Этнос и нация как социальные группы и общности

1. Понятие этноса и нации.

2. Сознание и самосознание как организующие начала этноса (нации)

В структуре и системе общества значимое место занимают такие общности как этнос и нация. Исследованием их занимается этносоциология (народология).

В самом начале определимся с терминами. Этнос (народ) - связное скопление двух и бо-лее людей. Олицетворяет собой и в себе те или иные, отличные от других, породу и природу, смысл и характер своего существования (жизнедеятельности). Имеет следующие черты: 1) скопле-ние достаточно прочное и не является социальной случайностью для индивидов, т.е., оно вынуждено более или менее постоянными условиями их существования; 2) разделение функций и индивидов на части. Одна из них образует "тело" этноса, другая - его руководящий орган; 3) Имеет внешнюю и внутреннюю идентификацию; 4) Имеет присущую ему социальную организацию. 5) Его гетерогенность, т.е. однородность его членов (этномов).

Как видим, этнос (народ) – связная, организованная группа людей, олицетворяющая со-бой и в себе те или иные, отличные от других, породу и природу, смысл и характер своего существования (жизнедеятельности).

Этнос есть явление историческое. Он образуется путём биологического размножения, ас-симиляции представителей других человеческих масс и объединения (смешения) различных масс людей, в том числе - этносов.

Народ существует как целое в течение жизни множества поколений и воспроизводится с определёнными устойчивыми чертами, как его представителей, так и всей их совокупности. Этнос есть, с одной стороны, образование биологическое, т.е. возникающее и воспроизводящееся из лю-дей как животных определённого вида. А с другой стороны - образование социальное, т.е. возни-кающее и живущее по социальным законам.

Народ не есть всего лишь разросшаяся семья, племя, союз племён и родов. Это - новый тип и новый уровень человеческих объединений. Это - именно человеческий материал этноса. В силу длительного совместного существования в человеческом объединении, складывающемся в единый этнос, вырабатывается единый язык (если его не было до этого). Устанавливаются бесчисленные личные контакты и деловые связи, совместные или сходные школы, сходные моды в одежде и тра-диции в быту. Браки заключаются в основном в рамках этого объединения, люди проводят всю свою жизнь (за немногими исключениями) в этой среде.

Короче говоря, - образуется некая единая человеческая масса и среда, воспроизводящая ся в более или менее устойчивом виде из поколения в поколение. Люди оказывают влияние друг на друга, приспосабливаются к общим для них условиям бытия. Изобретаются средства искусственного воздействия на людей, вынуждающие их быть средне нормальными предста-вителями целостности. Формируется то, что можно назвать характером этого феномена именно как целого - характером этого этноса.

Характер данного народа не является непосредственным обобщением свойств его от-дельных представителей. Это есть его характер как целого, а не его отдельных представителей по отдельности, подобно тому, как характер лесного массива не есть характер каждого растущего в нём дерева и каждой его части по отдельности. То, что верно в отношении отдельных людей или их отдельных групп, логически ошибочно распространять на целый народ. И то, что верно в отношении целого народа, логически ошибочно распространять на его отдельных представителей и отдельные группы.

Например, если вы увидите в некотором народе музыкально одарённых людей, это ещё не означает, что народ можно считать музыкально одарённым. И если некоторый народ музыкально одарён, из этого не следует, что каждый его представитель таков. Один народ может включать в себя много глупых и бездарных людей, имея в целом высокий интеллектуальный и творческий уровень. А другой этнос может включать в себя большое число умных и талантливых людей, имея в целом низкий интеллектуальный и творческий уровень.

Признаки этноса разделяются на две группы. К первой относятся признаки, характеризу-ющие народ именно как множество людей, можно сказать - состав народа. При этом люди разде-ляются на различные категории (возрастные, половые, по роду занятий и т.п.) и подсчитываются величины и пропорции этих категорий. Несводимость таких признаков к признакам отдельных людей очевидна.

Ко второй группе относятся признаки, характеризующие народ как целое, как единое суще-ство, отвлечённое от его разделения на отдельных людей и их группы. При этом этнос рассматри-вается по тем же признакам, что и отдельные люди, - с точки зрения интеллекта, творческих потен-ций, смелости, предприимчивости, жестокости, доброты, склонности к панике и предательству, стойкости, чувства собственного достоинства, общительности, сдержанности, степени организо-ванности и других социально значимых признаков.

В случае признаков второй группы характер народа связан со свойствами его представите-лей, взятых по отдельности. Характер народа включает в себя комплекс признаков (черт, свойств), которые распределены между различными представителями народа в различных комбинациях, пропорциях и величинах. В достаточно большом народе можно обнаружить все возможные варианты такого рода. Индивид, обладающий всем комплексом этих признаков, и к тому же в развитой форме, не существует. В комплекс признаков народа могут входить такие, которые могут оказаться несовместимыми в характере отдельно взятого индивида.

Характер того или иного конкретного этноса выясняется опытным путём. Причём до сих пор это делается лишь на уровне обывательского сознания. Чаще это делали и делают писатели и иностранные наблюдатели, - народы сами правду о себе не любят. Иногда предпринимались попытки специального изучения, главным образом - когда предполагалось покорение изучаемого народа. Например, немцы перед нападением на Советский Союз в 1941 году изучали характер народов, населявших Советский Союз, особенно - русского народа.

На Западе в период "холодной войны" делалось то же самое в ещё больших масштабах. И результаты изучения эффективно использовались западным миром в борьбе против советских народов, русских в первую очередь. В наше время изучение характера народов, включая точные количественные измерения и вычисления, становится жизненно важным делом.

Для измерения величин, определяющих характер народов, необходимо изобрести особые средства измерения и вычисления. Это должны быть особые тесты (эталоны), подобные тем, какие уже применяются социологами для других целей, а также логико-математическая обработка опре-делённым образом отобранных и собранных статистических данных.

Характеристики народа нельзя точно оценить путём приведения примеров выдающихся личностей и событий из истории этого народа. Не следует преувеличивать достоинства людей как отдельно взятых индивидов. Человек выглядит как некое выдающееся существо лишь в сравнении с животными, поскольку людям всем приписывают качества выдающихся представителей рода че-ловеческого, изредка появляющихся в массе посредственностей. И поскольку результаты общих усилий накапливаются веками и искусственно перепадают в той или иной мере людям по отдельности.

В наше время возникли многочисленные социальные проблемы, решение которых суще-ственным образом зависит от фактических качеств и потенций народов Народы различаются по интеллектуальному уровню, по степени предприимчивости, по степени самоорганизации и многим другим признакам, играющим огромную роль в организации управления, в экономике, в овладении современной технологией и т.д. Опыт человечества на этот счёт несомненен

Характер народа формируется и развивается путём искусственного поощрения одних при-рождённых способностей людей и препятствования другим. Происходит это как искусственный отбор индивидов с определёнными природными способностями. Для нас здесь несущественно, почему те или иные способности и их носители поощряются, а другие - наоборот, порицаются. Важно, что это происходит.

В результате случаются такие, парадоксальные на первый взгляд, явления, когда в одном народе рождается больше индивидов с некоторой способностью, чем в другом, но они не поощря-ются в первом и поощряются во втором, так что со временем второй народ путём искусственного отбора накапливает преимущество перед первым в отношении этой способности.

Характер народа не есть всего лишь сумма различных признаков, случайно собранных вме-сте в силу исторических условий его бытия. Тут, как и во всем на свете, есть свои закономерности, зависимости, корреляции. Характер народа есть единый комплекс взаимосвязанных призна-ков. Если такой характер сложился (на что уходят века!), к нему нельзя добавить ничего посторон-него и из него нельзя исключить ничего существенного, не нанося ущерб целому и не разрушая его.

Сказанное не означает, что народы с данным характером не меняются со временем и сам ха-рактер не эволюционирует. Это происходит. Этносы исторически изменяются, но в рамках одного и того же типа характера и на его основе. Характер народа устойчив, даже консервативен. Измене-ние его сверх меры ведёт к его разрушению и к разрушению его носителя как целостного образова-ния.

Хотя характер народа не сводится к характеру его отдельных представителей, но у послед-них складывается определённый психологический тип. Благодаря ему они становятся адекватными своему объединению, приспосабливаются к условиям жизни в нем. Тут имеет место взаимная зависимость. Характер целого народа складывается как развитие природных качеств его представителей. Одновременно происходит формирование психологического типа отдельных членов объединения, становящихся носителями и хранителями характера объединения как целого.

В достаточно долго живущем народе складывается механизм сохранения его характера и пе-редачи из поколения в поколение, - механизм социальной наследственности. Это - не биологиче-ский, а социальный механизм. Он содержит в себе биологический механизм в снятом виде.

Но главным в нём является искусственный отбор, система воспитания, культура, религия, моральные нормы и другие социальные факторы. Этот механизм состоит из огромного числа раз-нообразных действий людей. Абстрактно рассуждая, из отдельного человека можно воспитать за-ранее намеченного типа существо. Но когда речь идёт о большом числе людей и большом числе их свойств, причём применительно к существующим условиям и в множестве поколений, то срабаты-вает механизм социальной наследственности, являющийся важнейшим элементом механизма само-сохранения народа.

Этот механизм консервативен. Сложившись, он вынуждает народ приспосабливать сами условия жизни к своему характеру. Если нарушаются границы адекватности характера народа условиям его существования, наступает кризисная ситуация, упадок народа и даже гибель.

У различных народов, формирующихся и живущих в сходных условиях, оказывающих друг на друга сильное влияние и имеющих общие или сходные исторические корни, складываются сходные характеры. Так произошло с народами западноевропейскими. Они образовали особый че-ловеческий материал, которому предстояло сыграть самую выдающуюся роль в истории человече-ства.

В мире постоянно происходили и происходят смешения различных человеческих масс. Не любые такие смешения образуют народы. Между смешивающимися массами людей должны быть достаточно сильные соответствия, чтобы через несколько поколений они слились в однород-ное целое.

Отсутствие таких соответствий стало одной из причин того, что население Советского Союза и США не превратилось в единые народы. В Советском Союзе признали это и стали говорить о новой человеческой общности, наднародной (наднациональной). В США стараются изобразить массу населения как особую американскую нацию (как особый народ). Но что бы при этом ни говорили в пропаганде, что бы о себе ни думали сами граждане США, они не образуют единый народ. Это - объединение качественно иного рода.

Не любые примеси к данному народу и не в любом количестве перерабатываются этим народом в свои части. Характерна с этой точки зрения иммиграция миллионов людей в страны За-падной Европы и проникновение в них инородцев иными путями (например, в качестве иностран-ных рабочих и нелегально). Эти люди не становятся немцами, французами, итальянцами, швейцар-цами и т.д.

Как качественно, так и количественно они уже стали одним из факторов разрушения евро-пейских народов. Тут уже формируется новая, надэтничная (сверхэтническая) человеческая общ-ность. Она не есть всего лишь расширение и объединение европейских народов. Факторы, прида-ющие этому скоплению единство, отличаются от тех, какие в своё время послужили факторами объединения людей в народы.

Нужна некоторая минимальная численность человеческого объединения, чтобы оно разви-лось в народ. Имеется и максимальная граница, перейдя которую данное скопление людей либо не может превратиться в народ, либо дезинтегрируется на части, если оно было народом. Эта макси-мальная граница была, например, нарушена в Советском Союзе. К этому идёт дело и в Западной Европе. Так что нет ничего удивительного в том, что такие объединения распадаются на мелкие части (рассеиваются).

Этнос есть индивидуальное явление, результат уникального стечения обстоятельств исто-рии. Если данный народ однажды распадается или по каким-то причинам погибает, он уже никогда не восстанавливается. Заметим, кстати, что рабы не являются частью народа. Они входят в материальную культуру этноса наряду с домашними животными и орудиями труда. Рабы, которые становились частью какого-то народа, переставали быть рабами. Не являются членами народа данной страны военнопленные, путешественники, иностранные рабочие, нелегальные иммигранты из других стран. Сейчас, в частности, в странах Западной Европы и России миллионы иностранцев заняты в экономике и стали привычным элементом их жизни. И если даже кто-то из них становится гражданином этих стран, это не означает, что они становятся частичками народов этих стран. В наше время они становятся одним из факторов разрушения этих народов.

