Порядок лицензирования и ликвидации образовательного учреждения
Организационно-правовые формы образовательных учреждений
Понятие и функции системы образования
Экономика - греческое слово, которое можно перевести как «искусство ведения домашнего хозяйства». Сегодняшнее значение термина «экономика» значительно шире.
Экономика включает в себя отрасли материального производства или реальный сектор (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и пр.) а также отрасли непроизводственной сферы, или социальную инфраструктуру (просвещение, здравоохранение, культуру и пр.).
Российская система образования, в период проводимых в стране социально-экономических преобразований выдвинула на первый план ряд проблем, связанных с функционированием и развитием системы образования как отрасли национальной экономики.
Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производства, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. Поэтому система предоставления образовательных услуг является важнейшим источником формирования и развития экономического потенциала страны.
|
|
По мере ускорения научно-технического прогресса связь между уровнем образования и квалификацией кадрового потенциала становится все более тесной. Это обусловлено следующими причинами:
1. Потребность общества в конкретном уровне образования, которая определяется достигнутым уровнем и перспективами развития техники и технологии.
2. Повышение уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства, которые невозможны без научных открытий и их внедрение в производство, а, следовательно, и сам научно-технический прогресс.
3. Предъявление требований к профилю и содержанию образования, так как темпы обновления оборудования, технологических процессов требуют быстрой переквалификации.
4. Развитие общества, науки и техники требует активизации и качественно нового уровня проводимых научно-исследовательских работ, соответствующей высокой квалификационной подготовки исследователей и разработчиков новых конкурентоспособных технологий.
5. Непрерывно происходящие изменения в производстве вызывают необходимость постоянного обучения занятого населения, высокий же уровень образования и квалификации позволяет обеспечить этот процесс.
|
|
Переход к новым технологиям, к новым средствам коммуникации, система управления людьми требует новых знаний. Таким образом, эффективность современного материального производства и научно-технический прогресс находятся в прямой зависимости, наряду с другими факторами, от общего развития знаний и квалификации работников. В связи с этим, выступая основным звеном процесса производства совокупной рабочей силы, система образования играет важную роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны.
Термин «образование» трактуют как потребность, разновидность услуги, институт, сфера общественного сектора экономики, важная функция государства, фактор безопасного развития общества, механизм, обеспечивающий связь поколений.
Потребности различают индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности в образовании связаны с духовными и (или) материальными потребностями человека. Общественные – для поддержания жизнедеятельности общества.
Институт – это созданные человеком ограниченные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми.
Социальный институт образования охватывает все возрастные группы, уровни и подгруппы образовательной системы, которые взаимосвязаны между собой, однако реализуют различные общественные задачи.
Общественные потребности в образовании конкретизируются в выполнении образовательной сферой шести главных социальных функций:
1. Функция культурного воспроизводства, т.е. передача культурных ценностей;
2. Функция формирования человеческого потенциала нации.
3. Социализирующая функция, т.е. включение человека в социум и деятельность на конвенциальной (договорной) основе.
4. Функция обеспечения социальной мобильности.
5. Функция социального контроля и профилактики социального конфликта.
6. Функция обеспечения профессиональной стратификации (специальной подготовки).
Наряду с социальными функциями выделяют экономические функции образовательной системы:
I. Формирование и совершенствование производительных сил общества.
Производительные силы общества – это система субъективных (люди) и объективных (средства производства) факторов, необходимых для преобразования веществ природы в готовые продукты с целью удовлетворения человеческих потребностей.
В развитии производственных сил выделяют три формы:
1. Естественные производственные силы основаны на ручном технологическом способе производства и соответствуют периоду доиндустриального общества.
2. Общественные производственные силы лежат в основе машинного технологического способа производства, соответствующего индустриальному обществу.
3. Всеобщие производственные силы формируются в ходе НТР на этапе становления постиндустриального общества. Прежде всего, это результаты труда ученых, интеллектуальная информация, научные открытия, изобретения, которые при внедрении в практику и составляют основу НТР.
II. Обеспечение качества экономического роста, как необходимая база для обеспечения качества жизни человека посредством развития образования.
III. Обеспечение непрерывности процесса экономичес-кого развития и возможности его ускорения, т.е. удовлетворение материальных потребностей.
IV. Адаптация человека к изменяющемуся экономичес-кому и технологическому пространству.
Соответственно образовательные потребности общества формируют перечисленные функции, координируя последовательность и взаимодействие этапов их удовлетворения с учетом сбалансированности стратегических целей социально-экономического развития общества, текущих социально- экономических и политических задач общества и личностных устремлений индивидуума.