Основы сплоченности семьи

Адаптации растений к жизни в наземно-воздушной среде и почве.

В связи с тем, что воздух не может служить надежной опорой, у растений появились:

· ме­ханические ткани.

· приспособления к опылению, распространению спор, плодов и семян

· формирования плотных покровных тканей

Почва выполняет следующие функции:

· закрепления

· водоснабжения

· минерального питания

· развитая корневая система и проводящая ткань

Адаптации животных к жизни в наземно-воздушной среде:

· мощные скелетные ткани

· ограниче­ние предельной массы и размеров тела наземных животных. Самое крупное жи­вотное суши — слон (масса до 5 т) гораздо меньше морского гиганта — синего кита (до 150 т).

· развитие конечностей

· легочное дыхание

· мощные покровы (волосяной, перьевой)

· теплокровность

Адаптации животных к жизни в почве:

· насекомые имеют ротовой аппарат грызущего типа

· тело покрыто мощной кутикулой

· конечности копательного типа (крот, медведка)

· редукция зрения и развитие осязания (крот)

· гидростатический скелет у червей

4.Закрепление материала

Класс делится на 2 варианта: 1-й вариант придумывает 5 опросов на тему наземно-воздушная среда жизни, а 2-й вариант на тему почва. Я вызову произвольно 2 человека, один будет задавать свои вопросы, а другой отвечает и наоборот.

5.Домашнее здание

Параграф 9

6.Подведение итогов

Итак, в ходе нашего урока мы познакомились с особенностями газового, водного, температурного режимов наземно-воздушной среды; охарактеризовали почву как среду жизни; изучить адаптации растений и животных в наземно-воздушной среде и почве.

  Беседа Самостоятельная работа учеников Рассказ Работа с учебником Рассказ Рассказ, демонстрация картинок Демонстрация фрагментов фильма Беседа, самостоятельная работа учеников Беседа

На наш взгляд, представляется весьма интересной классификация стадий жизненного цикла предложенная Дювалем, включающая восемь стадий, из которых в нашем эпмпирическом исследования мы рассмотрели три следующие.

1) Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.

2) Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.

3) Семьи с подростками (старший ребенок -- от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственно; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.

Как можно заметить, данные нормативные кризисы создают существенные трудности в функционировании семейной системы, приводят к увеличению числа конфликтов, ссор и именно от того, насколько успешно семья сможет с ними справиться зависит ее дальнейшее благополучие. В соответствие с этим H.I. McCubbin и W. Thompson выделяет основные характеристики двух типов семей на основании их реагирования на возникающие нормативные трудности: уязвимые семьи (при столкновении с трудностями члены семьи не поддерживают, не подбадривают друг друга, не желают идти на компромиссы) и регенеративные семьи (resilient) (при столкновении с трудностями члены семьи подбадривают, поддерживают, мотивируют друг друга в решении проблем и открыто проявляют любовь и заботу друг о друге, умеют формировать семейные правила и ценности.

Мы считаем, что одним из важных показателей преодоления нормативных семейных кризисов является сплоченность. В соответствии целью нашего эмпирического исследования выступило изучение семейной сплоченности в периоды нормативных кризисов семейного развития. Для выявления уровня семейной сплоченности была использована методика «Шкала семейной гибкости и сплоченности» (FACES - 3) Д. Олсона.

В исследовании участвовали семьи находящиеся на трех этапах жизненного цикла: 1) молодые супруги без детей со стажем брака до 3-х лет -12 семей, 24 человека, 12 мужчин и 12 женщин; 2) семьи с маленькими детьми до 3-х лет со стажем брака от года до 4-хлет - 15 семей, 30 человек, 15 мужчин и 15 женщин; 3) супруги с детьми подростками со стажем брака от 10 до 15 лет - 13 семей, 26 человек, 13 мужчин и 13 женщин в возрасте.

В результате проведенного исследования было выявлено, что семьи молодых супругов без детей характеризуются низким разобщенным уровнем сплоченности. На данном этапе жизненного цикла семьи происходит интенсивная выработка и согласование общесемейных, общесупружеских ценностей, внутрисемейного уклада, адаптация к индивидуальным особенностям супруга, принятие ролей мужа и жены, приспособление к жизни в семье. Такие процессы брачно-семейной адаптации нередко сопровождаются супружескими столкновениями и конфликтами, взаимными обидами и борьбой за власть, что, на наш взгляд, безусловно, понижает семейную сплоченность. При этом у молодых супругов еще не выработана единая линия поведения, еще нет навыков стабильного взаимодействия в диаде, эффективной совместной деятельности.

У супругов с маленькими детьми до 3-х лет был выявлен низкий разобщенный уровень семейной сплоченности. Согласно существующим в семейной психологии исследованиям (С. Минухин, А. Н. Волкова и др.) рождение ребенка это всегда существенный кризис для всей семьи. До появления ребенка в семье супруги большую часть времени проводили вдвоем, внутрисемейное взаимодействие происходило в супружеской диаде. Тогда как после рождения ребенка внимание жены-матери стало всецело принадлежать ребенку, в семейном взаимодействии произошел процесс триангуляции.

Таким образом, муж и жена оказываются в ситуации эмоционального разделения, происходит перераспределение обязанностей, супруги часто ведут себя несогласованно и соответственно значительно снижается степень сплоченности. Кроме этого, в результате проводимого исследования удалось обнаружить значимые различия семейной сплоченности между двумя данными этапами жизненного цикла. Так, у молодых супругов без детей наблюдается более высокий уровень сплоченности, чем в семьях с маленькими детьми. Подобные результаты могут быть связаны с тем, что до рождения ребенка супруги более сосредоточены друг на друге и все отношения развиваются в рамках диады, где дистанция между ним очень близкая. С рождением ребенка, как уже было отмечено выше, основное внимание жены переключается на ребенка, происходит большее дистанцирование с супругом.

В семьях с детьми-подростками был выявлен умеренный разделенный уровень сплоченности. Полученные данные свидетельствуют о том, что с одной стороны, в данный период жизни семьи в эмоциональных отношения супругов существует некоторая разделенность, которая может быть обусловлена свойственным их возрасту переосмыслением жизненного пути, своих способностей, собственной семейной жизни. При этом приходит ощущение и понимание того, что дети-подростки все больше дистанцируются от родителей, проводят большую часть времени в кругу сверстников, что также нарушает привычную стабильность семьи.

С другой стороны, на данном этапе жизненного цикла семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения, так как существует общий семейный уклад, правила, выработанные годами совместной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: