Конституционные принципы федеративного устройства России

Виды Федерации

Юридическая природа Российского федеративного государства.

Юридическими признаками позволяющими отнести Россию к федеративному государству являются:

1) Территория РФ состоит из территорий субъектов, которые представляют собой ограниченно правоспособное государственное образование, обладающее определенной учредительной властью. СТ. 67 + ст. 4 ч. 1.

2) Компетенция между РФ и ее субъектами разграничивается Конституцией (71, 72, 73 ст.ст.).

3) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется федеральными органами государственной власти (ст. 11 ч. 1).

4) ФС имеет двухпалатную структуру: ГД представляет интересы всего населения, СФ представляет интересы субъектов. СТ. 95. Двухпалатный парламент – БИКАМЕРАЛИЗМ. Однопалатны – МОНОКАМЕРАЛИЗМ.

5) Установлено единое гражданство. СТ. 6 + СТ. 71 п. в)

6) Внешняя политическая деятельность осуществляется федеральными органами государственной власти. Президент, как глава государства.

7) Субъекты обладают правом принятия собственной конституции и устава, а тк же имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы. СТ. 5 ч. 2. + СТ. 11 ч. 2.

8) Конституция заложила основы или принципы российского федерализма. СТ. 5 ч. 3.

Вопросы:

1. Классификация прав и свобод человека и гражданина:

1) По сферам жизни деятельности:

Политические, экономические, духовные, социальные, личные.

2) По количеству субъектов: индивидуальные и коллективные

3) В зависимости от конституционно-правового статуса: естественные и позитивные.

4) По поколениям: 1ое, 2ое, 3е, 4ое.

2. Название глав конституций

Преамбула

Раздел Первый

Глава 1 – Основы конституционного строя

Глава 2 – Права и свободы человека и гражданина

Глава 3 – Федеративное устройство

Глава 4 – Президент РФ

Глава 5 – ФС РФ

Глава 6 – Правительство РФ

Глава 7 – Судебная власть

Глава 8 – Местное самоуправление

Глава 9 – Конституционные поправки и пересмотр конституции

Раздел Второй

Заключительные и переходные положения.

3. Признаки ТО как субъекта:

Территория

Органы государственной власти

Законодательство

Бюджет

1. По порядку образования:

1) Федерации, образованные путем объединения ранее официально независимых государств в одно союзное государство. В литературе данный способ образования федерации называют «образование федерации «снизу»». Образование СССР 1924 К, Образование США.

2) Федерации, образованные путем преобразования ранее унитарного государства в федеративное. РСФСР 1918 год, Бельгия 1993 год.

2. В зависимости от правовой основы:

1) Договорные. Их основой является договор об образовании, либо об объединении. США.

2) Конституционные федерации. Основа – Конституция. Германия, РОССИЯ.

3) Конституционно-договорная, либо договорно-конституционная.

3. В зависимости от национальных и территориальных начал:

1) Федерации, построенные по территориальному принципу. Германия, США.

2) Федеральные, построенные по национальному принципу. Индия, Бельгия.

3) По Национально-территориальному принципу. РФ.

4. По статусу субъектов:

1) Симметричные федерации – субъекты имею равное правовое положение (правовой статус): одинаковое наименование, одинаковые элементы статуса, равное правовое положение во взаимодействии с федеральными органами гос власти. США, Германия – в этих государствах есть скрытая симметрия.

2) Ассиметричная федерация – статус субъектов является схожим, но есть и различия: разные наименования, наличие не субъектов федерации (#: федеральный округ, федеральные резервации, федеральные владения, федеральные территории).

Итог:

Унитарное

Федерация

Конфедерация

право сецессии

субъект федерации

регионалистское государство

Лекция № 2 (11.09.13)

5. В зависимости от способа распределения и осуществления властных полномочий, различают федерации:

1) Централизованные. В данном случае роль субъектов является незначительной. Индия, Пакистан, Мексика.

2) Децентрализованные (относительно децентрализованные). Предполагается, что федерация передает субъектам решение экономических и социальных вопросов и предоставляется какая-то автономия. Германия, РФ.

РФ
Федеральные округа – 8
Субъекты РФ – 83
Административно-территориальные еденицы

ТО – 16 районов.

Ст.1(федеративное государство) – ст. 5 (ч. 1: виды субъектов – 6; ч.2: Конституции (уставы); ч. 3: принципы федеративного устройства) – ст. 4 + гл. 3.

Конституционные принципы обуславливают тип федерации, ее структуру, особенности федеративного устройства, а также характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами.

Ч. 3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство РФ основано на следующих принципах:

1) Государственной целостности.

2) Единство системы государственной власти.

3) Разграничении предметов ведений и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов.

4) Равноправии и самоопределении народов в РФ.

Государственная целостность

Данный принцип означает, что Россия представляет собой единое государство, в котором:

1. Обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ (единые вооруженные силы).

