Величина зазора между контактами прерывателя
Нормальный зазор между контактами прерывателя при полном их размыкании должен быть 0,25 ÷ 0,35 мм.
При уменьшении этого зазора понижается сопротивление воз душного промежутка между контактами, что создает возможность искрообразования и, как следствие этого, медленное исчезновение тока. Это, в свою очередь, уменьшает индуктированную ЭДС во вторичной цепи. Кроме того, искрение на контактах приводит к их окислению и, следовательно, к увеличению сопротивления при замыкании контактов, так как окись металла плохо проводит электрический ток.
Увеличение зазора вызывает, во-первых, механическое расклепывание контактов, а во-вторых, уменьшает ЭДС во вторичной цепи, так как при увеличенном зазоре уменьшается время нарастания силы тока за счет уменьшения времени, в течение которого контакты находятся в сомкнутом состоянии. При уменьшении силы тока в первичной обмотке уменьшается магнитный ток, и, следовательно, скорость изменения магнитного потока ротора в сердечнике трансформатора.
Магнето типа БСМ (рис. 5.17) состоит из следующих основных деталей и узлов: корпуса магнето 1, передней крышки 2, задней крышки 3, трансформатора 4, ротора с автоматом опережения зажигания 5, распределителя 6, экрана 7 и верхней крышки 8.
Корпус магнето 1 отлит из алюминиевого сплава, являющегося немагнитным материалом. В тело корпуса залиты два полюсных башмака 9, набранных (в целях уменьшения кольцевых паразитных токов) из тонких штампованных листов электротехнической стали, изолированных лаковым покрытием. Полюсные башмаки имеют расточку, обеспечивающую требуемый зазор между ними и ротором. По торцам корпус имеет две расточки для посадки крышек.
Передняя крышка 2 отлита также из алюминиевого сплава и имеет треугольный фланец с тремя овальными окнами под болты, крепящие магнето к двигателю (кроме магнето БСМ-5 и БСМ-12, которые крепятся к двигателю на специальных горизонтальных площадках). Овальные окна крышки дают возможность поворачивать магнето в пределах 10°, что облегчает регулировку момента зажигания. На крышке выбита стрелка, указывающая направление вращения ротора. В центральное отверстие крышки запрессована обойма переднего шарикоподшипника 10 вала ротора. Перед запрессовкой обоймы в крышку укладываются промасленные кольца из фетра 11 для смазки шарикоподшипника.
Задняя крышка 3 также отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессована обойма заднего шарикоподшипника 12 вала ротора. На задней крышке смонтированы следующие узлы и детали магнето:
— эксцентриковая втулка, установленная в расточке задней крышки (на схеме не видна);
— пластина 13, закрепленная двумя винтами 14 (см. рис. 5.17);
— эбонитовая втулка 15
В эксцентриковой втулке установлены два шариковых подшипника с валиком, на одном конце которого закреплена текстолитовая шестерня 16, а на другом — кулачковая шайба 17, имеющая число кулачков, равное числу цилиндров двигателя. С торцом кулачковой шайбы соединен тремя винтами бегунок 18. Таким образом, текстолитовая шестерня, кулачковая шайба и бегунок сидят на одном валике и получают вращение от шестерни ротора 49 с числом оборотов, равным половине числа оборотов коленчатого вала. Поворачивая эксцентриковую втулку, можно регулировать зазор между зубьями шестерен.
Бегунок 18, изготовленный из эбонита, имеет пусковое кольцо 19, два электрода — рабочий 20 и пусковой 21, расположенные в плоскости вращения бегунка под углом примерно 40° друг к другу. Рабочий электрод по направлению вращения, указанному стрелкой на балансе 22, расположен первым и соединен в центре бегунка с угольным пружинным контактом 23.
Пусковой электрод расположен по направлению вращения вторым и соединен с пусковым кольцом 19.
Пластина 13 (рис. 5.18) служит для установки прерывателя, состоящего из следующих деталей: рычага с подвижным контактом (молоточком), изолированным от массы двигателя; пластинки 25 с неподвижным контактом (наковальней), установленным на стойке и связанным с массой двигателя; ленточной пружины 26 и бронзового сухаря 27, изолированных от массы двигателя. Прерыватель для магнето левого вращения расположен слева (если смотреть со стороны распределителя), а для магнето правого вращения — справа.
Рычаг 24 и пластинка 25 установлены на общей оси 28, закрепленной на пластине 13. Пластинка 25 имеет на своем конце вилку, в которой помещается головка эксцентрика 29. При вращении эксцентрика пластинка 25 вращается иа оси 28 относительно рычага 24, что позволяет изменять зазор между контактами прерывателя при их размыкании. После установки зазора пластинка 25 закрепляется на пластине 13 винтами 30.
Размыкание контактов производится кулачковой шайбой при набегании ее выступов на текстолитовый упор 31, укрепленный на рычаге 24. Замыкание контактов происходит под действием пружины 26, соединенной одним концом с рычагом 24, а другим — с сухарем 27.
Начало размыкания контактов прерывателя при определенном положении ротора (12—14° поворота ротора от нейтрального положения) достигается изменением положения пластины 13 относительно кулачковой шайбы, что осуществляется путем вращения эксцентрика 32, входящего в паз пластины.
Пластина 13 крепится к корпусу задней крышки двумя винтами 14. Установку пластины 13 производят на заводе, изготовляющем магнето.
Выступы кулачковой шайбы смазываются промасленным фетром, находящимся в масленке 33, установленной на пластине 13. Наличие смазки проверяется прикладыванием папиросной бумаги к выступам кулачковой шайбы; промасливание бумаги указывает на наличие смазки.
В эбонитовой втулке 15 (см. рис. 5.17) помещается вывод высокого напряжения, представляющий собой стержень 34, изолированный многослойным шелком. Один конец стержня упирается в контакт 35 вывода вторичной обмотки. Для предотвращения разряда тока от контакта 35 на корпус верхней крышки втулка 15 имеет козырек. Другой конец стержня 34 упирается в пружинный контакт 36, расположенный в гнезде распределителя.
Трансформатор состоит из сердечника 37, первичной обмотки 38, вторичной обмотки 39 и конденсатора 40.
Сердечник склепан из тонких листов электротехнической стали, изолированных лаковым покрытием, и крепится при помощи скоб и винтов к полюсным башмакам. Непосредственно на сердечник наматывается первичная обмотка, состоящая из толстого (диаметром около 1 мм) медного эмалированного провода длиной 13,5 м и имеющая пять рядов по 33 витка в каждом; общее число витков — 165 с сопротивлением 30 Ом. Начало обмотки 41 припаяно к сердечнику, а конец выведен к барету 42.
Вторичная обмотка состоит из тонкого (диаметром 0,08 мм) медного эмалированного провода длиной 1600 м и имеет 30 рядов по 400 витков в каждом; общее число витков 12 000 с сопротивлением 8000 Ом. Начало обмотки 43 соединено с концом первичной обмотки, а конец выведен к контакту 35. Таким образом, первичная и вторичная обмотки соединены последовательно.
Конденсатор 40 помещается между первичной и вторичной обмотками и состоит из двух слоев алюминиевой фольги, изолированных один от другого пролакированной бумагой. Концы обкладок конденсатора припаяны к тем же точкам, что и концы первичной обмотки, т. е. конденсатор включен в цепь параллельно прерывателю. С боков трансформатор защищен гетинаксовыми щеками, а сверху — бандажом из изоляционной ткани.
Барет 42 представляет собой латунную пластину с пружинным контактом, соединенным с клеммой 44, смонтированной на верхней крышке. От клеммы 44 идет проводник к переключателю. Через проводник 45 барет соединяется с сухарем 27 прерывателя.
Ротор с автоматом опережения зажигания в собранном виде и его детали показаны на рис. 152. Он состоит из валика 1, собственно ротора 2, центробежного автомата опережения зажигания 3 и двух шариковых подшипников — переднего 4 и заднего 5.
Валик ротора 1 в передней части имеет резьбу 6 под гайку крепления муфты привода, конус 7 со шпонкой для посадки муфты и пять цилиндрических поясов, на которые насажены передний шариковый подшипник 4, основание автомата опережения зажигания 8, втулка ротора 9 и задний шариковый подшипник 5.
Ротор представляет собой постоянный магнит 10, отлитый из железоникельалюминиевого сплава и имеющий форму пустотелого цилиндра; он помещается внутри полюсных наконечников 11. Полюсные наконечники, набранные из листов электротехнической стали и изолированные друг от друга лаковым покрытием, закрепляются между двумя пластинами — передней 12 и задней 13 — при помощи заклепок. Собранный ротор напрессовывается на втулку 9 и закрепляется на ней стяжной гайкой 14, а затем устанавливается на валик 1. От осевого перемещения ротор фиксируется обоймой 15 заднего шарикового подшипника.
Пластины 12 и 13 и втулка 9 изготовлены из немагнитных материалов: передняя пластина — из нержавеющей стали, задняя пластина и втулка — из бронзы.
На задний шлицевой конец втулки 9 с натягом устанавливается цилиндрическая шестерня 16. На торце шестерни нанесена риска, служащая для правильного сцепления шестерни при сборке, и буквы П или Л, указывающие направление вращения ротора (правое или левое).
Роторы правого и левого вращения отличаются сборкой автомата и своей полярностью: у ротора правого вращения против метки на шестерне расположен северный полюс магнита, у ротора левого вращения — южный полюс.
Автомат опережения зажигания служит для автоматического изменения -момента искрообразования. Он смонтирован в одном узле с ротором и состоит из основания автомата 8, жестко посаженного на валик 1, и двух пар шарнирно связанных между собой центробежных грузиков 17, соединенных плоскими пружинами 18. Один грузик каждой пары посажен на ось основания 8, другой — на ось передней пластины 12.
Так как ротор сидит на валике свободно, то вращение ротору от валика передается через основание при помощи центробежных грузиков.
При малых оборотах двигателя грузики прижаты к плоским пружинам и весь узел ротора вращается как одно целое. На схеме этому моменту соответствует положение грузиков А, сидящих на осях основания автомата, и грузиков Б, сидящих на осях ротора.
При увеличении числа оборотов грузики под влиянием центробежных сил расходятся и занимают положение А' и Б', изгибая плоские пружины. При изгибе плоских пружин уменьшается расстояние между осями, на которых сидят грузики А и Б, вследствие чего ротор повертывается на угол а в сторону вращения. Так как ротор жестко связан с шестерней 16 (см. рис. 5.20), то поворот этой шестерни на угол α относительно валика, сцепленного через передачу с двигателем, приводит к повороту кулачковой шайбы в направлении вращения, чем и достигается более раннее размыкание контактов прерывателя.
Угол смещения ротора относительно валика лежит в пределах α = 23 ÷27° и указан на корпусе задней крышки магнето. Начало работы автомата — при 600—900 об/мин, конец—при 1700—2000 об/мин.
Распределитель 6 (см. рис. 5.17) изготовлен из эбонита и имеет число рабочих электродов, равное числу цилиндров данного двигателя, и, кроме того, два контакта — пусковой 46 и угольный 23.
Угольный контакт латунной пластинкой 47 соединен с пружинным контактом 36. Пусковой контакт распределителя соединяется с проводником, помещенным в гнездо, обозначенное буквой П (пусковой).
Проводники, помещенные в гнезда распределителя, крепятся при помощи остроконечных контактных винтов 48. Проводник гнезда, отмеченного цифрой 1, считается первым; счет остальных идет от этого проводника по порядку в направлении, указанном стрелкой на распределителе, в зависимости от направления вращения бегунка.
Экран 7 отлит из алюминиевого сплава и служит для экранирования магнето, крепления распределителя к задней крышке и защиты его от повреждений.
Верхняя крышка 8 отлита из алюминиевого сплава и служит для экранирования магнето и предохранения трансформатора от повреждений.