Билет 13
Федеративное государство предполагает существование как минимума двух
уровней власти: федеральный и уровень субъектов. Для Российской Федерации как
федеративного государства характерно наличие нескольких уровней государственного
управления: федерального уровня, регионального (субъектов Федерации) и местного
(органов местного самоуправления). Система трехуровневой власти является одним из
признаков демократичности государства, а разделение полномочий между этими
уровнями власти – признаком ее децентрализации.
Система государственной власти в России имеет два уровня – федеральный и
региональный. Конституция регламентирует как исключительные полномочия
федеральных органов государственной власти и исключительные полномочия
региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия
федеральных и региональных органов власти. Полномочия органов местной власти в
Конституции определены отдельно, поскольку в России гарантируется
|
|
самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, и органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Правовым основанием образования и деятельности органов государственной
власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции
(уставы) и законы субъектов Федерации.
Конституция определяет основные принципы, на которых должна строится
деятельность органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и
независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального
ведения и предметов совместного ведения всей полнотой государственной власти;
государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав
граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения
и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти
субъектов РФ.
Установление общих принципов организации государственной власти субъектов
РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система
органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от
6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти
регионов, которую составляют:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти;
2) высший исполнительный орган государственной власти;
3) иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с
конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность
|
|
высшего должностного лица субъекта РФ.
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в
соответствии со следующими принципами:
1) государственная и территориальная целостность России;
2) распространение суверенитета России на всю ее территорию;
3) верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории
России;
4) единство системы государственной власти;
5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную;
6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти России и субъектов РФ;
7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление
части своих полномочий.
Специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет
распределение полномочий исследуемого уровня управления по горизонтали, механизм
взаимного сдерживания и контроля, способ формирования и политическая
ответственность исполнительных органов власти и высших должностных лиц субъекта
РФ. Именно это характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках
известных трех моделей организации власти: президентской, парламентской или
смешанной (президенте ко – парламентской).__