На основе действующего законодательства в стране заложены основы организационного, экономического и юридического механизмов в сфере обращения с отходами.
В частности, предусмотрены различные виды управления в этой сфере общественных отношений. В первую очередь предусмотрено государственное управление, а также местное самоуправление, общественное и ведомственное управление по обращению с отходами. Предусмотрены и методы управления в обращении с отходами.
В первую очередь законодательно заложены административные методы, как правило, осуществляемые путем прямого воздействия на поведение управляемых объектов и обеспечение возможностью применения мер государственного принуждения в случае их невыполнения или выполнения ненадлежащим образом.
Вместе с этим важное место отводится и экономическим методам, которые призваны воздействовать на деятельность управляемых объектов через их экономические интересы (например, понижение размера платы за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами).
Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
- понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность,
в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
- применения ускоренной амортизации основных, производственных
фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Определенное место отводится и идеологическим методам, которые призваны влиять на поведение участников процесса управления через их сознание.
Первостепенное значение в области обращения с отходами отводится государственному управлению в лице специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — Министерству природных ресурсов РФ, Роспотребнадзору и ряду других министерств и ведомств.
На эти министерства и их органы на местах, атакже органы местного самоуправления возложены различные функции.
Информационная функция, т. е. обеспечение необходимой информацией населения об угрозе или риске для здоровья; о программах и мерах, принимаемых уполномоченными государственными и иными органами в области обращения с отходами. В соответствии с законодательством в стране на федеральном и местном уровнях ежегодно готовятся и публикуются государственные доклады о состоянии окружающей среды в целом по стране и в отдельных ее субъектах, которые в обязательном порядке рассылаются во все государственные и муниципальные библиотеки, а также в адрес заинтересованных министерств и ведомств. Представляемая информация об отходах должна быть достоверна, доступна для населения, полная и постоянно поддерживаться в актуальном состоянии.
Функция ведения Государственного кадастра отходов. Порядок ведения кадастра должен осуществляться по единой системе, и этот порядок определяется Правительством РФ, т. е. законодательно предусмотрено единство системы и технологии, его ведения на всей территории страны. В состав сведений государственного кадастра отходов предусмотрено включение следующих основных сведений: классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также данные об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Функция нормирования и лимитирования. В целях обеспечения охраны окружающей среды в целом и ее компонентов в частности, а также обеспечения охраны здоровья населения, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, специально уполномоченными государственными органами устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ «Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461», а также «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11.03.2002 г. № 115», «Методические рекомендации по оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов, утвержденные Госкомэкологией РФ от 29.04.1999 г».
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Функция контроля осуществляется специально уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, специальными экологическими службами предприятий и силами общественности. Таким образом, контроль в области обращения с отходами можно классифицировать на следующие виды: государственный; общественный; местного самоуправления; производственный.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль - за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по
обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования
опасных отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества
отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополни
тельных источников сырья;
- контроль за достоверностью представляемой информации в области
обращения с отходами и отчетности об отходах;
- выявление нарушений законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
- привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Производственный контроль - в области обращения с отходами осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Общественный контроль - в области обращения с отходами в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вправе осуществлять граждане и общественные объединения, в первую очередь экологической направленности.
Вместе с этим не следует отождествлять функцию экологического контроля в сфере обращения с отходами с экологическим мониторингом, экологической экспертизой или экологическим аудитом, поскольку это несколько иные функции.
Функция паспортизации (ст. 14) включает в себя ведение на опасные отходы специальных паспортов. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки и опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.
Экологическая паспортизация - в нашей стране началась с 1987 г. и продолжается в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04—90 до 2000 г. В настоящее время паспортизация предприятия проводится в соответствии с ГОСТ 17.0.0.06— 2000. Ей подлежит каждое функционирующее предприятие. Экологический паспорт предприятия — документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, их состоянии, видах воздействия на них, оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, мерах по защите окружающей среды, т. е. это комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств, утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды и оформляется как минимум в трех экземплярах, которые хранятся у природопользователя, специально уполномоченного органа экологического управления, территориального органа исполнительной власти. Данный документ подлежит периодической (не реже раза в год) проверке, уточнению, дополнению. Экологическая паспортизация (по форме) проводится на предприятиях различных отраслей народного хозяйства — транспортной, строительной, горно-добывающей и т. п.
Радиационно-гигиеническая паспортизация - введена с 1998 г. и является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных). Она предназначена для обеспечения радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.
Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, включают сведения об оценке радиационной безопасности населения (персонала); информацию о территориях и группах риска населения (персонала), подверженных повышенному уровню воздействия ионизирующего излучения; прогноз радиационной ситуации в организациях и на территориях; рекомендации в области обеспечения радиационной безопасности; анализ эффективности проводимых мероприятий и информацию, необходимую для принятия решения органами управления. Радиационно-гигиенические паспорта организаций ведутся их руководством, а территорий — органами исполнительной власти субъектов РФ. В отличие от экологических паспортов они составляются ежегодно и представляются на заключение в учреждения Роспотребнадзора.
Функция сертификации включает в себя сертификацию продукции и услуг, т. е. специализированную деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Экологическая сертификация - бывает двух видов: обязательная и добровольная. Перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливается либо специальным законодательством, либо Министерством природных ресурсов РФ.
Эксперты подчеркивают важную роль экологической сертификации в обеспечении безопасности, защите окружающей среды и здоровья людей. Она служит средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; контроля за безопасностью продукции. Для окружающей среды, здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя).
Обязательной сертификации подлежит продукция оборонных отраслей промышленности; ввозимые на территорию России товары и технологии, отходы; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ст. 7, 16). Экологические стандарты и сертификаты следует отличать от экологических деклараций и экологических паспортов.
Функция государственного учета (ст. 19, 1) в сфере обращения с отходами предполагает установление порядка учета опасных отходов, сбора, обобщения, оценки и анализа соответствующей информации специально уполномоченными органами исполнительной власти. Система органов учета законодательно предусмотрена на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представить отчетность в порядке и сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Декларация — это новый вид обеспечения экологической безопасности деятельности, объектов, продукции. Одновременно она способствует расширению сферы самостоятельности предпринимателей и иных лиц, связанных по роду своей деятельности с экологическими рисками, и их ответственности за принимаемые решения и действия. Российским законодательством последних лет она достаточно активно внедряется в правовое поле. Декларация представляет собой официальный документ, в котором субъект сам определяет показатели, параметры, направления своей деятельности и тем самым возлагает на себя обязательства по их соблюдению.
В настоящее время существуют следующие виды деклараций, связанных с охраной окружающей среды:
Декларация промышленной безопасности — официальный документ, утверждаемый руководителем организации, эксплуатирующей опасный объект. Природопользователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации. Она представляется органам государственной власти, местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в установленном законом порядке. Существует два вида обязательных деклараций такого рода — названные в п. 2 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и определенные Правительством РФ либо Госгортехнадзором РФ. К первой группе относятся все те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 к названному Закону.
Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов имеет приложение — информационный лист.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ,
в котором определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Она представляется собственником сооружения или эксплуатирующей его организацией и на основании заключения экспертизы утверждается органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Декларация является основанием для внесения сооружения в Регистр и выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию или вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт,
восстановление или консервацию.
Декларация о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий, не подлежащих обязательной сертификации, требованиям нормативных документов. Такие декларации подаются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов.
В зарубежном законодательстве декларации о безопасности и заявления о деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, широко распространены.
В области обращения с отходами государство важное место отводит экономическому механизму, основой которого является глава V Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В частности, в соответствии со ст. 23 Закона предусмотрена плата за размещение отходов, которая взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации
Кроме этого предусматривается разработка программ в области обращения с отходами. Так, в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состояния окружающей среды, а также уровня социально-экономического развития территорий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают соответственно федеральные целевые программы и региональные целевые программы в области обращения с отходами. Финансирование программ в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Ряд важных положений, в том числе нормативного характера, содержится в федеральной целевой программе «Отходы». Эта программа принята постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. Она состоит из шести разделов и двух приложений. В первом разделе описывается содержание программы, дано обоснование необходимости ее решения. Второй раздел объединяет цели, задачи, сроки и этапы реализации программы. Например, ее задачами являются: создание системы управления обращения с отходами, реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов. В третьем разделе описывается система программных мероприятий, а в четвертом — ресурсное обеспечение.
Специальный, пятый раздел посвящен механизму реализации программы и контролю за ходом ее выполнения. Наконец, шестой дает оценку ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от реализации программы. Первое приложение - это перечень мероприятий по научно-техническому обеспечению программы. Среди них, например, разработка правовых актов и дополнений к действующему законодательству, создание единой системы учета, образования, использования, обезвреживания и размещения отходов, их качественных и экологических показателей и т. д. Второе приложение — это перечень мероприятий по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов. Он составлен по видам отходов: ртутьсодержащие, отходы гальванического производства, мышьякосодержащие, хроматного производства, углеобогащения, золошлаковые, фосфогипс, медицинские, сельскохозяйственные, твердые бытовые — всего 16 видов.
Также Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [1] предусмотрено экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов; применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Наряду с организационными и экономическими механизмами не менее важное место отводится и юридическому механизму в сфере обращения с отходами.
Законодательно определены виды юридической ответственности за нарушения в области обращения с отходами.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Важное место отводится вопросам защиты экологических прав граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В частности, в ст. 29 вышеупомянутого Закона сказано, что исковые требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом.
Отходы производства и потребления в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, запрещается:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления:
- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам;
- в местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.