Внутренние источники формирования культуры европейского средневековья

Средневековья

Римская империя к V веку была настолько ослаблена внутренними раздорами, что не могла полноценно сопротивляться наступавшим варварам и в 396 г. произошло ее разделение на Западную и Восточную части. В 476 году пал Рим, а в 488 г. окончательно прекратила свое существование Западная Римская империя, хотя Восточная, под именем Византии, просуществовала еще около 1000 лет.

Культура Средневековья возникла как синтез трех культур
Наследия античности культуры варваров традиций христианства
Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система "семи свободных искусств". Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования. Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее. На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья. У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле". Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру. Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство. Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей силой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения – от теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов. В начале IV века н.э. к власти в Римской империи пришел человек с твердой рукой - император Константин. Он понял, что единственной силой, на которую можно опереться и которая способна вывести Римскую империю к новым рубежам, является христианство. Окончательно христианство стало господствующей религией при императоре Феодосии. Христианство влияло на огромные массы людей: • наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий; • сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды; • провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности; • обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформилась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325) и Константинопольском (381) – сложился христианский Символ веры, то есть краткое изложение основных догматов христианства.

Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (частей), христиане верят:

• в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

• в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

• в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

• в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

• в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;

• в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

• в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

• в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

• в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

• в таинство крещения;

• в будущее воскресение мертвых;

• в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos – бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Таким образом, начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианская церковь была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: