В первой половине XIX в. Подготовка проектов реформ и развитие государственности России

Подготовка проектов реформ и развитие государственности России

План

Статуса населения российской империи в первой половине XIX в.

Реформы российской государственности и изменение правового

Лекция 10.1

Цель лекции: выявить факторы, обусловившие необходимость проведения реформ государственного механизма, рассмотреть суть этих изменений. Раскрыть особенности изменений в правовом положении различных категорий населения российской империи в первой половине XIX в.

1. Подготовка проектов реформ и развитие государственного управления России в первой половине XIX в.

2. Эволюция правового статуса населения российской империи в первой половине XIX в.

В XIX в. Российское государство развивалось в условиях крайнего обострения противоречия между средневековой и современной цивилизацией.

Самодержавие, крепостничество, сословная социальная система как основные черты средневековой цивилизации сдерживали развитие предпринимательства, промышленного производства торговли, препятствовали формированию гражданского общества индустриального типа, созданию новой республиканской формы правления, или хотя бы переходной формы правления (конституционной монархии), соответствующей цивилизации нового времени. Российское государство, находясь на вершине абсолютизма, не могло решить этих задач. Правовая система не отвечала требованиям современной цивилизации.

Россия, не исчерпав всех возможностей средневековой цивилизации и продолжая развиваться в средневековье (в чистом виде средневековье реализовывалось приблизительно 600 лет и прошло две фазы развития: подъема Х1-ХШ вв. и акматическую фазу XIV-XVI вв.) на рубеже XVI-XVII вв., медленно, но верно, втягивалось на путь современного цивилизационного развития. Причем, как отмечалось выше множество преимуществ средневековья Россия еще не использовала. Например, главного богатства средневековой цивилизации – земли в российском государстве было предостаточно. И все же, в угоду историческим закономерностям, в XVIII в. Россия сделала серьезный рывок в развитии станы в рамках индустриальной цивилизациии. Причем, в это время на европейском и американском континентах происходили революции, сметавшие средневековые путы и заложившие новые основы функционирования обществ и государств, соответствующие принципам развития в рамках современной цивилизации. Это принципы свободы, равенства, всесилия конституции, разделения основных ветвей власти, возвышения представительной власти в лице парламента и подобных ему учреждений, правового устройства и развития в направление к гражданскому обществу. Россия реформаторскими методами, используя невостребованные черты средневековья, с большими трудностями и потерями продвигалась в том же направлении.

Русские самодержцы, с одной стороны пытались огородить Россию от революционных потрясений, с другой, поощряли многочисленные проекты преобразований. В этом смысле наиболее показательна деятельность императоров XVIII в. Петра I и Екатерины II. Достойным продолжателем этой тенденции в развитии российского государства был в первой половине XIX в. император Александр I.

Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) восстановил отмененные Павлом I (1796-1801 гг.) Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям в годы правления отца. Вновь разрешался свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру I славу либерала, хотя, например, возврат сословных привилегий дворянству был шагом далеко не прогрессивным, закреплял устои средневековья.

В начале XIX в. разрабатывались многочисленные проекты преобразований России. Разные по характеру и целям эти проекты воплотили новый уровень государственного мышления, осознанную потребность в новой организации власти и управления, адекватной ценностям цивилизации нового времени. Причем эти идеи разрабатывались в строго секретной обстановке, в тайных кружках и обществах либерально и радикально настроенных дворянских кругов, и по поручению императора.

Так, в 1801-1803 годах группа молодых друзей царя разработала проекты государственных преобразований. В кружок сподвижников вошли В.П. Кочубей, Н.Н. Новосельцев, П.А. Строгонов, А.Е. Чарторыйский и др., которых царь объединил в Негласный комитет. Это объединение не имело официального статуса государственного учреждения, но оказало серьезное влияние на изменения российской государственности и развития права империи. Членами комитета обсуждались проекты реформ по трем направлениям: совершенствование государственного управления, решение крестьянского вопроса, меры в области образования. На заседаниях Негласного комитета предлагалось придать государственной машине конституционную правовую основу; обсуждалась идея разделения компетенции высших законодательных, исполнительных, надзорных и судебных органов.

Параллельно неофициальному органу действовал «для рассуждения о делах государственных» Непременный совет (1801-1810 гг.), в который Александр I назначил 12 титулованных высших сановников. Этот орган не оказал особого влияние на ход подготовку и ход преобразований, хотя им был подготовлен ряд проектов, которые получили силу закона, в их числе Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г.

Император Александр 1 хотел подготовить и издать некую Хартию или Декларацию, в которой излагалась бы программа его правления. Предполагалось также издать Жалованную грамоту народу, нечто подобное Habeas corpus act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями 1679 г. - один из основных конституционных актов Англии).

В октябре 1809 г либеральную программу реформ вручил Александру 1 статс-секретарь М.М. Сперанский (Третьяков). Им было подготовлено «Введение к уложению государственных законов», содержащее план государственных преобразований России, в котором предлагалось изменить правовые формы самодержавного правления, придав им черты законности и конституционности (выборность и ответственность чиновников, новая организация суда, разделение властей, государственный контроль и т.п.). Верховную власть предлагалось сочетать с системой управления из трех вертикалей учреждений, имеющих земский, выборный характер. Каждая из вертикалей власти (законодательная, исполнительная и судебная) должна была замыкаться, по предложению М.М. Сперанского, на Государственном совете, «в коем все они соединяются и через который державная власть на них действует и приемлет их действия». Речь не шла об ограничении самодержавной власти, М.М. Сперанский мыслил переход к державному, но не самодержавному управлению, к правильной и истиной монархии – представительной, но не самодержавной форме правления. Державную, верховную власть М.М. Сперанский толковал как выражение нравственных и физических сил народа, который представляет начало и источник государственности, стремится к достижению политической свободы. В.О. Ключевский считал, что это был изумительно смелый план, который содержал новое устройство управления, отличался удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал, но оказался неосуществимым.

Планы Сперанского вызвали резкую критику со стороны консервативного дворянства. В 1812 г. М.М. Сперанский подвергся опале и был выслан из Петербурга. Консерваторы отвергали реформистские инициативы, идеи конституционализма, парламентаризма, многосословного управления. Сторонники его стремились сохранить средневековые устои самодержавного управления. Известный историк Н.М. Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России» (1811 г.), в которой воскресил идею священного характера самодержавной власти, стремился на исторических фактах подтвердить, что самодержавие есть коренное начало современного русского государственного порядка, «палладиум России», государь же есть «живой закон», «единственный законодатель, единственный источник власти». По мнению Н.М. Карамзина необходимо и благодетельно сохранить неравенство сословий, крепостничество, незыблемость коренных основ строя.

Наиболее радикальные проекты государственных преобразований вырабатывались, в среде тайных обществ, возникавших в период правления Александра I. Так в начале 20-х гг. XIX в. появились проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Сторонники этих программ, которые стали называться декабристами после неудачного вооруженного восстания 14 декабря 1825 г., отразили наиболее радикальные взгляды дворянской аристократии на дальнейшие пути преобразования России.

Свой конституционный проект П.И. Пестель назвал в память древнерусского свода «Русская правда, или заповедная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного Верховного правления» (Русская правда). Она содержала программу постепенной замены личного управления «самодержавного тирана» демократической, республиканской системой управления, построенного на принципах народного представительства снизу доверху, базирующейся на конституции, единой и прочной законной основе. П.И. Пестель считал настоятельной необходимостью создание свода законов гражданского общества, или государственное уложение.

Н.М. Муравьев создал Устав Российской империи (Конституция), который содержал развернутую программу замены самодержавного управления демократическим, основанным на конституции, гражданском представительстве во всех звеньях системы, единстве и функциональном разделении законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и управления, принципах гуманизма, равенства граждан перед законом.

Для ее реализации требовалось: отменить крепостное состояние (рабство); предоставить крестьянам землю в общественное владение, признать ее их собственностью, сохранить помещичье землевладение, объявить право собственности неприкосновенным; уничтожить разделение людей на благородных и простолюдинов; заменить различные названия и сословия единым названием «гражданин»; закрепить конституционно положения, согласно которым «источник верховной власти есть народ», «гражданство есть право участвовать в общественном управлении» как непосредственно, будучи избранным в органы власти и управления, так и посредственно, т.е. через избранных чиновников; ликвидировать самодержавное управление; ввести свободу слова, печати, промысла, объединить граждан во всякого рода общества и товарищества без испрашивания у кого-либо на то позволения и утверждения; изменить государственное устройство, административно-территориальное деление, превратить страну в федеративное союзное государство.

Судьба радикальных проектов печально известна. Они не были реализованы в практике реформаторской деятельности своего времени, но внесли вклад в развитие теоретических воззрений на обновление российской государственности.

Ряд проектов преобразований, разрабатывавшихся и обсуждавшиеся в Негласном комитете, в действительности приняли реальные очертания. В соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств»(1802 г,) было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.

На Министерство внутренних дел, например, возлагалась обязанность поддержания общественного порядка, управление государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения централизовало управление научными, образовательными, культурными учреждениями: Академия наук, учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.

Издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при непосредственном участии М.М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры подчинялись верховной власти. Министры и их помощники, называвшиеся товарищами министра, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

Число министерств и приравненных к ним учреждений не было стабильным. Так, дополнительно создавались: Министерство полиции, Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий.

С созданием министерства начал оформятся новый орган государственного управления – Комитет министров. В Манифесте (1802 г.) не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собраться вместе для решения сложных вопросов. В 1812 году Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о «спокойствии и безопасности страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Комитет министров возглавлялся непосредственно императором. В России не было учреждено должности председателя (премьера), как в некоторых западных государствах. Александр I использовал опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет (правительства, правительственный кабинет), а подчинялись непосредственно императору Бонапарту. Так сохранилась неотъемлемое право русских царей самолично управлять государством. Однако в 30-е гг. XIX в. Николай I (1825-1855 гг.) усилил роль Комитета, значительно увеличив ежегодное рассмотрение различных дел и введя в его состав наследника престола, военного губернатора столицы. Кроме того, через Комитет проводились важнейшие решения по карательным действиям против восставших в Польше, Литве, Белоруссии, подавлению холерных бунтов, ужесточению жандармско-полицейского режима и др. Впоследствии, в эпоху «великих реформ Комитет министров был либерализован, его главой назначался председатель Госсовета.

К началу XIX в. Сенат утратил свое былое значение. Указ «О правах и обязанностях Сената» от 8 сентября 1802 г. объявлял Сенат верховным местом империи, хранителем законов, указы которого должны исполняться всеми органами, должностными лицами как собственные императорские. Реформа Сената была предпринята для усиления самодержавного начала. Реальная роль Сената в государственном управлении уменьшалась, за ним сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Важнейшей составляющей реформ начала XIX в. являлось принятие Манифеста, Положения «О Государственном совете» от 1 января 1810 г. Новый орган в системе управления Россией был образован по проекту М.М. Сперанского и просуществовал более 100 лет.

На первом заседании Государственного совета Александр I заявил, что образованием его закладывает твердое основание одного из важнейших государственных установлений и желает, чтобы благосостояние империи утверждалось на законе. Позднее император аргументировал целесообразность данного учреждения необходимостью придать рассеянной и разбросанной законодательной власти «новое начертание постоянства и единообразия», объединить законотворчество высших и центральных структур управления. Таким образом, Государственный совет был создан как высший законосовещательный орган, разрабатывающий законопроекты, позже утверждаемые императором.

Председателем Госсовета являлся император, в его отсутствие председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от 35 до 80 членов. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).

Общее собрание Совета проводилось еженедельно. Решения принимались большинством голосов, фиксировались в журнале вместе с мнением меньшинства, докладывались императору, который либо утверждал с припиской «вняв мнению Государственного совета» или отвергал.

Государственный Совет имел департаменты: 1) законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроектов), 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, 5) дел Царства Польского (созданного после восстания в Польше 1830-1831 гг.).

Госсовет не был единственным, монопольным органом законотворчества. Без его обсуждения многие законы издавались Александром I по итогам рассмотрения Комитетов министров, Собственной его Императорского Величества канцелярией, Святейшим синодом. Госсовет выполнял, по мнению профессора Ф. И. Поташева, роль совещательно-мозгового механизма в императорском законодательстве, помогал ему рационализировать эту сферу власти, сконцентрировать разрозненные законодательные усилия.

При правлении императора Николая I статус Государственного совета понизился, в связи со сосредоточением законотворчества в первую очередь в Собственной его Императорского Величества канцелярии, а также министерствах, специальных комитетах. Обсуждение законопроектов приобрело формальный характер. Они вносились с категорическим предписанием монарха: «Желательно мне, чтобы принято было».

В первой половине XIX в. произошла трансформация Собственной его Императорского Величества канцелярии. Этот своеобразный орган, созданный в самом начале XIX в. для решения личных дел членов царского двора, достаточно быстро расширил свою компетенцию до решения общегосударственных вопросов. При А.А. Аракчееве, который возглавлял Собственную Его Императорского Величества канцелярию в 1812-1825 гг. она приобрела характер высшего государственного учреждения. При императоре Николае I роль Канцелярии продолжала усиливаться. Собственная Его Императорского Величества канцелярия была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX века Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Она стала над всеми аппаратами управления, отразила наиболее ярко абсолютистский порядок устройства российского государства.

Аппарат Канцелярии разрастался, его структура усложнялась, создавались сначала временные, а в 1826-1842 гг. 6 постоянных отраслевых отделений.

Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Третье отделение осуществляло полицейскую функцию, обеспечивало государственную безопасность. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформы управления государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.

Создателем и первым начальником Третьего отделения был генерал-адъютант А.Х. Бенкендорф. Император одобрил составленный им «Проект об установлении высшей полиции» (1826 г.). Пять функциональных экспедиций Третьего отделения вели политический сыск, следствие, жандармерию, осуществляли негласный контроль над всем государственным аппаратом, проникали во все сферы жизни общества, имели тысячи соглядатаев, жандармские воинские соединения, преобразованные в 1 июля 1836 г. в Отдельный корпус жандармов с правами армии, штабом, дивизионами в столице, Москве, Варшаве, жандармскими полками и жандармскими командами во всех губерниях и в армии. В задачи жандармских команд входили «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», «рассеяние законом запрещённых скопищ».

В компетенцию Третьего отделения входил полицейский контроль за национальными меньшинствами и сектантами. Например, особый надзор предполагалось осуществлять за еврейским населением, для проживания которого в Российском государстве были установлены жесткие правила. Так, после присоединения Крыма, Новороссии и раздела Польши объявлялась черта осёдлости для евреев, в которую были включены губернии и провинции, сформированные в результате присоединения этих территорий. Доступ еврейского населения в остальные части Империи был запрещён. В 1794 на евреев в местах их приписки были возложены двойные подати по сравнению с мещанами-христианами.

В 1804 г. было издано особое «Положение о евреях», по которому расширялись пределы черты оседлости (добавлены Астраханская и Кавказская губернии) и все еврейское население разделено на 4 группы: земледельцев, фабрикантов и промышленников, купцов и мещан. Торговцам еврейского происхождения запрещалось держать в деревнях кабаки, постоялые дворы, вести торговлю и держать аренду.

Реформы коснулись и судебной системы Российской империи. В первой половине XIX века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение нотариальных функций.

С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах.

Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 году Министерства юстиции. Серьезных преобразований в судебной системе России в первой половине XIX в. не было осуществлено, хотя судебные реформы назрели.

Российское государство вело активную внешнюю политику, одним из направлений которой являлся колониальный захват новых территорий, что вполне согласовывалась с задачами развития России в рамках современной цивилизации. В первой половине XIX в. территория российской империи увеличилась на 20 %, население достигло 70 млн. человек. Государственное управление вошедшими в состав Российской империи новыми регионами строились с учетом специфики административно-территориального деления: наместничества, генерал-губернаторства, губернии, края, области, округа, магалы и др.

Присоединенная в 1809 г. к Российской империи Финляндия по секретному договору Александра I и Наполеона получила статус великого княжества, впервые обрела государственность, хотя и ограниченную. Российскую корону представлял генерал-губернатор. Финляндия имела органы власти в лице представительного сейма, Сената, свою судебную и правовую систему, особый таможенный статус и местное самоуправление.

Переданный России по решению Венского конгресса (1815 г.) большей части Варшавского герцогства был придан статус царства (королевства) Польского, царем (королем) которого являлся российский император, управляющий через своего наместника (верховного комиссара). Польское царство имело конституцию, которой присягнул Александр I, двухпалатный сейм (назначаемый царем Сенат, избираемая шляхтой и городскими общинами посольская изба), исполнительные органы в лице Государственного совета и 6 министерств, свои армию, герб, гражданское законодательство, польский государственный язык, поддерживаемое властью католичество. Территория делилась на 8 воеводств, управляемых воеводами и выборными советами. Воеводства составляли поветы, которыми управляли поветские старосты, низшей территориальной единицей был гмин, управляемый гминным сходом во главе с войтом–помещиком.

После польского восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил конституцию, сейм, Госсовет, армию и ввел «ограниченный статус», заменил министерства комиссиями, воеводства и поветы – губерниями и уездами, установил общероссийские законы, органы управления под началом наместника.

Три прибалтийские губернии представляли Прибалтийское генерал-губернаторство, в котором были сохранены сословные органы баронов-помещиков, их привилегии, свобода крестьян, отменен Ливонский статут, ограничены права Курляндии и Ливонии.

Народы Закавказья на рубеже XVIII-XIX вв. были объектом интересов Персии (Ирана) и Турции. Их территории разорялись, население истреблялось или, попав в плен, продавалось в рабство на невольничьих рынках в Малой Азии. Грузинские князья неоднократно обращались за помощью к России. Еще в 1783 г. грузинский царь Ираклий II подписал с Россией Георгиевский трактат, по которому над восточной Грузией устанавливался протекторат (одна из форм колониальной зависимости, при которой проектируемое государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах). В 1801 г. эти районы Грузии добровольно присоединилась к России. С 1802 по 1810 г. грузинские христианские княжества (Менгрелия, Имеретия, Абхазия) вслед за восточной Грузией присоединились к России. В ходе этих присоединений Россия продолжала вести войны с Персией.

В 1801 г. была образована Грузинская губерния. В 1802 г. было принято Учреждение об управлении присоединенными грузинскими территориями, по которому верховную власть получал главнокомандующий, являвшийся председателем Верховного грузинского правительства.

Судебные функции были возложены на экспедиции правительства в центре, на местах создавались управы земской полиции и уездные суды, которые возглавляли окружные начальники. В городах управление осуществляли коменданты, полицмейстеры и выборные магистраты.

В начале XIX в. к России присоединилась значительная часть Азербайджана. Были созданы провинции и магалы, которыми соответственно управляли коменданты из русских офицеров и магальные наибы из лояльных местных землевладельцев. Образованная в 1828 г. из Эриванского и Нахичеванского ханств Армянская область управлялась областным начальником и правлением с широкими административными, финансовыми, судебными функциями.

На этих территориях комендантское управление и военно-административный режим успешно сочетался с властью местных владельческих князей.

Выйдя на побережье Черного и Каспийского морей в регионе Закавказья, Россия обратилась к завоеванию Кавказского хребта. Еще по Гюлистанскому мирному договору с Персией (заключенному по завершению русско-иранской войны 1804-1813 гг.) к России отошла и территория Дагестана (части горного Кавказа). Наступление России на горный Кавказ вызвало в среде горцев-мусульман движение мюридов – борцов за веру. Они объявили против неверных (христиан) священную войну – газават.

В 1834 г. имам Шамиль создал в Дагестане и Чечне сильное теократическое государство. Войска Шамиля были разбиты в 1859 г., а сам он попал в плен. Закончилась Кавказская война лишь к 1864 г.

В ходе острого периода Кавказской войны было учреждено наместничество Кавказа (1844 г.) Наместнику (М.С. Воронцову) предписывалось реорганизовать управление воюющим краем, подавить сопротивление горцев, подчинить их российской короне, привести в повиновение, в состояние подданных. К концу 1846 г. был оформлен аппарат сражающегося наместничества, который установил контроль над всеми региональными аппаратами и судом Кавказа.

В Сибире до 1822 г существовало генерал-губернаторство, объединявшее Тобольскую, Томскую, Якутскую губернии. Затем по предложению М.М. Сперанского были созданы Западно-Сибирское Генерал-губернаторство (Тобольская, Томская губернии и Омская область) и Восточно-Сибирская генерал-губернаторство (Иркутская, Енисейская губернии, Якутская область, Охотское, Камчатское, Троицко-Савское управления). Генерал-губернаторы имели очень широкие административные, полицейские, хозяйственные, финансовые, судебные и другие полномочия. В управлении Сибирью громадную долю составляли функции содержания каторжан, поселенцев, особенно в восточной части, и управления нерусскими народами. Местная администрация опиралась на родоплеменную знать. Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления — стойбище или улус (не менее пятнадцати семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью.

Во второй половине Х1Х в царское правительство активно развернуло колониальную политику на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

В 1858 г. по Айгунскому и в 1860 г. по Пекинскому договорам с Китаем, Россия приобрела Уссурийский край. Согласно договору с Японией (1875 г.) к России отошел остров Сахалин, а Япония получила Курильские острова

В 1864 г. началось военное проникновение России в Среднюю Азию, и в следующем году был взят Ташкент. Было образовано Туркестанское генерал-губернаторство во главе с видным военачальником и администратором К.П. Кауфманом.

В 1868 г. вассальную зависимость от России признали Кокандское ханство и Бухарский эмират. В 1873 г. зависимость от России попало Хивинское ханство. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Бухара и Хива сохранили внутреннюю автономию.

На протяжении всего XIX в. Россия продолжала вести активную колониальную политику. Это было обусловлено потребностями её развития в рамках современной цивилизации. Формировалась правовая политика по отношению к покорённым народам и государствам, различные окраины российской империи управлялись особым образом, учитывались местные условия и традиции.

Таким образом, в первой половине XIX в. разрабатывались проекты реформирования российской государственности. В результате преобразований была значительно обновлена системы государственной власти и управления. Однако нововведения не смогли преодолеть противоречия двух цивилизационных потоков в рамках, которых развивалась Россия. С одной стороны продолжалась укрепление абсолютизма, с другой шел поиск форм его ограничения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: