Задачи, которые должна решать судебная система

Судебная власть в Российской Федерации

Исполнительная власть в Российской Федерации

Палаты Федерального Собрания: особенности формирования и их полномочия

Законодательная власть в Российской Федерации

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство РФ, суды РФ.

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет предста­вительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлага­ется на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними сущест­вуют взаимосвязь и взаимодействие), взаимно контролируют друг друга.

Осуществление принципа разделения властей в Российской федерации

Ветвь власти Органы власти Особенность формирования Правомочия
Законодательная Двухпалатное Федеральное Со­брание: верхняя палата — Со­вет Федерации, нижняя — Го­сударственная Дума. В субъек­тах РФ — государственные собрания, законодательные со­брания, областные думы, пар­ламенты и т. д. Выборность на основе все­общего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется) - Право принимать законы, бюджеты, осу­ществлять парламентс­кий контроль за исполни­тельной властью
Исполнительная Правительство РФ; федераль­ные органы исполнительной власти: министерства РФ, фе­деральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: пре­зиденты, правительства, министерства (в республи­ках); администрации, мэрии, их органы управления, депар­таменты и т. д. (в других субъ­ектах) Путем назначений Право организовать ис­полнение законов, а так­же вести управление сферами и отраслями го­сударственного и хозяй­ственно-культурного строительства
Судебная Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд, федеральные суды Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства

Институт президентства:

Президент (лат. praesidens — букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечива­ет стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное пред­ставительство страны на международной арене.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из вет­вей власти, обеспечивая их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязаннос­тей, которые необходимы ему для выполнения возло­женных функций.

Полномочия Президента РФ:

- Предоставляет гражданство РФ и политиче­ское убежище в России иностранным гражда­нам, лицам без гражданства.

- Обладает правом помилования осужденных за уголовные пре­ступления.

- Приостанавливает действие органов ис­полнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нару­шения прав и свобод человека и гражданина.

- Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Прави­тельства РФ.

- Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоре­чащие Конституции и федеральным законам.

- Назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государст­венную Думу в установленном законом по­рядке.

- Обладает правом законодательной инициати­вы, имеет право вето.

- Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России.

- Вводит в случае необходимос­ти и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местнос­тей военное или чрезвычайное положение.

- На­значает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандида­туру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности.

- Ведет переговоры и подписывает международные договоры.

- Назначает и отзывает послов в иностранных го­сударствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

1. Является - гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ,- ее неза­висимости и государственной це­лостности.

3. Обеспечивает согла­сованное функциони­рование и взаимодей­ствие органов госу­дарственной власти.

4. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами оп­ределяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федераль­ным законом «О выборах Президента Российской Феде­рации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

- Гражданство РФ;

- постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

- возрастной ценз - не менее 35 лет

Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более поло­вины голосов избирателей, принявших участие в голосо­вании.

Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное, большинство по сравнению с другим кандидатом.

Основания прекращения полномочий Президента РФ

       
 
В обычном порядке: С истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ
 
Досрочно: 1) По инициативе самого президента РФ в случае его отставки; 2) По не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) В случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности (импичмент) на основании выдвинутой Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
 


Важной гарантией демократического порядка заме­щения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

Федеральное Собрание — это избираемый двухпа­латный парламент России, ее постоянно действую­щий представительный и законодательный орган.

Функции Федерального Собрания:

- Законодатель­ная - принимает конституционные законы, фе­деральные законы, законы о поправках к Конституции; формирует правовую систе­му государства.

- Представитель­ская - выражает народное волеизъявление, явля­ясь органом народного представительства.

- Контрольная - парламентский контроль за деятельно­стью некоторых органов власти в области государственного стро­ительства, за исполнением государственно­го бюджета.

- Верховное ру­ководство дела­ми государства - утверждает федеральный бюджет, участ­вует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, дает согласие на введение чрезвычайного положения.

Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.

Особенности формирования Государственная Дума (Нижняя палата) Совет Федерации (Верхняя палата)
Состоит из 450 депута­тов, избираемых всем на­селением страны на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федераль­ным округам, пропор­ционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в де­путаты, выдвинутых по­литическими партиями В него входят по два представи­теля от каждого субъекта РФ: один представитель от законо­дательного и один — от испол­нительного органа власти. Общее, число членов Совета Федерации составляет 166 (исходя из 83 субъектов РФ). Порядок формирования Сове­та Федерации регулируется фе­деральным законодательством
Предмет ведения - Принятие законов. - Ежегодное утвержде­ние государственного бюджета, федеральных налогов и сборов. - Выражение согласия Президенту РФ на назна­чение Председателя Правительства РФ. - Решение вопроса о до­верии (недоверии) Правительству РФ. - Назначение на долж­ность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. - Назначение на долж­ность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и полови­ны состава ее аудиторов. - Назначение на долж­ность и освобождение от должности Уполномочен­ного по правам человека. - Объявление амнистии. - Выдвижение обвине­ния против Президента РФ для отрешения его от должности. - Внешнеполитические полномочия: рассматри­вает внешнеполитиче­ские вопросы в связи с обращениями Президен­та РФ, докладами Прави­тельства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе. - Обращение в Консти­туционный суд РФ - Утверждение изменения границ между субъектами РФ. - Утверждение указов Прези­дента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. - Решение вопроса о возмож­ности использовать Вооружен­ные силы РФ за пределами территории России. - Назначение выборов Прези­дента РФ. - Отрешение Президента РФ от должности. - Назначение на должности судей Конституционного, Вер­ховного, Высшего Арбитраж­ного судов РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности Ге­нерального прокурора РФ. - Назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счет­ной палаты и половины состава ее аудиторов. - Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной из­бирательной комиссии. — Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность. - Обращение в Конституцион­ный суд РФ с запросами: о со­ответствии Конституции зако­нов и иных нормативных ак­тов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Они являются представительной, но не законодательной властью.

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям на строго определенный срок, объединенным в представительные органы власти.

Не всякая представительная власть обладает законодательными полномочиями (муниципальные советы не могут принимать законы), не всякая законодательная власть является представительной (законодательная власть абсолютного монарха).

Местное самоуправление является одной из форм народовластия (Конституция РФ 1 (ст. 130-133), Закон РФ «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в РФ» (ред. 21.03.2002).

Местное самоуправле­ние - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется насе­лением самостоятельно. Органами местного самоуправления в горо­дах, сельских поселениях являются:

- собрание представителей, т.е. дума, муниципальный комитет и т. п.

- глава местного самоуправления, т.е. глава администра­ции, мэр, староста и т. п.

Полномочия органов местного самоуправления:

- обеспечивают развитие соответствующей территории, утверждают программы ее развития;

- самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утвержда­ют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка;

- решают вопросы привлечения населения в решение местных дел;

- обеспечивают потребности населения данной территории в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

- по зако­ну могут наделяться отдельными государственными полномочиями с пере­дачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Правительство РФ — высший орган исполнитель­ной власти РФ.

В состав Правительства входят: Пред­седатель Правительства, его заместители, а также фе­деральные министры.

Председатель Правительства вырабатывает основ­ные направления деятельности Правительства и орга­низует его работу.

Ряд федеральных структур подчиняется Президенту РФ, а не Председателю Правительства. Это ми­нистерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и др.

Полномочия Правительства РФ ( Конституция РФ ст. 114 ):

• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполне­ния; предоставление Государственной Думе отчета о его исполнении;

• обеспечение единой финансовой, кредитной и де­нежной политики в РФ;

• обеспечение проведения в РФ единой государствен­ной политики в области культуры, науки, образо­вания, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществление управления государственной собст­венностью;

• обеспечение обороны страны, государственной без­опасности, реализации внешней политики РФ;

• обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;

• иные полномочия по Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ.

Процедура формирования Правительства начинается с внесения Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры Председателя Правительства. Кандидатура при тайном голосовании должна получить большин­ство голосов от общего состава. После трехкратного от­клонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назна­чает Председателя Правительства по своему усмотре­нию, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

Назначенный Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президен­ту предложения по кандидатурам федеральных минист­ров. Президент производит назначения.

Правительство осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ.

Досрочное сложение полномочий правительства:

- по решению Президента;

- в случае выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству (решение об отставке принимает Президент).

Судебная власть обусловленный разделением влас­тей вид государственной власти, связанный с осущест­влением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судоп­роизводства.

Правосудие деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

в правовом государстве:

- Разрешать конф­ликты и споры на основании закона;

- Осуществлять конституционный контроль над законами, иными нормативными правовыми ак­тами, решениями и действиями органов государственной власти;

- Защищать и восста­навливать нарушен­ные права и свободы;

- Применять меры юридической от­ветственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Принципы деятельности органов судебной власти:

правосудие осуществляется только судом,

законность,

право граждан на судебную защиту,

равенство граждан перед судом и законом,

независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону,

сочетание коллегиального и единоличного осуществления правосудия,

равноправие сторон и состязательность процесса (участие в процессе сторон защиты и обвинения),

гласность судебного разбирательства,

принцип государственного языка судопроизводства,

презумпция невиновности,

недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление,

право на пользование квалифицированной юридической помощи.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

                                                   
   
 
 
Конституционный суд РФ Высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей конституции
 
Верховный суд РФ Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции
 
Высший арбитражный суд Высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров
 
     
   
       
 
 
   
Конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации
     
Арбитражные суды федеральных округов
 
     
Общие суды
 
Военные суды
 
     
 
     
Арбитражные суды субъектов федерации
 


В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случа­ях, предусмотренных федеральным законом.

Мировые судьи в России являются судьями общем юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи - это низшее звено судебной системы. Эти суды рассматривают дела о малозначительных преступлениях (не превышающие двух лет лишения свободы) и проступках, административных правонарушениях, а также мелкие гражданские споры (не превышающие 500 минимальных размеров оплаты труда) между частными лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: