Конструкция магнето типа БСМ

Величина зазора между контактами прерывателя

Нормальный зазор между контактами прерывателя при пол­ном их размыкании должен быть 0,25 ÷ 0,35 мм.

При уменьшении этого зазора понижается сопротивление воз душного промежутка между контактами, что создает возмож­ность искрообразования и, как следствие этого, медленное исчез­новение тока. Это, в свою очередь, уменьшает индуктированную ЭДС во вторичной цепи. Кроме того, искрение на контактах при­водит к их окислению и, следовательно, к увеличению сопротив­ления при замыкании контактов, так как окись металла плохо проводит электрический ток.

Увеличение зазора вызывает, во-первых, механическое раскле­пывание контактов, а во-вторых, уменьшает ЭДС во вторичной цепи, так как при увеличенном зазоре уменьшается время на­растания силы тока за счет уменьшения времени, в течение которого контакты находятся в сомкнутом состоянии. При умень­шении силы тока в первичной обмотке уменьшается магнитный ток, и, следовательно, скорость изменения магнитного потока ротора в сердечнике трансформатора.

Магнето типа БСМ (рис. 5.17) состоит из следующих основных деталей и узлов: корпуса магнето 1, передней крышки 2, задней крышки 3, трансформатора 4, ротора с автоматом опере­жения зажигания 5, распределителя 6, экрана 7 и верхней крышки 8.

Корпус магнето 1 отлит из алюминиевого сплава, являю­щегося немагнитным материалом. В тело корпуса залиты два полюсных башмака 9, набранных (в целях уменьшения кольце­вых паразитных токов) из тонких штампованных листов электро­технической стали, изолированных лаковым покрытием. Полюс­ные башмаки имеют расточку, обеспечивающую требуемый зазор между ними и ротором. По торцам корпус имеет две расточки для посадки крышек.

Передняя крышка 2 отлита также из алюминиевого сплава и имеет треугольный фланец с тремя овальными окнами под болты, крепящие магнето к двигателю (кроме магнето БСМ-5 и БСМ-12, которые крепятся к двигателю на специальных горизон­тальных площадках). Овальные окна крышки дают возможность поворачивать магнето в пределах 10°, что облегчает регулировку момента зажигания. На крышке выбита стрелка, указывающая направление вращения ротора. В центральное отверстие крышки запрессована обойма переднего шарикоподшипника 10 вала ро­тора. Перед запрессовкой обоймы в крышку укладываются про­масленные кольца из фетра 11 для смазки шарикоподшипника.

Задняя крышка 3 также отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессована обойма заднего шарикоподшипника 12 вала ротора. На задней крышке смонтированы следующие узлы и де­тали магнето:

— эксцентриковая втулка, установленная в расточке задней крышки (на схеме не видна);

— пластина 13, закрепленная двумя винтами 14 (см. рис. 5.17);


— эбонитовая втулка 15

В эксцентриковой втулке установлены два шариковых под­шипника с валиком, на одном конце которого закреплена тексто­литовая шестерня 16, а на другом — кулачковая шайба 17, имею­щая число кулачков, равное числу цилиндров двигателя. С тор­цом кулачковой шайбы соединен тремя винтами бегунок 18. Таким образом, текстолитовая шестерня, кулачковая шайба и бе­гунок сидят на одном валике и получают вращение от шестерни ротора 49 с числом оборотов, равным половине числа оборотов коленчатого вала. Поворачивая эксцентриковую втулку, можно регулировать зазор между зубьями шестерен.

Бегунок 18, изготовленный из эбонита, имеет пусковое кольцо 19, два электрода — рабочий 20 и пусковой 21, располо­женные в плоскости вращения бегунка под углом примерно 40° друг к другу. Рабочий электрод по направле­нию вращения, указан­ному стрелкой на ба­лансе 22, расположен первым и соединен в центре бегунка с уголь­ным пружинным кон­тактом 23.

Пусковой электрод расположен по направ­лению вращения вто­рым и соединен с пуско­вым кольцом 19.

Пластина 13 (рис. 5.18) служит для уста­новки прерывателя, со­стоящего из следующих деталей: рычага с подвижным кон­тактом (молоточком), изолированным от массы двигателя; пла­стинки 25 с неподвижным контактом (наковальней), установлен­ным на стойке и связанным с массой двигателя; ленточной пру­жины 26 и бронзового сухаря 27, изолированных от массы двига­теля. Прерыватель для магнето левого вращения расположен слева (если смотреть со стороны распределителя), а для магнето правого вращения — справа.

Рычаг 24 и пластинка 25 установлены на общей оси 28, за­крепленной на пластине 13. Пластинка 25 имеет на своем конце вилку, в которой помещается головка эксцентрика 29. При вра­щении эксцентрика пластинка 25 вращается иа оси 28 относи­тельно рычага 24, что позволяет изменять зазор между контак­тами прерывателя при их размыкании. После установки зазора пластинка 25 закрепляется на пластине 13 винтами 30.

Размыкание контактов производится кулачковой шайбой при набегании ее выступов на текстолитовый упор 31, укрепленный на рычаге 24. Замыкание контактов происходит под действием пружины 26, соединенной одним концом с рычагом 24, а дру­гим — с сухарем 27.

Начало размыкания контактов прерывателя при определен­ном положении ротора (12—14° поворота ротора от нейтрального положения) достигается изменением положения пластины 13 относительно кулачковой шайбы, что осуществляется путем вра­щения эксцентрика 32, входящего в паз пластины.

Пластина 13 крепится к корпусу задней крышки двумя вин­тами 14. Установку пластины 13 производят на заводе, изготов­ляющем магнето.

Выступы кулачковой шайбы смазываются промасленным фет­ром, находящимся в масленке 33, установленной на пластине 13. Наличие смазки проверяется прикладыванием папиросной бу­маги к выступам кулачковой шайбы; промасливание бумаги ука­зывает на наличие смазки.

В эбонитовой втулке 15 (см. рис. 5.17) помещается вывод вы­сокого напряжения, представляющий собой стержень 34, изоли­рованный многослойным шелком. Один конец стержня упирается в контакт 35 вывода вторичной обмотки. Для предотвращения разряда тока от контакта 35 на корпус верхней крышки втулка 15 имеет козырек. Другой конец стержня 34 упирается в пружинный контакт 36, расположенный в гнезде распределителя.

Трансформатор состоит из сердечника 37, первичной об­мотки 38, вторичной обмотки 39 и конденсатора 40.

Сердечник склепан из тонких листов электротехнической стали, изолированных лаковым покрытием, и крепится при по­мощи скоб и винтов к полюсным башмакам. Непосредственно на сердечник наматывается первичная обмотка, состоящая из тол­стого (диаметром около 1 мм) медного эмалированного провода длиной 13,5 м и имеющая пять рядов по 33 витка в каждом; общее число витков — 165 с сопротивлением 30 Ом. Начало обмотки 41 припаяно к сердечнику, а конец выведен к барету 42.

Вторичная обмотка состоит из тонкого (диаметром 0,08 мм) медного эмалированного провода длиной 1600 м и имеет 30 ря­дов по 400 витков в каждом; общее число витков 12 000 с со­противлением 8000 Ом. Начало обмотки 43 соединено с концом первичной обмотки, а конец выведен к контакту 35. Таким обра­зом, первичная и вторичная обмотки соединены последовательно.

Конденсатор 40 помещается между первичной и вторичной обмотками и состоит из двух слоев алюминиевой фольги, изоли­рованных один от другого пролакированной бумагой. Концы обкладок конденсатора припаяны к тем же точкам, что и концы первичной обмотки, т. е. конденсатор включен в цепь парал­лельно прерывателю. С боков трансформатор защищен гетинаксовыми щеками, а сверху — бандажом из изоляционной ткани.

Барет 42 представляет собой латунную пластину с пружин­ным контактом, соединенным с клеммой 44, смонтированной на верхней крышке. От клеммы 44 идет проводник к переключа­телю. Через проводник 45 барет соединяется с сухарем 27 пре­рывателя.


Ротор с автоматом опережения зажигания в собранном виде и его детали показаны на рис. 152. Он состоит из валика 1, соб­ственно ротора 2, центробежного автомата опережения зажига­ния 3 и двух шариковых подшипников — переднего 4 и заднего 5.

Валик ротора 1 в передней части имеет резьбу 6 под гайку крепления муфты привода, конус 7 со шпонкой для посадки муфты и пять цилиндрических поясов, на которые насажены пе­редний шариковый подшипник 4, основание автомата опережения зажигания 8, втулка ротора 9 и задний шариковый подшипник 5.

Ротор представляет собой постоянный магнит 10, отлитый из железоникельалюминиевого сплава и имеющий форму пусто­телого цилиндра; он помещается внутри полюсных наконечни­ков 11. Полюсные наконечники, набранные из листов электротех­нической стали и изолированные друг от друга лаковым покры­тием, закрепляются между двумя пластинами — передней 12 и задней 13 — при помощи заклепок. Собранный ротор напрессо­вывается на втулку 9 и закрепляется на ней стяжной гайкой 14, а затем устанавливается на валик 1. От осевого перемещения ро­тор фиксируется обоймой 15 заднего шарикового подшипника.

Пластины 12 и 13 и втулка 9 изготовлены из немагнитных материалов: передняя пластина — из нержавеющей стали, зад­няя пластина и втулка — из бронзы.

На задний шлицевой конец втулки 9 с натягом устанавли­вается цилиндрическая шестерня 16. На торце шестерни нане­сена риска, служащая для правильного сцепления шестерни при сборке, и буквы П или Л, указывающие направление вращения ротора (правое или левое).

Роторы правого и левого вращения отличаются сборкой автомата и своей полярностью: у ротора правого вращения про­тив метки на шестерне расположен северный полюс магнита, у ротора левого вращения — южный полюс.

Автомат опережения зажигания служит для автоматического изменения -момента искрообразования. Он смонтирован в одном узле с ротором и состоит из основания автомата 8, жестко поса­женного на валик 1, и двух пар шарнирно связанных между собой центробеж­ных грузиков 17, соединен­ных плоскими пружина­ми 18. Один грузик каж­дой пары посажен на ось основания 8, другой — на ось передней пластины 12.

Так как ротор сидит на валике свободно, то вращение ротору от валика передается через основание при помощи центробежных грузиков.

При малых оборотах двигателя грузики прижаты к плоским пружинам и весь узел ротора вращается как одно целое. На схеме этому моменту соответствует положение грузиков А, сидя­щих на осях основания автомата, и грузиков Б, сидящих на осях ротора.

При увеличении числа оборотов грузики под влиянием центро­бежных сил расходятся и занимают положение А' и Б', изгибая плоские пружины. При изгибе плоских пружин уменьшается рас­стояние между осями, на которых сидят грузики А и Б, вслед­ствие чего ротор повертывается на угол а в сторону вращения. Так как ротор жестко связан с шестерней 16 (см. рис. 5.20), то поворот этой шестерни на угол α относительно валика, сцеплен­ного через передачу с двигателем, приводит к повороту кулач­ковой шайбы в направлении вращения, чем и достигается более раннее размыкание контактов прерывателя.

Угол смещения ротора относительно валика лежит в преде­лах α = 23 ÷27° и указан на корпусе задней крышки магнето. Начало работы автомата — при 600—900 об/мин, конец—при 1700—2000 об/мин.

Распределитель 6 (см. рис. 5.17) изготовлен из эбонита и имеет число рабочих электродов, равное числу цилиндров данного двигателя, и, кроме того, два контакта — пусковой 46 и уголь­ный 23.

Угольный контакт латунной пластинкой 47 соединен с пру­жинным контактом 36. Пусковой контакт распределителя соеди­няется с проводником, помещенным в гнездо, обозначенное бук­вой П (пусковой).

Проводники, помещенные в гнезда распределителя, крепятся при помощи остроконечных контактных винтов 48. Проводник гнезда, отмеченного цифрой 1, считается первым; счет остальных идет от этого проводника по порядку в направлении, указанном стрелкой на распределителе, в зависимости от направления вра­щения бегунка.

Экран 7 отлит из алюминиевого сплава и служит для экрани­рования магнето, крепления распределителя к задней крышке и защиты его от повреждений.

Верхняя крышка 8 отлита из алюминиевого сплава и служит для экранирования магнето и предохранения трансформатора от повреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: