Совесть это способность личности осуществлять нравственный
Нередко совесть отражает искажение нравственных свойств личности в связи с доминированием материальной заинтересованности или удовлетворения амбициозности. К примеру, прагматизм как стремление к достижению своих целей приводит к тому, что забываются обещания, разрываются договоренности, проявляется неуважение и т.д., то есть в основу отношений закладываются представления, исключающие нравственную составляющую реальных отношений.
Совесть в культурном развитии человека приобрела явно выраженную положительную коннотацию, как и категория нравственности.
Русское слово с овест ь в первом значении означает «разумение, знание, понимание» как данное извне. В. И. Даль определяет слово совесть как нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла, прирожденная правда, в различной степени развития.
Это определение близко к рассуждениям И.Канта, согласно которым «… Сознание внутреннего судилища в человеке (перед которым его мысли обвиняют и прощают друг друга) есть совесть…дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого, разум человека вынуждает его вести это дело как бы по велению некого другого лица».
|
|
Кто может утверждать, что не испытал чувства стыда или подавленности, вспоминая о своих постыдных или недостойных поступках, о совершенной ненароком глупости по отношению к кому-то? Эти тягостные воспоминания нередко преследуют нас всю жизнь, становясь тяжкой душевной болью, или неожиданно возникают, причиняя горькие страдания от невозможности что-либо изменить. И самое искренне раскаяние, к сожалению, не дает никаких гарантий, что подобное человек не совершит вновь.
Существуют различные этические или нравственные идеалы и соответствующие им типы морали. Обратим наше внимание к некоторым из них и попытаемся выделить их основные, характеристические черты.
Гедонизм – ригоризм.
Гедонизм - этика удовольствия, наслаждения как высшее благо для человека, как реализация заложенного в нем стремления к наслаждению. Неумеренное стремление к чувственному удовольствию в конечном итоге губит человека, (такие способы получения гедонистического удовольствия как потребление наркотиков, обжорство, сексуальные излишества, приводят к разрушению организма, его преждевременному ветшанию и исчезновению). Несостоятельность гедонизма, его внутреннюю противоречивость показывал Сократ: не обретя ни памяти, на знания, ни правильного мнения, радуясь, ты не знаешь, чему радуешься, у тебя не с чем сравнивать свою радость, вспоминать, что ты ее испытывал. Однообразие радости приводит к тоске и разочарованию.
|
|
«Что счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные порочные услады
Вина, страстей погибели души?»
А. Блок
Ригоризм – этика долга, человек, прежде всего, обязан делать все то, что требует от него долг. Выполнять долг не всегда приятно, конкретное понимание долга различно в зависимости от мировоззрения, философских, идеологических позиций человека. Обращаясь к категорическому императиву И.Канта, можно выделить требование долга человека перед самим собой.
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности прошедших дней
До их причины…»
Б. Пастернак
Эгоизм и альтруизм.
Эгоизм (от лат. Ego – Я) - этика жизни для самого себя. Счастье каждого человека является единственным добром, даже в ущерб благу других людей.
Альтруизм (от лат. alter – другой) – этика жизни для других. Свои интересы приносятся в жертву возможности что- то полезное совершить для других.В реальной жизни альтруист максимально быстро исчерпывает свои возможности жизни для других, хотя черты характера, присущие альтруисту, несомненное украшение человека.
«О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
безличное – очеловечить,
несбывшееся - воплотить!»
А. Блок
Индивидуализм и коллективизм.
Индивидуализм исходит из признания независимости личности, не считаясь с мнением окружающих, личное превыше интересов общества. Предельным выражением индивидуализма является эгоизм. Социальные отношения диктуются общностью индивидуальных интересов и притязаний и поэтому подлежат изменению по мере изменения их во времени. Принадлежность индивидуума к каким - либо объединениям основана на рациональном удобстве, исходя из представившихся возможностей и личного интереса, легко разрываются социальные связи и обязанности. Индивидуалисты обладают большими возможностями в выборе тех, с кем хотели б иметь дело, но при возникновении проблем, они не могут с легкостью обратиться за помощью к окружающим.
Коллективизм основывается на подчиненности личности в мыслях и поступках коллективу. Общественное выше личного, что лишает человека самостоятельности, отстаивания новаций, отличных от принятых представлений. Крайняя позиция - человек – «винтик». Индивид склонен идентифицировать себя с тотально значимой группой, посредством сложнейших взаимных обязательств и ожиданий, не подлежащих обсуждению. Коллективисты платят свою цену в виде экономических и социальных ограничений, пожиная плоды в виде социальной поддержки.
Можно привести примеры противопоставления мужской и женской этики, этики сотрудничества и этики борьбы.