2. Существует единое гражданство (субъекты не могут устанавливать собственное гражданство – ст. 6).

3. Гарантируется единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – ст. 8, ст. 74, ст. 75.

4. Устанавливается верховенство конституции и федеральных законов на всей территории РФ – ст. 15.

5. Действуют федеральные органы государственной власти – ст. 11 ч. 1.

6. Государственные образования (субъекты) входят в состав РФ, и территория каждого субъекта является неразрывной частью территории РФ – ст. 67.

7. Вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной компетенции РФ – п. Б ст. 71.

8. У субъектов РФ отсутствует право выхода из состава РФ (нет права сецессии).

Единство системы государственной власти

Данный принцип является логическим следствием того, что единственным источником власти в РФ является многонациональный народ, и данный принцип гарантирует целостность России и ее государственный суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма по осуществлению функций государства.

Единство системы государственной власти достигается:

1. Общностью ключевых принципов функционирования государственной власти (принцип демократизма, принцип разделения властей и другие).

2. Обеспечивается в определенной структурной идентичности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов.

3. Единство обеспечивается особым построением федерального собрания и, в частности, СФ формируется по 2 представителя от каждого субъекта (166). Крес и Чернышов от ТО.

4. Верховенство конституции и федеральных законов.

5. Осуществление судебного контроля – ст. 46, ст. 125.

6. Функционирование прокурорского надзора.

7. В пределах ведения РФ (ст. 71) и в пределах совместного ведения (ст. 72), органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ – ч. 2 ст. 77.

Федеральный уровень ст. 10, ст. 11 ч. 1 Публичная власть. Республика, федерация, демократический строй. ЗВ – ФС. Основные функции: Законодательная, представительная, контрольная. ИВ – Правительство. Функция: исполнительно-распорядительная. СВ – суды. Функция: правосудие. Президент – глава государства (ст. 80).
Уровень субъектов. ТО. Ст. 10. Ст. 11 ч. 2 ЗВ – Законодательная дума (42 депутата). Такие же функции. Законодательная дума не подчиняется ФС. ИВ – Губернатор, Администрация. Такие же функции. Ст. 77 ч. 2 – Единая система исполнительной власти. СВ – Мировые судьи. Такие же функции. Единая судебная система.
Уровень муниципального образования Ст. 12  
ЗВ – Дума г. Томска (36 депутатов). Представительный орган и контрольный. Нет законодательной функции. ИВ – Мэр г. Томска, Местная администрация.

Единая судебная системы:

1. Федеральные суды.

2. Суды субъектов: мировые судьи, Конституционные (уставные) суды.

Разграничении предметов ведений и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов

Для осуществления государственной власти государство должно обладать определенной компетенцией.

Компетенция – это определяемый конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.

Компетенция государства может быть реализована:

1) Через органы государства.

2) Через референдум и другие институты непосредственной демократии.

(с) Юрий Тихомиров – «Теория компетенции».

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.

Компетенция государственного органа определяется:

1. Через предметы ведения.

2. Через полномочия.

Предметы ведения государственного органа – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа.

Полномочия государственного органа – это права и обязанности органа государственной власти, в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.

Конституция 1993 года устанавливает, что компетенция разграничивается:

1) На исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти – ст. 71.

2) На совместную компетенцию РФ и ее субъектов – ст. 72.

3) На исключительную компетенцию субъектов – ст. 73.

Ст. 71 – к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы требующие единого регулирования по всей стране, вопросы управления федеральной собственностью, установление федеральных налоговых сборов, федеральный бюджет, федеративное устройство.

В этом плане субъекты РФ не могут вторгаться в исключительную компетенцию РФ.

Ст. 72: Предметы совместного ведения. В рамках данной статьи предполагается, что федерация и субъекты действуют и реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, а также с использованием механизмов и процедур согласования своих действий. В том числе и взаимного делегирования своих полномочий.

Исходя из ст. 72 предметы совместного ведения можно условно разделить на несколько групп:

1. Вопросы государственного строительства и защита прав и свобод.

2. Вопросы регулирования экономики, социального и культурного развития.

3. Вопросы экологии и экологической безопасности.

4. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правоохранительной системы.

5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов и выполнение международных договоров РФ.

Ст. 73: определяет то, что вне пределов ведения РФ и полномочия РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция закрепляет так называемый децентрализованный подход к определению ведения субъектов и содержанием вопросов их ведения основывается на принципе «Все, что НЕ запрещено, то разрешено», т.е., все, что не относиться к предметам ведения РФ и предметам совместного ведения является компетенцией самих субъектов.

Исключительные полномочия:

1) Установление наименования.

2) Принятие конституции (устава).

3) Наименование органов государственной власти субъекта.

4) Право учреждать конституционные суды субъектов.

5) Право устанавливать административно-территориальное деление.

6) Право устанавливать государственную символику.

7) Право самостоятельно управлять собственностью субъектов.

Лекция № 3 (24.09.13)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: