Кант отрицает возможность познания

Задания для СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

В теории познания И.Канта мир раскололся на мир феноменов и мир ноуменов, человек предстал познающим субьектом, а мир – обьектом его познания. Однако мир в принципе предстал непознаваемым, и Кант это доказывает в «Критике чистого разума». Это, так называемый, кантовский агностицизм.

Антиномии чистого разума – неразрешимые противоречия, с которыми сталкивается разум человека, пытаясь выйти за собственные рамки (возможности) познания.

При ознакомлении с рекомендуемой литературой вы должны обратить внимание на следующие вопросы: философские взгляды И.Канта докритического и критического периодов; учение о «вещи в себе» и «явлении»; априоризм и агностицизм; диалектика Канта; учение о противоречиях (антиномиях) разума. Вам также необходимо знать о наиболее крупных и известных произведениях Канта.

Попытайтесь проникнуться духом той эпохи. Выясните, какие задачи ставились развивающимися потребностями человечества в области естествознания, философии, социальной практики? Какие проблемы предшествующего развития необходимо было обобщить и какими специфическими чертами и особенностями характеризовалась немецкая классическая философия? Как ставилась в это время проблема достоверности знания, и как именно И.Кант поставил иные акценты? Почему Кант называет свою философию трансцендентальной?

& Литература

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 786-790, 800-808.

Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2-х частях. – М., 1989. – Т.1. С. 169 –172.

Гулыга А. Кант. – М., 1981.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 171-174.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.217-224.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключаются отличительные черты философии И.Канта? Какие задачи являются для И.Канта основными?

2. Какие антиномии разума выделил И.Кант?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Что понимается под «трансцендентальной диалектикой» Канта?

2.Считает ли И.Кант возможности теоретического познания безграничными?

Творческий уровень:

1.В чём значение теории познания И.Канта? Можно ли считать, что Кант произвел переворот в теории познания? Какие слова или строки стихотворения вы бы могли посвятить творчеству Иммануила Канта, оценив его вклад в сокровищницу мировой духовной культуры человечества?

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Раскройте смысл учения И.Канта в контексте новоевропейской культуры.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Воспроизведите в письменной форме учение о категориях И.Канта.

2. В чем заключался агностицизм И. Канта?

Критически-творческий уровень:

1. Как вы думаете, почему Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поместил Канта в ад? Прочтите роман и напишите небольшую письменную работу на тему сложных взаимоотношений Канта-человека с Богом, Канта-философа с христианской религией и церковью. Что это за шестое доказательство бытия бога Канта, о котором говорит Воланд в «Мастере и Маргарите»?

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Подход, характерный для Канта в теории познания:

A) Скептицизм D) Релятивизм

B) Догматизм E) Романтизм

C) Критицизм

2. Всякое знание начинается по Канту с:

A) Разума D) Опыта

B) Истина E) Эмоций

C) Чувств

3. Априорные формы, по Канту, это:

A) Врожденные идеи

B) Силлогизмы

C) Продукты разума

D) Доопытное знание

E) Чувственные восприятия

A) человека

B) мира явлений

C) природы

D) общества

E) вещей самих по себе (вещей в себе)

5. Антиномии Канта – это...

A) Суждения

B) Понятия

C) Гипотезы

D) Неразрешимые противоречия

E) Аксиомы

6. Теория истины, принадлежащая Канту:

A) Истина – это непротиворечивое знание

B) Истина – это результат соглашения ученых

C) Истина – это то, что полезно

D) Истина – соответствие знаний вещам

7. Теория истины Канта получила название:

A) Классическая

B) Когерентная

C) Прагматистская

D) Конвенциалистская

Задание на установление последовательности:

1. Установите хронологическую последовательность написания работ Канта:

А) «Антропология»

В) «Критика способности суждения»

С) «Общая естественная история и теория неба»

D) «Логика»

E) «Критика чистого разума»

Задания на установление соответствия:

1. Установите соответствие познавательных способностей человека по Канту:

1. Способность к умозаключениям A) Чувственность «идей»

2. Способность к понятиям и суждениям. B) Рассудок

3. Способность к ощущениям C) Разум

Ответы: 1-____; 2-____; 3-____.

4 Тема: Категорический императив и этика долга как условия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: