Причины производственного травматизма.
|
История - способ существования человека и человечества во времени, особая форма бытия культуры.
- история - не беспристрастное повествование о прошлом, историк не свободен от проблематики настоящего, его сознание всегда погружено в культурно-0исторический контекст современности.
Историзм - важнейший принцип культурологии, метод изучения мира природных и социально-культурных явлений и динамика их изменения, становления, развития;
- историзм выделяет качественное своеобразие каждого этапа развития культуры, ее особый взгляд и ритм, ее специфический архетип.
Типы историзма:
- натуралистический историзм античности; человек включен в водоворот космического целого, подчинен велению судьбы, существует в циклах мифологического сознания;
- историзм христианского мировоззрения: явление Христа как центр и смыслообразующее звено исторического процесса; человек сопричастен "двум градам" - "граду земному" и "граду Божьему", причем столкновение этих двух градов непримиримо;
|
|
- историзм Нового времени, питающийся духом рационализма; подчеркивает автономию культуры устремлен к поиску сущности истории, последовательно осуществляющей реализацию человеческого в человеке;
- историзм Просвещения; верит в торжество разумных начал, гарантированно обеспечивающих свободу и справедливость; в качестве высших форм духа ставит разум и науку; верит в прогресс, в истории видит поступательное развитие человеческого рода;
- историзм немецкой классической философии; в системе И. Канта "мир природы" противопоставлен миру человеческой свободы; в философии Ф. Шеллинга природа и история - различные формы проявления Абсолюта; у Г. Гегеля - весь природный и социальный мир предстает как порождение Божественной идеи, Божественного Разума; природа не знает развития во времени, время принадлежит истории, смысл которой - достижение все новых ступеней свободы;
- марксистский историзм делает упор на предметно-практической деятельности человека, творящего культурно-исторический мир; К. Маркс настаивает на существовании специфических законов исторического развития, ведущих общество к некоему идеальному состоянию" (коммунизму);
- историзм "неклассических" концепций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин); теория локальных цивилизаций, культурно-исторических кругов; разоблачает глобально-прогрессистские иллюзии просветителей; история соткана из отдельных культур, отмеченных неповторимым своеобразием, рождающихся расцветающих, стареющих и безвозвратно уходящих; во взглядах А. Тойнби и П. Сорокина присутствует идея диалога культур, допускающая признание определенной целостности исторического развития;
|
|
- исторические концепции постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида), стремящиеся раскрыть основные модели деяний людей в прошлом и настоящем, либо подвергнуть радикальному пересмотру ("деконструкции") сложившиеся идеальные блоки и языковые системы исторической реальности.