистый ангидрид вскоре после выброса из дымовой трубы превращается в сульфаты. Распространяясь в каплях воды, они образуют сернистую кислоту и вызывают появление тумана, снега или дождя с кислотностью от 10 до 100 раз выше обычной.

Кислотные осадки опасны не только для растительного мира, но и для здоровья людей.

Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С. В.

ЧС связанные с изменением состава гидросферы классифицируются как гидродинамические нарушения и загрязнения. Нарушения связаны с изменением размещения режима и динамики поверхностных, грунтовых и подземных вод. Загрязнение происходит в следствии поступления в водоемы и водотоки недостаточно очищенных сточных вод, с которыми поступает широкий спектр загрязнений.

Еще 2-3 десятилетия тому назад количество водоисточников и количество воды было вполне доступным для нормального обеспечения населения. Но в связи с бурным ростом промышленного и жилищного строительства воды стало не хватать, а ее количество резко упало.

Сокращение водных ресурсов определяется тремя основными причинами:

1. истощение водных ресурсов в результате влияния человека на биосферу;

2. резкое возрастание потребности в воде;

3. массированное загрязнение водных источников.

По характеру загрязнения может быть биологическим, механическим и физическим (нагрев, радиационное воздействие). Загрязнение воды приводит к тому, что в ней гибнут живые организмы и прежде всего рыба. Эту воду нельзя применять в пищу без особой очистки. Источником естественного загрязнения являются паводки, размыв берегов, загрязнение атмосферными осадками. Главный загрязнитель – промышленные сточные воды, отходы и сбросы.

Особо большие масштабы приобретает загрязнение морской среды нефтепродуктами при авариях танкеров. А также платформ, сооружаемых для добычи нефти из морских шельфов. Нередки случаи умышленного слива с судов в море нефтяных остатков. Все это наносит огромный вред природе: уничтожаются морские организмы, продукты питания морской фауны.

Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С. В.

Биосфера- это зона Земли (включая верхнюю литосферу и нижнюю часть атмосферы), являющаяся областью существования живого вещества или затронутая жизнедеятельностью живых организмов.

Биосфера при любом внешнем воздействии, в том числе и при любом вмешательстве человека, выходит из состояния равновесия. В данный момент обозначились перспективы уничтожения животных и растений многих видов в таких масштабах, перед которыми меркнет как естественное, так и вызванное человеком вымирание видов в течение предыдущих миллионов лет.

Исчезновение какого-либо вида растений может привести к вымиранию от 10 до 30 видов насекомых, высших животных или других растений.

Для растений наибольшую опасность представляет сернистый газ, фтористые соединения, хлор и окислители. Повышение уровня загрязнения воздуха сернистым газом вызывает хроническое или острое кратковременное поражение листьев растений. Большую опасность представляют сульфаты, которые окисляют почву и снижают плодородие.

Биосфера является объектом мониторинга, т.е. системы слежения за природными процессами и явлениями.

Тема 11. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды:

  1. Государственная политика защиты окружающей среды.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 328-330.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализоваться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются к5ак объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

  1. Природоохранное законодательство.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 331-339.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источником экологического права признаются нормативно – правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно – правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской советской Федеративной Социалистической республики (1990г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993г.

20 декабря 2001г. Был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека – конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1999г.).

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Основы лесного законодательства, Водный кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об охране и использовании животного мира» и др.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Так, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Минздрав РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды – воздуха, водных источников, почв – от загрязнения.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные. Строительные, технико-экономические, технологические и т.д.

  1. Правовое обеспечение экологического контроля.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 339-345.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Ключевым экологическим законом России является Закон РФ «Об охране окружающей среды», вступивший в действие 3 марта 1992г. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории РФ. В этом Законе четко определены:

  1. Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей среды;
  2. Экономический механизм охраны среды;
  3. Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы;
  4. Экономические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам;
  5. Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях;
  6. Экологический контроль;
  7. Экологическое воспитание, образование, научные исследования;
  8. Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды;
  9. Ответственность за экологические нарушения;
  10. Порядок возмещения вреда;
  11. Международное сотрудничество в области охраны среды.

Закон об охране природной окружающей среды России дает основания для создания цельной системы природоохранного законодательства. В сочетании с другими законами, принятыми за последние годы: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991г.), «Основами законодательства об охране труда» (1993г.), «О недрах» (1993г.), это создает основы природоохранного законодательства.

  1. Задачи и полномочия органов управления РФ и ее субъектов.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 347-350.

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

На правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, координации деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установление порядка платы за природопользование. Обеспечение населения экологической информацией.

Вопросы, входящие в компетенцию Федерации и субъектов Федерации (по Конституции РФ), можно разделить на семь комплексных групп.

1. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.

6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7. Международное сотрудничество.

Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры.

Разграничение их сферы деятельности идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно-территориальных образований (областей, краев и т.д.).

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного. Муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий.

Согласно данному порядку разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдается исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности.

Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

В главе 2 Закона «Об охране окружающей среды» установлены полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. 5), полномочия органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 6) и полномочия местного управления (ст. 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: