На величину и изменение рыночного спроса оказывают влияние многие факторы. Наиболее важными из них являются следующие:
1) Цена.
2) Доходы потребителей
3) Структура расходов.
4) Цены и количество товаров-заменителей.
5) Вкусы потребителей.
6) Уровень сервиса и сопровождение продажи.
7) И д.р.
Следует отметить, что для различных товарных групп помимо вышеперечисленных существует и ряд специфических факторов (мода, НТП).
Если целью маркетинговых исследований является изучение спроса, то достижение этой цели предусматривает решение следующих частных задач:
1) Определение общего объема спроса населения и объема спроса на отдельные группы или виды товаров
2) Расчет внутригрупповой ассортиментной структуры спросы по размерам, ростам, расцветкам, фасонам и т.д.
3) Определение структуры спроса на одноименные товары различных предприятий.
4) Расчет структуры спроса на одноименные товары, различающиеся по видам, моделям, упаковке и т.д.
5) Определение сезонных колебаний спроса по отдельным товарам.
|
|
6) Расчет степени удовлетворения спроса на отдельные виды товаров их разновидености, чтобы узнать, на какие товары спрос не удовлетворяется, и наоборот, какие товары поступают в торговую сеть в размерах, превышающих спрос.
В соответствии с поставленными задачами, все основные методы изучения текущего спроса можно объединить в 3 группы:
1) Методы изучения реализованного спроса
a. Балансовый метод учета.
Основан на использовании данных внутренней отчетности торговых предприятий. В этом случае реализованный спрос отождествляется с фактической реализацией анализируемого товара и определяется по формуле:
Зн – запасы товара на начало периода. П – поступления товара, Зк – запасы на конец периода. Др – документированный расход.
b. Анализ товарных запасов.
Сводится к рассчету фактической оборачиваемости товаров в днях оборота.
В –товарооборачиваемость в днях, З – средний запас товара, O1 – запас на начало месяца, O2 – на конец месяца. P/t – однодневный оборот.
c. На основе товарных чеков.
При продаже товара выписывается мягкий товарный чек, в который помимо наименования, артикула и цены записываются дополнительные признаки товара, по которым ведется изучени спроса. В конце рабочего дня чеки группируются по учитываемым признакам, а данные заносятся в специальный журнал. Данный метод эффективно применять для товаров, характеризующихся небольшим внутривидовым разнообразием и небольшими объемами продаж в течении дня.
d. С помощью товарных ярлыков и вкладышей.
Последние прикрепляются к изделию и снимаются в момент продажи, позволяя получить оперативные данные за любой период времени с достаточной точностью.
|
|
e. С помощью контрольных карточек.
На анализируемый товар заводится карточка, в которую заносятся первоначальный остаток и все случаи поступления товара. На основе данных об остатке на определенный момент времени рассчитывается размер продажи за интересующий период с использованием балансового метода.
f. Путем поддержания в торговом зале фиксированного запаса.
К открытию магазина в торговом зале выкладывается фиксированный запас. После закрытия магазина производятся оперативное снятие остатка, и полученные данные заносятся.
g. Применение штрихового кодирования, сканеров и ЭВМ.
оперативное получение информации об объеме продаж, количестве запасов и др. Учитываемых параметров товаров в любое время и за любой промежуток.
2) методы неудовлетворенного спроса
a.
3) Методы изучения формирующегося спроса.