Вся эволюция этноса начинается и продолжается благодаря его сознанию и сознательному поведению. Иными словами, как скоро масса этноса научно осознаёт и понимает самоё себя и окружающих. Именно достаточно высокая степень и скорость сознательности поведения этноса образует самое глубокое основание его этногенеза

Сознание является фактором человеческих действий не само по себе, а посредством эмоци-онально-волевого механизма. Этот механизм является продуктом биологической эволюции людей. Он становится компонентом человеческой деятельности благодаря сознанию. На этой основе у них развились три способности, сыгравшие и продолжающие играть решающую роль в эволюции эт-носов.

Это, во-первых, способность сохранять, накапливать и использовать результаты и сред-ства познания окружающего мира независимо от биологически прирождённых средств. Это, во-вторых, способность сохранять, накапливать и изобретать материальную культуру независимо от биологических способностей и готовых даров природы. Это, в-третьих, способность самооргани-зовываться независимо от биологически наследуемой способности поведения. Масштабы этих способностей у этносов разные, как различны и внешние и внутренние факторы их деятельности. Здравое понимание этих обстоятельств наряду с эмоционально – волевым механизмом и предопределяет судьбу этноса.

Аналитический синтез этногенеза позволяет сказать, что этносы возникли и развиваются от существующего к возникающему благодаря скорости и степени сознания и осознания этноса. Причём, его научного понимания самого себя и окружающего его мира и адекватные первым двум его волевой способности к жизнедеятельной организации. Амплитуды и скорости колебаний этих смыслов, уровней и степеней предопределяют геометрию судьбы этносов, их этнической идентичность.

Этничность – это форма организации идентификации и самоидентификации того или иного этноса по отношению к себе и другим. Она предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обла-дающих иными параметрами тех же характеристик. К числу таких характеристик относятся: 1) наличие внутренней идентичности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия. схожести черт материальной и духовной культуры, физического облика или обычаев, или того и другого вместе. 2)Наличие внешней идентификации, т. е., признание другими общностями данного этноса. 3) Гомогенность, т.е. однородность этномов, из которых складывается этнос.4) Характер этноса, уровень его интел-лекта. 5)Механизм биологической и социальной наследственности

Примером может служить древнерусская народность или древнерусский этнос — единая эт-нокультурная и социальная общность, которая сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь.

Интеллектуальная история термина «этничность» началась в 60-е гг. 20 в. Существует три основных подхода к пониманию этничности: эссенциалистский (примордиалистский), инстру-менталистский и конструктивизм

Понятие нации и проблема национальной идентичности. В литературе среди множества взглядов на нацию выделяются два подхода к её пониманию. Их условно можно назвать реалистским и номиналистским. Согласно первому из них (реалистскому) нация представляет собой историческую общность людей. Она характеризуется совокупностью признаков: единством территории, языка, экономики, культурно психологического склада, самосознания. Эти признаки находят обобщённое выражение в стремлении нации к государственно-политической самостоятельности. Самоопределение, суверенность — своего рода тело нации.

Современны государства суть национальные государства: их основой, общественным базисом являются не сословные различия, а исторически сложившееся национальное единство. Постсословные государства являются демократическими, но они демократические именно в качестве национальных. Они обретают свою легитимность не в божественной санкции, а в общей воле.

Второй подход — номиналистский — сводит нацию к союзу граждан, рассматривает государство не как выражение и кульминацию национально-культурного развития, а как определяющую и даже учреждающую основу нации. Понятие нации отождествляется с политическим сообществом и отрывается от этнокультурной основы, которая при первом подходе имеет решающее значение. Оно оказывается номинальным обозначением одной из многих групп, куда входят люди, в частности той из них, куда они входят в качестве граждан.

Эти подходы и заключённые в них понятия нации чаще всего фигурируют под названиями культурной нации и гражданской нации. Они акцентируют внимание на разных сторонах и стадиях жизни нации и в принципе могли бы дополнять друг друга. Но в качестве законченных концепций они альтернативны.

Концепции культурной нации и гражданской нации различаются между собой по целому ряду критериев:

первая рассматривает нацию как категорию философии истории, вторая — как категорию политической социологии;

первая считает, что нации создают государства и допускают возможность многонациональных государств, вторая считает, что государства создают нации и потому само понятие многонационального государства является противоречием определения;

первая нацеливает на культурную гомогенность государства, вторая признает и санкционирует культурное многообразие.

Роль национальной принадлежности в нравственном самосознании личности или, говоря по-другому, как национальная идентичность человека соотносится с другими формам идентичности. Разные концепции наций предполагают и формируют разный характер отношения личности к ней. Они заключают, иначе говоря, разные антропологии.

Теория культурной нации исходит из того, что национальная принадлежность является бытийной характеристикой человека Подобно тому, как индивид не может выпрыгнуть из физических параметров, указывающих на время и место его существования в мире, так он в своём общественном бытии не может не входить в состав какой-то нации. Индивида вне нации не существует. В этом смысле нация не является предметом выбора.

Из теории гражданской нации вытекает противоположный вывод — она отождествляет национальную принадлежность человека с его гражданством и относит её тем самым к таким характеристикам человека, которые могут быть изменены актом сознательного выбора. Конечно, гражданство человека тоже предзадается фактом рождения в определённом государстве (или этнической принадлежностью в случаях государств, где она потенциально означает право на гражданство), но, во-первых, её можно поменять и, во-вторых, может поменяться само государство, как это совсем недавно произошло, например, с Советским государством.

В принципиальном плане индивид в том, что касается его национально-государственного статуса, сохраняет свободу выбора. Он как бы сам причисляет себя к определённой нации, является в плане национальной принадлежности тем, кем себя считает. Вопрос, конечно, не в том, что и как называть, закрепить ли термин «нация» за этнокультурной составляющей человека или за его принадлежностью к определённому политическому сообществу. Традиция употребления термина «нация» действительно является различной в разных языках и странах, что само, в свою очередь, может рассматриваться как следствие и доказательство реальных национальных различий.

Признавая исключительную важность усилий по уточнению и прояснению термина «нация», следует признать, что они не могут сводиться к тому, чтобы развести разные значения и закрепить за ним какое-то одно. Речь должна идти о содержательном анализе, призванном определить действительное место этого понятия в системе жизни человека и общества.

2.Сознание и самосознание как организующие начала этноса(нации)

Национальное (этническое)сознание и самосознание охватывает всё то, что касается сознания (менталитета, психики) его членов. В него включается формирование сознания у новых поколений людей, поддержание состояния сознания взрослых, какое требуется условиями и интересами самосохранения народа, снабжение людей «пищей» для сознания («духовной пищей»), выработка и поддержание правил поведения, необходимых для выполнения упомянутых задач, манипулирование людьми путём воздействия на их сознание.

Сознание людей есть результат коллективного творчества. Это их искусственное изобретение, не передаваемое новым поколениям посредством биологической наследственности и не сохраняющееся само собой. Для этого нужны искусственные средства, и они вырабатываются в менталитетом аспекте. В нём люди сами воспроизводятся в качестве социальных объектов, т. е. обладающих сознанием искусственных существ.

Сознание людей как членов этносов(наций) включает в себя определённое понимание окружающего мира, самих себя и вообще всего того, что важно для ориентации людей в мире. Оно включает в себя субъективное отношение людей к тому, что встречается в их жизненном опыте, — систему оценок и ценностей. Оно стандартизируется определённым образом. Члены этноса не только выглядят сходными телесно, но и являются сходными «духовно» (менталитетно). Причём менталитетное сходство является гораздо большим, чем телесное, ибо тут сходство создаётся искусственно, преднамеренно и по определённым образцам. И в наше время кажущегося менталитетного разнообразия индивидов в основе их менталитета можно обнаружить поразительное однообразие в рамках «своего» этноса.

В рамках менталитетного аспекта возникали и развивались верования, культы, религии, философия, наука, искусство. В современных этносах этот аспект превзошёл масштабы деловых и коммунальных аспектов.

По мере эволюции этносов происходило разрастание сознания людей, усиление его роли, увеличение числа действий, специфически связанных с сознанием, росла роль познавательного аспекта сознания. Стали появляться люди и организации людей, особой функцией которых становилась деятельность в этом аспекте, изобретались особые средства для этого. Происходила дифференциация различных функций процесса обработки людей, складывались особые ритуалы, обряды. Поскольку это невозможно закрепить биологически, менталитетный аспект должен функционировать постоянно как своего рода замена механизма биологической наследственности, - как механизм социальной наследственности (преемственности). Для этой цели в этносе стала складываться особая менталитетная сфера, своеобразный механизм организации сознания и самосознания этноса и его членов(этномов).

Менталитетную сферу образует часть членов этноса, специфической функцией которых является работа над менталитетом прочих членов этноса. Делом, сходным со специфическим делом менталитетной сферы, занимаются и другие люди, группы, организации. Но они не входят в менталитетную сферу в качестве её частей. Над человеческим менталитетом в конкретных этносах работают и другие сферы. Но это не есть их специфическое дело. Менталитетная сфера вмешивается в деятельность других сфер. Но это - не её специфическое дело.

Менталитетная сфера этноса есть постоянно действующий компонент его социальной орга-низации. Люди, занятые в ней, профессионально занимаются менталитетом членов этноса и живут за счёт этой деятельности. Они признаны в этносе в этой роли, не преследуются, а, наоборот, почи-таются, имеют авторитет и влияние на людей. Люди и группы людей, занятые в менталитетном аспекте и живущие за счёт своей деятельности в этом аспекте, но не признанные или даже преследуемые в этом их качестве, в менталитетную сферу не входят.

Задача менталитетной сферы заключается, прежде всего, в том, чтобы выработать сознание этноса (нации) как целого, сохранять его, разрабатывать и приспосабливать к меняющимся услови-ям жизни людей. Сознание этноса (народа) как целого не есть сумма и обобщение сознаний от-дельных его членов, как по содержанию, так и с точки зрения формы (аппарата). Это -

Задача менталитетной сферы, во-вторых, заключается в том, чтобы навязывать это сознание членам этноса, стандартизировать их сознание, сделать их индивидуальное сознание воплощением сознания этноса как целого.

И третья основная задача менталитетной сферы - управлять поведением людей путём фор-мирования в них стандартного сознания и воздействия на него. В целом - задача менталитетной сферы - сделать людей способными жить в их этносе и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми и манипулируемыми.

Заключение. Таким образом, в понятии и жизнедеятельности этноса, народа, нации органи-зующем началом, так или иначе, выступает его сознание и самосознание. Оно формируется в мен-талитетной сфере этноса в качестве его социального механизма и воплощается в целом ряде функ-ций.

Вопросы для понимания темы

1. Что такое этнос, нация каковы их элементы, в чём их отличительные признаки как соци-альных общностей?

2. Проблемы украинского полиэтничного общества, причины их возникновения и возможные пути решения.

3. Жизнедеятельность этносов современной Украины

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Социализация как становление личности.

2. Основные виды и формы социальных взаимодействий.

3. Девиантное поведение и социальный контроль

Каждое общество строится из людей как социальных атомов. И таковыми они становятся в ходе социализации. Что она собой представляет?

Социализация – становление человека в социальной среде, т.е. процессы и механизмы освоения и усвоения людьми содержания той или иной социальной культуры, их врастание на этой основе в социальный мир в качестве полноправных членов.

Различают социализацию первичную: младенчество, детство, подростковый возраст, юность и вторичную - ресоциализацию – адаптацию человека в социальной среде в зрелом возрасте. Утрата человеком такой возможности составляет десоциализацию.

Социализация имеет два основных измерения: индивидуальное и общественное. На индивидуальном уровне социализация складывается из врожденных данных человека, его среды, случайностей, его творчества и тренировок. Начало этого процесса относят к младенческому возрасту, а продолжением обычно считают момент вступления молодого человека во взрослую жизнь.

В ходе социализации и ресоциализации индивид приспосабливается к той социальной среде, в которой ему предстоит жить (действует принцип: будь как все). Характер социализации человека обусловливают его противоречивые потребности – чувства-мотивы, производные от инстинктов. Потребности обеспечивают эгоизм и альтруизм, агрессию и страх, лидерство, и подчиненность, любовь и ненависть. Поэтому внушение правильных притязаний важно для общества, как и воспитание потребностей.

Кроме «животных» потребностей поведение человека определяется убеждениями. Содержание убеждений – это мораль, идеологии, вера. Они представлены словесными формулами: «Хорошо - плохо. Как надо».

Их значимость в мотивах поведения составляет около четверти от значимости чувств. Прибавьте сюда еще четверть изменений потребности от воспитания, - получите, что животную природу человека можно изменить наполовину.

Качественную определённость социализации придают социальное происхождение, положение и культура. Они "склоняют" людей удовлетворять свои потребности, достигать своих целей не какими-нибудь, а приемлемыми, допустимыми в данном сообществе средствами.

Среди них ведущие позиции занимают воспитание и образование. Воспитание есть процесс жизни человека, рассматриваемый с точки зрения влияния на него среды, приспособления его к среде и поддержания приспособленности на должном уровне.

В этом процессе различают то, что передаётся из поколения в поколение от взрослых детям само по себе в силу привычек и традиции, и то, что делается сознательно и преднамеренно силами людей, занятых в этом сфере профессионально.

Что же касается образования и обучения, то в нём различают два аспекта. Первый - развитие в человеке его внутреннего интеллектуального мира и его личных способностей. Второй – развитие способности использовать накопленные богатства сферы образованности и человеческих навыков.

Ядро, стержень и основу социализации образует менталитетная сфера общества.

Таким образом, посредством социализации человек входит в социальный мир, формируется и осваивается в нём в том или ином качестве. Смысл её заключается в формировании способности личности действовать самостоятельно, т.е. без постоянной опеки и руководства со стороны других людей. Иначе говоря, индивид может быть признан социализированным тогда, когда он способен, ориентируясь на социальные нормы и стандарты, самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, быть личностью.

Личность – устойчивая целостность социальных свойств человека, проявляющихся в стиле его жизнедеятельности. Быть личностью, отмечал Э. Дюркгейм, это, значит, быть "самостоятельным источником действия". То есть, это не только то, что отличает одного индивида от другого, но и то, что связывает человека с другими людьми. Пути же выделения индивидуализированной личности из мира безликих величин есть суть следующие три: 1) власть над другими людьми; 2) богатство; 3) выдающиеся личные способности.

Разумеется, имеются универсальные человеческие качества. К их числу принадлежит, прежде всего, то, что всякий нормальный человек имеет прирожденный управляющий орган (мозг) и управляемое тело. Задача первого – обеспечить телу самосохранение и приспособление к условиям существования. Всякий нормальный человек стремится делать это наилучшим (с его точки зрения) образом, т.е. в своих личных интересах.

Личный интерес как основа поведения человека есть действительно его природное качество. Оно не связано необходимым образом, ни с каким социальным устройством, ни с каким типом общества. Люди существуют миллионы лет и всегда поступали в силу рассматриваемого принципа личного интереса.

Далее, каждый нормальный человек, так или иначе, осознаёт себя в качестве индивида («Я») и в качестве себе подобных «Мы». Но формы этого сознания, пропорции «Я» и «Мы» в менталитете человека, их взаимоотношения и проявления в поведении людей различны. Они и дают в совокупности различные типы людей в этом плане: индивидуальность, индивид и личность.

Определяющим качеством личности является её характер (самосознание, воля и стиль поведения). Например, Н.М. Амосов разделял их на сильные, средние и слабые в соотношении 1:7:2. Соответственно работоспособность сильных в сравнении со слабыми эксперты оценивают как 3:1. Для общества важны сильные – лидеры, поскольку они определяют прогресс общества. Универсальным же качеством человека является его личные интересы. Последние проявляются в образе жизни данной человеческой общности.

Итак, человек по природе есть то, как он формируется и производится в общественной жизни, как частичка социального механизма. Степень его интересности - это степень интересности роли этой частички в механизме. Отдельно же взятый вне социальной среды человек есть пустая абстракция.

Вместе с тем человек – не пассивный продукт давления на него людей и обстоятельств. Он с самого начала относится к этому давлению активно и выборочно. Человек помогает окружающим его людям делать из него то, чем он становится и в значительной мере он сам избирает свое будущее состояние. Так что не только люди продукт общества, но и общество есть их собственный продукт.

В отличие от животных, у которых их естественная среда дана заранее и независима от них, мы сами производим свою собственную социальную среду. То есть, мы все суть продукты усилий нас самих и окружающих нас людей и социальных факторов: семья; школа, социальные группы; масс-медиа и др.

Но это не всё. Кроме индивидуальной существует и общественная социализация - процесс передачи социального опыта от старшего к младшему поколению с целью становления последнего.

В этой связи социальный характер социума выглядит двойственно. Субъективная сторона – это то, что чувствуют люди. Объективная - как ведут себя люди в данном обществе, как они вели бы себя, если бы им была дана возможность выбора типа общества. Социальная жизнь любого общества – тому подтверждение.

Люди приспосабливаются к условиям своего общественного бытия. Но столь же верно и то, что данный тип общественного устройства создает людей определённого типа. Тут зависимость двусторонняя, взаимная. Рассмотрим.

Люди отечественного типа обладают такими качествами: Слабая способность к самоорганизации и самодисциплине. Склонность к коллективизму, к покорности перед властями, к лени. Способность легко поддаваться влиянию демагогов и проходимцев. Способность переносить трудности и жить на низком уровне. Терпеливость. Гостеприимность. Чрезмерная психическая гибкость, доходящая до угодничества и хамелеонства. Слабая бережливость. Неуважение своих соотечественников, преклонение перед всем иностранным. Взгляд на жизненные блага как на дар судьбы или свыше, а не как на результат своих усилий, инициативы и риска. Не оказывают поддержку своим наиболее талантливым соплеменникам, а, наоборот, препятствуют их выявлению, продвижению и признанию.

Вследствие чего мы в массе своей оказываемся неконкурентоспособными в борьбе с другими народами за лучшие социальные позиции и блага.

Чего не скажешь о людях западных народов. Вот их черты:

Повышенная склонность к индивидуализму. Высокий интеллектуальный и творческий уровень (сравнительно с другими народами, конечно). Изобретательность. Практицизм. Деловитость. Расчётливость. Конкурентоспособность. Авантюристичность. Любознательность. Эмоциональная черствость. Холодность. Тщеславие. Повышенное чувство собственного достоинства. Чувство превосходства над другими народами. Высокая степень самодисциплины и самоорганизации. Стремление управлять другими и способность к этому. Способность скрывать чувства. Склонность к театральности. Почти все они в той или иной мере побывали в роли завоевателей и колонизаторов.

Упомянутые качества западоидов не присущи каждому из них по отдельности. Они "растворены" в массе их. Люди западоидного типа и качества западоидности встречаются у всех достаточно больших и сравнительно развитых народов. Но у западных народов процент людей с качествами западоидов и концентрация "раствора" западоидности выше, чем у других народов. Причём величина этого "выше" оказалась достаточной, чтобы образовать качественное отличие.

Как видим, все эти аспекты различны, но они связаны между собой, а их роль в жизни людей может быть различной в смысле их важности. Именно различие этих аспектов, устойчивые взаимоотношения между ними и доминирование того или иного из них над всеми прочими аспектами жизни людей и образует самую глубокую основу различия между типами обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: