Сущность истории и метод историзма

Причины производственного травматизма.

 
 
ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА


История - способ существования человека и человечества во времени, особая форма бытия культуры.

- история - не беспристрастное повествование о прошлом, историк не свободен от проблематики настоящего, его сознание всегда погружено в культурно-0исторический контекст современности.

Историзм - важнейший принцип культурологии, метод изучения мира природных и социально-культурных явлений и динамика их изменения, становления, развития;

- историзм выделяет качественное своеобразие каждого этапа развития культуры, ее особый взгляд и ритм, ее специфический архетип.

Типы историзма:

- натуралистический историзм античности; человек включен в водоворот космического целого, подчинен велению судьбы, существует в циклах мифологического сознания;

- историзм христианского мировоззрения: явление Христа как центр и смыслообразующее звено исторического процесса; человек сопричастен "двум градам" - "граду земному" и "граду Божьему", причем столкновение этих двух градов непримиримо;

- историзм Нового времени, питающийся духом рационализма; подчеркивает автономию культуры устремлен к поиску сущности истории, последовательно осуществляющей реализацию человеческого в человеке;

- историзм Просвещения; верит в торжество разумных начал, гарантированно обеспечивающих свободу и справедливость; в качестве высших форм духа ставит разум и науку; верит в прогресс, в истории видит поступательное развитие человеческого рода;

- историзм немецкой классической философии; в системе И. Канта "мир природы" противопоставлен миру человеческой свободы; в философии Ф. Шеллинга природа и история - различные формы проявления Абсолюта; у Г. Гегеля - весь природный и социальный мир предстает как порождение Божественной идеи, Божественного Разума; природа не знает развития во времени, время принадлежит истории, смысл которой - достижение все новых ступеней свободы;

- марксистский историзм делает упор на предметно-практической деятельности человека, творящего культурно-исторический мир; К. Маркс настаивает на существовании специфических законов исторического развития, ведущих общество к некоему идеальному состоянию" (коммунизму);

- историзм "неклассических" концепций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин); теория локальных цивилизаций, культурно-исторических кругов; разоблачает глобально-прогрессистские иллюзии просветителей; история соткана из отдельных культур, отмеченных неповторимым своеобразием, рождающихся расцветающих, стареющих и безвозвратно уходящих; во взглядах А. Тойнби и П. Сорокина присутствует идея диалога культур, допускающая признание определенной целостности исторического развития;

- исторические концепции постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида), стремящиеся раскрыть основные модели деяний людей в прошлом и настоящем, либо подвергнуть радикальному пересмотру ("деконструкции") сложившиеся идеальные блоки и языковые системы исторической реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: