Судебная власть в Российской Федерации
Исполнительная власть в Российской Федерации
Палаты Федерального Собрания: особенности формирования и их полномочия
Законодательная власть в Российской Федерации
Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации
Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство РФ, суды РФ.
Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие), взаимно контролируют друг друга.
|
|
Осуществление принципа разделения властей в Российской федерации
Ветвь власти | Органы власти | Особенность формирования | Правомочия |
Законодательная | Двухпалатное Федеральное Собрание: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума. В субъектах РФ — государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д. | Выборность на основе всеобщего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется) - | Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью |
Исполнительная | Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах) | Путем назначений | Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства |
Судебная | Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд, федеральные суды | Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка | Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства |
Институт президентства:
|
|
Президент (лат. praesidens — букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Полномочия Президента РФ:
- Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства.
- Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления.
- Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
- Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ.
- Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции и федеральным законам.
- Назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.
- Обладает правом законодательной инициативы, имеет право вето.
- Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России.
- Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение.
- Назначает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности.
- Ведет переговоры и подписывает международные договоры.
- Назначает и отзывает послов в иностранных государствах и международных организациях.
Основные функции Президента РФ:
1. Является - гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ,- ее независимости и государственной целостности.
3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
- Гражданство РФ;
- постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
- возрастной ценз - не менее 35 лет
Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное, большинство по сравнению с другим кандидатом.
Основания прекращения полномочий Президента РФ
|
| ||||
|
|
Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.
Федеральное Собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Функции Федерального Собрания:
- Законодательная - принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции; формирует правовую систему государства.
- Представительская - выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства.
- Контрольная - парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области государственного строительства, за исполнением государственного бюджета.
- Верховное руководство делами государства - утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, дает согласие на введение чрезвычайного положения.
Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.
Особенности формирования | Государственная Дума (Нижняя палата) | Совет Федерации (Верхняя палата) |
Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями | В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее, число членов Совета Федерации составляет 166 (исходя из 83 субъектов РФ). Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством | |
Предмет ведения | - Принятие законов. - Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов. - Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. - Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. - Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. - Объявление амнистии. - Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. - Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе. - Обращение в Конституционный суд РФ | - Утверждение изменения границ между субъектами РФ. - Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. - Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России. - Назначение выборов Президента РФ. - Отрешение Президента РФ от должности. - Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. - Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии. — Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность. - Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д. |
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Они являются представительной, но не законодательной властью.
|
|
Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям на строго определенный срок, объединенным в представительные органы власти.
Не всякая представительная власть обладает законодательными полномочиями (муниципальные советы не могут принимать законы), не всякая законодательная власть является представительной (законодательная власть абсолютного монарха).
Местное самоуправление является одной из форм народовластия (Конституция РФ 1 (ст. 130-133), Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. 21.03.2002).
Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях являются:
- собрание представителей, т.е. дума, муниципальный комитет и т. п.
- глава местного самоуправления, т.е. глава администрации, мэр, староста и т. п.
Полномочия органов местного самоуправления:
- обеспечивают развитие соответствующей территории, утверждают программы ее развития;
- самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка;
- решают вопросы привлечения населения в решение местных дел;
- обеспечивают потребности населения данной территории в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;
- по закону могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Правительство РФ — высший орган исполнительной власти РФ.
В состав Правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, а также федеральные министры.
Председатель Правительства вырабатывает основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Ряд федеральных структур подчиняется Президенту РФ, а не Председателю Правительства. Это министерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и др.
Полномочия Правительства РФ ( Конституция РФ ст. 114 ):
• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета о его исполнении;
• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
• обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• осуществление управления государственной собственностью;
• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
• обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
• иные полномочия по Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ.
Процедура формирования Правительства начинается с внесения Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры Председателя Правительства. Кандидатура при тайном голосовании должна получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
Назначенный Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Правительство осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ.
Досрочное сложение полномочий правительства:
- по решению Президента;
- в случае выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству (решение об отставке принимает Президент).
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
в правовом государстве:
- Разрешать конфликты и споры на основании закона;
- Осуществлять конституционный контроль над законами, иными нормативными правовыми актами, решениями и действиями органов государственной власти;
- Защищать и восстанавливать нарушенные права и свободы;
- Применять меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.
Принципы деятельности органов судебной власти:
▪ правосудие осуществляется только судом,
▪ законность,
▪ право граждан на судебную защиту,
▪ равенство граждан перед судом и законом,
▪ независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону,
▪ сочетание коллегиального и единоличного осуществления правосудия,
▪ равноправие сторон и состязательность процесса (участие в процессе сторон защиты и обвинения),
▪ гласность судебного разбирательства,
▪ принцип государственного языка судопроизводства,
▪ презумпция невиновности,
▪ недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление,
▪ право на пользование квалифицированной юридической помощи.
Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Мировые судьи в России являются судьями общем юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Мировые судьи - это низшее звено судебной системы. Эти суды рассматривают дела о малозначительных преступлениях (не превышающие двух лет лишения свободы) и проступках, административных правонарушениях, а также мелкие гражданские споры (не превышающие 500 минимальных размеров оплаты труда) между частными лицами.