Методы исследования в психологии
Метод (metodos – способ, путь познания) психологии – средства и приемы познания психологических фенонимов и их закономерностей.
Методы психологии
Организационные (организация исследования) - сравнительный - мониторинг(многократное исследование одних и тех же лиц в течении длительного времени) - комплексный (с разных сторон) | Эмпирические (для получения экспериментальных данных) -наблюдение - эксперимент -опрос (устный и письменный) -тестирование -анализ продуктов деятельности - метод экспериментальных оценок | Обработки данных (математической статистики и анализа) | Интерпретационный - генетический метод - структурный метод (разделить на части и рассмотреть) |
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), которая заключается в активном отражении с субъектом окружающей действительности.
Формы проявления психики
Психологические процессы (явления, которые обеспечивают активное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды) - познавательные (ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, речь) - необходимы человеку для познания окружающего мира и получения о нем необходимых сведений - эмоциональные (эмоции, настроение, аффект, стресс, страсть) – необходимы человеку для выражения своего отношения к окружающему миру - волевые – присутствуют у человека в двух видах: при преодоления препятствий, когда необходима активность и для сдерживания активности | Психические свойства (наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые влияют на его поведение и его общения с людьми) - темперамент - характер - потребности - мотивы - интересы - способности | Психические состояния (определенный уровень работоспособности и функционирование психики человека в определенный момент времени; они временны) - агрессия - фрустрация (при встрече с препятствием, с котором человек не может справиться) - эйфория (беспричинное кратковременное ощущение счастья) - отчаяние - гнев - счастье |
В эволюционном развитии психики выделяют 3 стадии:
|
|
1. Элементарная сенсорная психика – уровень ощущающей психики (организм отражает отдельные свойства предметов). Характерная форма поведения – инстинкты.
2. Стадия перцептивной психики (воспринимательная психика) – более сложное строение деятельности выражается через идею выделения операций. Происходит восприятие целостных образов предметов. Возможны такие формы поведения как навык, он не врожденный, а приобретается в течении жизни.
|
|
3. Сознание (стадия интеллекта) - высшая форма развития психики, возникающая в совместной деятельности и общении людей. С появлением сознания организм изменят среду под свои потребности (приспосабливает ее).
Функции психики
Отражение воздействий окружающего мира - имеет свои особенности: - это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. - при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. - психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. | · Осознание человеком своего места в окружающем мире (психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики). | · Регуляция поведения и деятельности (осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях). |