Работа, совершаемая газами внутри всех цилиндров за единицу времени называется индикаторной мощностью. (По имени инженера Индикатора, который сконструировал прибор для снятия индикаторных диаграмм).
Для определения индикаторной мощности надо иметь: индикаторную диаграмму (или среднее индикаторное давление pi), частоту вращения вала двигателя (n), диаметр цилиндра (D), ход поршня (S), число цилиндров (z) и тактность (k).
СРЕДНЕЕ ИНДИКАТОРНОЕ ДАВЛЕНИЕ.
Из термодинамики известно, что работа цикла пропорциональна площади, заключённой внутри его диаграммы. Значит, по площади диаграммы можно определить работу цикла, а по ней - мощность двигателя.
За полный рабочий цикл давление газов в цилиндре меняется от max до min, поэтому берут среднюю величину постоянного давления за цикл, которое, действуя на поршень в течение одного хода, совершает ту же работу, что и фактическое переменное давление за весь рабочий цикл. Такую величину называют средним индикаторным давлением (pi).
Поскольку pi постоянное и действует на донышко поршня с площадью F, то работа за один ход поршня S составляет piFS. Согласно формулировке должно существовать равенство piFS = Lц
Графически pi можно найти двумя способами:
1. при наличии планиметра, находится полезная площадь цикла, делится на длину диаграммы и получается pi. На основании этих действий строится прямоугольник с основанием Vs и высотой pi, равновеликий по площади индикаторной диаграмме;
2. всю длину абциссы диаграммы делят на несколько равных частей; затем, из диаграммы, измерив отрезки ординат (y1, y2,...yn) определяют среднее индикаторное давление по формулам:
yi+y2+...+yn
pi = —————, или
n∙m
pi = (p1+p2+...+pn)/10∙M, или
pi = F/(l∙M), где
p1, p2, pn - величины давлений по индикаторной диаграмме;
M - масштаб диаграммы;
m - масштаб ординат.
F - площадь диаграммы;
l - длинна диаграммы.
Если произвести расчёт работы, совершаемой в каждом процессе цикла, а затем алгебраически сложить их, то получим:
Pc λ∙ρ 1 1 1
pi′ = —— [λ(ρ -1) + ——∙(1- ——)- ——∙(1- ——)]
ε -1 n2 –1 δn²-1 n¹-1 εn²-1
Величина действительного значения pi будет несколько меньше из-за скругления индикаторной диаграммы.
pi = φ ∙ pi′
где φ - коэффициент полноты диаграммы.
Для 4-х тактных дизелей φ = 0.92-0.97
Для 2-х тактных дизелей φ = 1, т.к. отклонения действительного процесса от расчётного компенсируется положительной площадью b-m-a, неучтённой при расчётах (см. теоретический цикл, диаграмму 2-х тактного дизеля).
Среднее индикаторное давление зависит от ряда факторов, однако, основными из них являются количество и качество горючей смеси, подготовленного в цилиндре к началу горения. Отсюда следует, что увеличивая заряд рабочей смеси можно получить более высокое pi, а следовательно и мощность двигателя. Практически это осуществляется путём применения наддува воздуха в дизелях и рабочей смеси в карбюраторных ДВС. У современных дизелей pi составляет:
для двигателей без наддува pi=5,5-7,5 кГс/см²
для двигателей с наддувом pi=8.5-12,5 кГс/см²
Зная pi, находят работу (A) за один рабочий цикл в одном цилиндре:
π ∙D2
A = pi ——— S
Работа в цилиндре за единицу времени (1 минута):
π ∙D2
A = pi ——— S∙n∙k,
где, k - коэффициент тактности, при этом для 2-х тактных ДВС k=1,
для 4-х тактных ДВС k=1/2.
Разделив всё на 60 секунд, получим формулу индикаторной мощности:
pi ∙F∙S∙n∙k∙z
Ni = ————— [л.с.], где
60∙75
1/75 - перевод мощности в лошадиные силы (1 л.с.=75 кгм/сек=0,736 кВт).
Наиболее удобная формула для определения индикаторной мощности:
Ni = 52,3D2 ∙ pi ∙ Cm ∙ i [и.л.с.] |
Если мощность необходимо получить в кВт, в эту формулу значение pi подставляют в килопаскалях [КПа].
где, D - диаметр цилиндра [м];
pi - среднее индикаторное давление [кГ/см²];
Cm - средняя скорость поршня Cm=S∙n/30 [м/с];
i - число рабочих ходов за один оборот к.в. во всех цилиндрах двигателя, i=k∙z
где, k - коэффициент тактности;
z - число цилиндров двигателя.
Значение мощности ещё не характеризует тепловую и механическую напряжённость двигателя. Мощность можно увеличить за счёт размеров и числа цилиндров, но не беспредельно.