Постепенно сложилась система дидактических правил и закрепилась основа дидактики развивающего обучения.
Нужно развивать творческую активность, направленную на служение красоте, добру, истине.
Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег высказал идею общечеловеческого воспитания, в основе которого лежат принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Нужно прислушиваться и внимать голосу природы, действовать с ней в союзе. Нужно учитывать условия, место, время рождения и жизни человека.
В XIX в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения — в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци — соединение обучения с производственным трудом.
Ценности индустриального общества
Сложный механизм промышленно развитой системы требует для поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:
|
|
достижение и успех,
частная собственность,
индивидуализм,
право,
активность и труд,
потребительство,
универсализм,
вера в прогресс,
уважение к науке и технологии.
Эти ценности активно утверждаются всей системой духовного воздействия на массы населения.
Современная культура, которую некоторые исследователи условились обозначать термином «постмодернизм», во многом является продолжением и частью культуры Нового времени, однако отличается некоторыми характерными особенностями
Одновременно с этим критики западной культуры говорят о том, что культура одновременно носит кризисный характер, и если против этого не принимать никаких мер, то это угрожает потере всех ее достижений.
— В западной цивилизации происходит замена творчества работой, духовности — интеллектом, разнообразия естественной среды — однообразием городских зданий, высокого искусства — развлечениями, глубоких ощущений — эмоциями. (О. Шпенглер).
— Современная западная культура насквозь проникнута чувствительным началом, стремлением к чувственным удовольствиям и наслаждениям; она утратила духовность и потому обречена на разрушение, которое завершится тогда, когда сформируется новая духовность, которая несет новые моральные и социальные идеалы. (П. Сорокин).
— В ХХ ст. состоялось «восстание масс», которые враждебно относятся к элитарной культуре; происходит «дегуманизация» искусства, примитивное массовое искусство поглощает общество и культура его приходит в упадок. (Х. Ортега-и-Гассет).
|
|
— Современное западное общество превращается в «мегамашину» — бюрократический механизм, который подавляет личность и превращает ее в деталь; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями, гуманизм и справедливость становятся жертвами бездушной организации общества. (Л. Мамфорд).
— Существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны нарастающего национализма экономически отсталых стран Азии и Африки; ослабленный внутренними противоречиями Запад не в силах противостоять разрушительным импульсам, которые исходят из этих стран, и может погибнуть в новых войнах, начатых фанатиками
с ядерными бомбами в руках. (С. Хантигтон).
Создание условий для увеличения свободы человека — одно из наибольших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся:
— социальная мобильность — открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещение ее из одних прослоек общества в другие и улучшение своего материального состояния (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и т. п.);
— расширение возможностей выбора места жизни, профессии, работы, сексуального партнера, мужа или жены;
— возрастание времени для досуга и возможностей его индивидуального использования;
— увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции;
— возрастание социологической защищенности личности;
— увеличение продолжительности жизни, а значит, и возможностей для самореализации личности, для достижения полноты жизни;
— изменение стилей поведения и мышления в границах одной жизни, закрепляющее идею развития, изменений, диалога поколений.
Итак, культура, которая ориентирована на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью.
Характерные особенности постмодерна:
— принцип «двойного кодирования», который состоит в одновременной ориентации на массы и элиту;
— обращение к забытым художественным традициям;
— стилевой плюрализм (видео, инвайромент, хеппинг и др.);
— обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, иллюзии;
— художественный экспансионизм, который расширяет и отождествляет понимание искусства с внехудожественными сферами деятельности (например, экология, политика, информатика и т. п.).
Постмодернизм выступает в качестве парадигмы интеллектуальной и художественной трансформации духовного мира современного человека, тенденции которого открывают перспективы роста гуманизма культуры ХХ столетия.
Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада.
Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после
«модерна», или современности.
Однако понятие «современность» не имеет сколько-нибудь строгого общепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины
XIX в., то в авангарде 10—20-х гг. XX в.— соответственно ведется и отсчет
«постсовременности».
Задача усложняется тем, что термином Postmodern обозначаются две различные тенденции нынешней культуры. Чтобы их не спутать, приходится воспользоваться двумя возможностями русского перевода — «постмодернизм» и
«постсовременность».
Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917 г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».
|
|
Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрыва между элитарной и массовой культурой.
Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономической, технологической и социально-политической сфере.
Государственное высшее учебное заведение
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»