Понятие права социального обеспечения неразрывно связано с с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:
1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пособия, пенсии, компенсационные выплаты).
2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).
3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.
Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), существуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.
1) отношения по сощильному обеспечению граждан в денежной форме по предоставлению различных социальных услуг составляют "ядро" предмета социального обеспечения. Процедурные процессуальные отношения являются произвольными от них, и самостоятельно существовать не могут.
|
|
В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам вставшими па учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на детей до 16 лет, по безработице, на погребение, женам военнослужащих.
Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80 лет, инвалидам первой группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а так же в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемных семьях.
|
|
2) В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг входит: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).
Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включает содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей инвалидов в домах интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях как общего, так и специального типа.
Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортном), включаются в социальное обслуживание, в качестве самостоятельного вида.
Отношения по предоставлению инвалидам протезноортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов, таким образом, они также включаются, в систему правоотношений по социальному обслуживанию.
Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающее профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.
Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно.
3) Наконец в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно, либо со скидкой для отдельных категорий граждан.
Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:
а) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности; факт признания гражданина безызвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобылъской АЭС и т.д.;
б) отношения, связанные с представлением гражданина к каком либо виду социального обеспечения, либо с принятием компетентным органом решения о применения правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.). Процессуальные отношения возникают в связи с зашитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (к примеру, в случае отказа в назначении каких-либо пенсий, пособий, социальных услуг
Социальная защита – это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.
В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле, оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В тоже время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов.
|
|
Следовательно, социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Обеспечение жизнедеятельности инвалидов осуществляется по следующим направлениям:
- реабилитация инвалидов;
- медицинская помощь инвалидам;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
- обеспечение инвалидов жилой площадью;
- воспитание и обучение детей-инвалидов;
- образование инвалидов;
- обеспечение занятости инвалидов, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов;
- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание необходимых условий труда;
- материальное обеспечение инвалидов;
- социально-бытовое обслуживание инвалидов.
В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе - материальную, техническую и финансовую.
|
|
В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле, оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В тоже время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов.
Концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа и размера страховых взносов.
Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мери мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Обеспечение жизнедеятельности инвалидов осуществляется по следующим направлениям:
- реабилитация инвалидов;
- медицинская помощь инвалидам;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
- обеспечение инвалидов жилой площадью;
- воспитание и обучение детей-инвалидов;
- образование инвалидов;
- обеспечение занятости инвалидов, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов;
- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание необходимых условий труда;
- материальное обеспечение инвалидов;
- социально-бытовое обслуживание инвалидов.
В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе - материальную, техническую и финансовую.
Литература:
1. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие- 2-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: изд-во Торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. -240 с. ISBN 978-5-91131-289-4.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (по состоянию на 1 апреля 2008 года). - Новосибирск.: Сибирский университет, 2007. - 25с.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995. № 181- ФЗ.
4. Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов спец. учеб. заведений / под общ. ред. Г.В. Сулейманова. – Изд. 2-е, доп. и перераб.-Феникс, 2007. -347 с. ISBN 978-5-222-12144-3.