Источники римского частного права

Источник – внешнее формальное выражение правовой нормы.

Виды: правовой обычай (обычное право) – ius non scriptum

Законы (leges)

Эдикты магистратов (edicta magistratum)

Деятельность римских юристов (ius prudentes)

Высшей юридической силой обладали обычаи предков. В архаический и предклассический период законы всегда рассматривались как подтверждающие, разъясняющие и дополняющие обычай, но ни в коем не реформирующие их. В данном случае можно говорить о формально большей силе обычного права, нежели закона. Обычное право являлось основным источником на протяжении нескольких веков – до появления писаного права. В отличие от простого обычая, которые есть у каждого из нас, оно признается государством и им же защищается.

Обычаи (mores):

- Обычаи предков (mores majorum)

- Обычная практика (usus)

- Обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов (commentary pontificum)

- Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистрата (commentary magistratum)

В течение длительного времени обычаи изменялись при помощи судебных решений, которые, в свою очередь, становились прецедентами, но при этом в случае перемены старых обычаев прецеденты не выходили за пределы конкретных случаев или конкретных отношений. По мере расширения границ государства и развития экономических отношений на смену обычаю пришел закон (lex, leges). «Закон – есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства». Первоначально Законом считались решения кониций (народных собраний). Они собирались по куриям (светское население), центуриям (военное население), трибам. Для того. Чтобы придать закону юридическую силу, требовалось сочетание 3х органов государства: Магистрата, которому принадлежала инициатива созывать Народное Собрание; собственно Народное Собрание, которое могло принять или отвергнуть проект Закона; Сенат который в последующем ратифицировал и одобрял Закон.

- Закон (lex, leges) (Законы 12 таблиц)

- Решения народных собраний

- Постановления сената (senatus consultum)

- Императорские конституции (constitutiones principum)

Начало республиканского периода ознаменовалось событием, чрезвычайно важным для всего римского населения: составлением и изданием Кодекса, известным как «Законы 12 таблиц» (leges duodecim tabularum)

- «О вызове в суд» - табл.1

- «О вершении исков» - табл.2

- «О долговом рабстве» - табл.3

- «О порядке манципации при сделках» - табл.4

- «О завещании и семейных делах» - табл.5

- «О пользовании земельным участком» - табл.6

- «О воровстве» - табл.7

- «О личном оскорблении, обиде» - табл.8

- «Об уголовных наказаниях» - табл.9

- «О порядке похорон и церемоний» - табл.10

- «О публичных делах в городе» - табл.11

- «О неспрашивании привилегий» - табл.12

В период принципата или ограниченной монархии право издавать законы переходят в ведение Сената. Источник – постановления Сената.

В связи с укреплением государственной власти и наступлением эпохи Абсолютной монархии (Домената) законодательная власть была полностью сосредоточена в руках императора – единственной формой законодательства считаются императорские Конституции – leges – единоличные распоряжения императора. В зависимости от сферы своего применения императорские Конституции делились на: эдикты - edicta (предписания общего характера, как правило, касающиеся всего населения), рескрипты – rescript (распоряжения или ответы самого императора или его канцелярии по различным частноправовым или судебным вопросам), мандаты – mandata (инструкции чиновников и представителей частной власти в провинциях, которые устанавливали их компетенцию) и декреты – decreta (решения императора по спорным судебным делам, которые имели место, когда император лично рассматривал дела по апелляционным жалобам).

Важное место занимали эдикты магистратов. Рассматривались как специальный акт или программа, которые рассматривались императором при вступлении в должность и был обязательным для него во время его службы. Наибольшее значение получили эдикты преторов (магистратов), содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Первоначально эдикты действовали 1 год – срок. На который избирался претор. Со временем ранее изданный эдикт мог быть изменен или дополнен. Такой источник права отличался гибкостью, поскольку соответствовал стремительно развивающейся экономической и политической деятельности. Именно претор, участвуя в рассмотрении частноимущественных споров, должен был реагировать на недостатки в правовом регулировании, на ошибки, пробелы, существующие в законодательстве, а также признавать новые ОО и обеспечивать их защитой. Эдикты формально не отменяли норм цивильного права, но, обладая правом защиты, они дополняли его, создавая новые правовые нормы. Во 2м вв н.э.император Андриану, следуя инструкции чиновников, издал постоянный (вечный) эдикт, после чего преторские эдикты перестают быть источником права, а правотворческая деятельность прекращается, что объясняется, в т.ч., усилением императорской власти.

Деятельность римских юристов. В формировании классического римского права не меньшая роль, чем преторам, принадлежала римским юристам. В древнейший период юристами рассматривались жрецы (понтифики). Со временем им на смену приходят юристы-правоведы. При императоре Августе отдельным из них было дано право давать официальные консультации по поручению императора. Среди них можно отметить: Гай, Павел. Ульпиан, Капенян, Мадестин и т.д.

Эпоха расцвета римской юриспруденции охватывала период 1 в до н.э.-кон.3в н.э. В это время была создана система римского частного права, получившая именование «классическое право». В своей деятельности римские юристы исходили и принципов совести, веры и справедливости. Законодательное признание приоритетной юридической силы за высказыванием юристов связывалось с изданием закона о цитировании (426г). Деятельность юристов имела 3 основных направления: agere (руководство деятельностью сторон, но не ведение дел адвокатом), cavere (составление письменных документов), respondere (консультирование). С деятельностью римских юристов связывают также появление 2 юридических школ: школа прокулианцев и сабиньянцев.

Большой объем и разнообразие нормативного материала вызвали необходимость кодификации или систематизации римского права. Первой попыткой после Законов 12 таблиц явился кодекс Грекориана. В подлинном виде не сохранился. Следующая попытка – сер.5 вв н.э. – кодекс Феодосии. В 528 гг н.э. решением императора Юстиниана была создана комиссия из 10 человек, которые в течение 6 лет осуществило повторную систематизацию действующего законодательства. Результатом данной работы явилось издание одного из самых известных мировому праву источников – кодекс Юстиниана. Под таким названием он просуществовал до 12 вв, после – свод ГП (corpus ius civilis). Корпус состоял из 3 частей.

1. Институции. Учебники по римскому праву. Состоят из 4 книг. Содержат краткий систематизированный обзор права и призван для ввода в курс новых юристов.

2. Дигесты (пандекты – греч.). Представляют собой обширный сборник изречений 39 римских юристов. Больше всего – из сочинений Павла и Ульпиана. Дигесты делятся на 50 книг, подразделенных на 42 титула, которые, в свою очередь, делились на 9.123 фрагмента. В свою очередь, система дигест соответствует системе преторского эдикта – в комментариях ему греческих юристов.

3. Кодекс. Представляла собой собрание императорских Конституций, сохранивших свое значение для Юстенианского времени. Состоял из 12 книг, разделенных на титулы.

4. Новеллы. Новые Конституции императора Юстениана, изданные после вступления в силу основного кодификационного массива – после 534г н.э. Авторы предполагают, что эта часть была издана уже после смерти императора.

Корпус просуществовал до 18 века. На смену ему пришло Германское гражданское уложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: