Уровни педагогического проектирования

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобшенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях (рис. 2).

Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела).

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ: Положение (о научном или образовательном учреждении),

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. программы (образовательные, исследовательские, развития),

государственные стандарты, должностные инструкции.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики, алгоритмы действий, дидактические средства, программные продукты,

ПРОЦЕССУАЛЬНЫИ графики учебного процесса, методические рекомендации,

разработки учебных тем, сценарии проведения праздников.

Проектирование можно рассматривать как:

— специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

— научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

— форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

— управленческую процедуру.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

— практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности1

— новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);

— прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);

— способ нормирования и трансляции педагогической и научно- исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);

— процесс создания и реализации педагогического проекта;

— специфический способ развит ия личности;

— технология обучения.

. В проектировочной деятельности ребенок неоднократно сталкивается с возможностью и необходимостью проявлять свою самостоятельность (ссамость»). В частности, это происходит в ситуациях, требующих:

— предъявления окружающим своих представлений о себе и объекте проектирования, выдвижения собственного варианта цели, отстаивания своей позиции в дискуссии со сверстниками и взрослыми;

— согласования своих целей и ценностей с целями и ценностями других людей;

— обнародования своих трудностей и проблем, попыток найти их причины в самом себе;

— умения работать сообща и корректировать свои действия на основе обратной связи;

— совместной с другими рефлексии по поводу своих действий и полученного результата.

Совместимость участия в проектной деятельности предполагает взаимодействие на разных уровнях. Среди них обозначим:

— информационный уровень (содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности — исследовательской, обучающей, диагностической и др.);

— практический уровень (совместная предметная деятельность);

— эмоциональный уровень (индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом);

— этический уровень (правила, конвенциональные нормы взаимодействия).

Между участниками проектной деятельности могут складываться разные типы отношений: 1) подчиненной кооперации, например в учебном проекте, когда педагог предлагает тематику, самолично привнося ее в образовательное пространство, и выступает в качестве главного эксперта; 2) равной кооперации, предполагающей постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта; 3) сетевые отношения, построенные по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта. Участники сети периодически на добровольной основе то актуализируют процесс взаимодействия, то на какое-то время дистанцируются друг от друга.

Таким образом, и для взрослого, и для ребенка, выступающих на позиции субъекта, проектная деятельность открывает возможность взаимосовершенствования. Каждый участник проектирования при этом становится для другого своеобразным катализатором

личностного развития. Особенно продуктивны в этом отношении разновозрастные, многонациональные, кросскультурные объединения в проектировании. Огромный педагогический потенциал заложен в процессе позиционной динамики участников проекта а также в системе развивающих и развивающихся отношений внутри совокупного субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: