Задания для СРС
Методические рекомендации к лекции
Выводы
В теории познания И.Канта мир раскололся на мир феноменов и мир ноуменов, человек предстал познающим субьектом, а мир – обьектом его познания. Однако мир в принципе предстал непознаваемым, и Кант это доказывает в «Критике чистого разума». Это, так называемый, кантовский агностицизм.
Антиномии чистого разума – неразрешимые противоречия, с которыми сталкивается разум человека, пытаясь выйти за собственные рамки (возможности) познания.
При ознакомлении с рекомендуемой литературой вы должны обратить внимание на следующие вопросы: философские взгляды И.Канта докритического и критического периодов; учение о «вещи в себе» и «явлении»; априоризм и агностицизм; диалектика Канта; учение о противоречиях (антиномиях) разума. Вам также необходимо знать о наиболее крупных и известных произведениях Канта.
Попытайтесь проникнуться духом той эпохи. Выясните, какие задачи ставились развивающимися потребностями человечества в области естествознания, философии, социальной практики? Какие проблемы предшествующего развития необходимо было обобщить и какими специфическими чертами и особенностями характеризовалась немецкая классическая философия? Как ставилась в это время проблема достоверности знания, и как именно И.Кант поставил иные акценты? Почему Кант называет свою философию трансцендентальной?
& Литература
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 786-790, 800-808.
Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2-х частях. – М., 1989. – Т.1. С. 169 –172.
Гулыга А. Кант. – М., 1981.
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 171-174.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.217-224.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. В чем заключаются отличительные черты философии И.Канта? Какие задачи являются для И.Канта основными?
2. Какие антиномии разума выделил И.Кант?
Репродуктивно-практический уровень:
1.Что понимается под «трансцендентальной диалектикой» Канта?
2.Считает ли И.Кант возможности теоретического познания безграничными?
Творческий уровень:
1.В чём значение теории познания И.Канта? Можно ли считать, что Кант произвел переворот в теории познания? Какие слова или строки стихотворения вы бы могли посвятить творчеству Иммануила Канта, оценив его вклад в сокровищницу мировой духовной культуры человечества?
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Раскройте смысл учения И.Канта в контексте новоевропейской культуры.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Воспроизведите в письменной форме учение о категориях И.Канта.
2. В чем заключался агностицизм И. Канта?
Критически-творческий уровень:
1. Как вы думаете, почему Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поместил Канта в ад? Прочтите роман и напишите небольшую письменную работу на тему сложных взаимоотношений Канта-человека с Богом, Канта-философа с христианской религией и церковью. Что это за шестое доказательство бытия бога Канта, о котором говорит Воланд в «Мастере и Маргарите»?
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
1. Подход, характерный для Канта в теории познания:
A) Скептицизм D) Релятивизм
B) Догматизм E) Романтизм
C) Критицизм
2. Всякое знание начинается по Канту с:
A) Разума D) Опыта
B) Истина E) Эмоций
C) Чувств
3. Априорные формы, по Канту, это:
A) Врожденные идеи
B) Силлогизмы
C) Продукты разума
D) Доопытное знание
E) Чувственные восприятия
A) человека
B) мира явлений
C) природы
D) общества
E) вещей самих по себе (вещей в себе)
5. Антиномии Канта – это...
A) Суждения
B) Понятия
C) Гипотезы
D) Неразрешимые противоречия
E) Аксиомы
6. Теория истины, принадлежащая Канту:
A) Истина – это непротиворечивое знание
B) Истина – это результат соглашения ученых
C) Истина – это то, что полезно
D) Истина – соответствие знаний вещам
7. Теория истины Канта получила название:
A) Классическая
B) Когерентная
C) Прагматистская
D) Конвенциалистская
Задание на установление последовательности:
1. Установите хронологическую последовательность написания работ Канта:
А) «Антропология»
В) «Критика способности суждения»
С) «Общая естественная история и теория неба»
D) «Логика»
E) «Критика чистого разума»
Задания на установление соответствия:
1. Установите соответствие познавательных способностей человека по Канту:
1. Способность к умозаключениям A) Чувственность «идей»
2. Способность к понятиям и суждениям. B) Рассудок
3. Способность к ощущениям C) Разум
Ответы: 1-____; 2-____; 3-____.
4 Тема: Категорический императив и этика долга как условия