Средневековья
Римская империя к V веку была настолько ослаблена внутренними раздорами, что не могла полноценно сопротивляться наступавшим варварам и в 396 г. произошло ее разделение на Западную и Восточную части. В 476 году пал Рим, а в 488 г. окончательно прекратила свое существование Западная Римская империя, хотя Восточная, под именем Византии, просуществовала еще около 1000 лет.
Культура Средневековья возникла как синтез трех культур | ||
Наследия античности | культуры варваров | традиций христианства |
Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система "семи свободных искусств". Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования. Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее. | На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья. У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле". Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру. | Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство. Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей силой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения – от теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов. В начале IV века н.э. к власти в Римской империи пришел человек с твердой рукой - император Константин. Он понял, что единственной силой, на которую можно опереться и которая способна вывести Римскую империю к новым рубежам, является христианство. Окончательно христианство стало господствующей религией при императоре Феодосии. Христианство влияло на огромные массы людей: • наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий; • сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды; • провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности; • обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. |
Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.
|
|
|
|
Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.
Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформилась в догматику и организацию христианской церкви.
На первых двух соборах – Никейском (325) и Константинопольском (381) – сложился христианский Символ веры, то есть краткое изложение основных догматов христианства.
Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (частей), христиане верят:
• в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;
• в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;
• в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);
• в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;
• в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;
• в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;
• в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;
• в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;
• в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;
• в таинство крещения;
• в будущее воскресение мертвых;
• в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.
Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos – бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.
Таким образом, начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианская церковь была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран.