Социальный контроль и коммуникация

ОТКЛОНЕНИЯ

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ

Литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1998.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 1994.

3. Кравченко А.И. Социология. – М.: Академия, 1997.

4. Основы социологии / Под ред. А.Г. Эфендиева. М.: Знание, 1993.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 1997.

6. Фролов С.С. Социология. – М.: Логос, 1997.

Иногда социологию определяют как науку о поведении людей, которое определяется культурными нормами. Одним из условий существования общества является предсказуемость (респектабельность) действий индивидов. Усвоение критериев правильности и понимание значений ожиданий представляется основной задачей социализации. Эта задача решается через специальные механизмы, обучающие индивида принимать те или иные социальные роли, делающие возможной межиндивидуальную и иную коммуникацию.

Коммуникация обусловливает сохранность общества как такового через усвоение его членами общепринятых образцов поведения, норм, ценностей и идеалов. Несмотря на стремление к прогрессу, особенно проявляющееся в современной цивилизации, культура обладает значительным консервативным потенциалом, достаточным для сохранения тех норм и поведенческих моделей, исчезновение которых может угрожать социуму. Трансформационные механизмы здесь устроены таким образом, чтобы привнесение новизны не влекло бы неизбежного исчезновения старого. Обновление базисных элементов культуры, как и любое другое изменение ее содержания, не должно затрагивать культурных универсалий.

Формирующий систему ценностей культурный отбор организует, упорядочивает и закрепляет жизненный опыт. При этом прошлое становится качественно отличным от настоящего: новое и старое содержания культуры не просто различны, но представляют собой самодостаточные формы. Этим обстоятельством обусловлено существование сложных и успешных механизмов социализации, не сводящейся к простой передаче социального опыта и значений.

Одним из главных факторов, определяющих успешность социализации, является эффективный контроль, осуществляемый обществом. Необходимость контроля со стороны общества обусловлена также пониманием невозможности идеальной социализации. Напряженность, порождаемая противоречием между побуждениями людей и принуждением со стороны общества, ослабляется или снимается полностью благодаря такому средству регуляции как социальный контроль. Общественный характер ему сообщают коллективные усилия, источником которых могут явиться как отдельные группы, так и общество в целом.

Термин социальный контроль в научный оборот был введен французским социологом и криминологом Г. Тардом. Первоначально Тард занимался проблемой реабилитации преступников и рассматривал социальный контроль в контексте их возвращения к нормальной жизни. Затем он распространил данное понятие на все общество, интерпретируя его как один из главных факторов социализации личности.

Под влиянием Тарда, но независимо друг от друга, американские социологи Д. Росс и Э. Парк выдвинули похожие теории, объясняющие данный феномен. Росс определял социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида с целью установления социального порядка, а Парк видел его назначение в том, чтобы обеспечить необходимое соотношение между социальными силами и человеческой природой. Парк предложил различать три формы социального контроля:

1) элементарные (главным образом предупредительные) санкции;

2) общественное мнение;

3) социальные институты.

Р.А. Лапьер выдвинул концепцию, в соответствие с которой социальный контроль - это средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидами культуры и ее трансляции. Таким образом, здесь социальный контроль также становится посредником между индивидом и социокультурной ситуацией. Лапьер выделяет три механизма, универсальных для всех типов обществ, обеспечивающих возможность осуществления социального контроля:

1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм);

2) экономические санкции (штраф, запугивание);

3) административные санкции.

Современные социологические теории, посвященные социальному контролю, предлагают несколько классификаций форм, методов и целей социального контроля. Их различие есть следствие сосуществования различных традиций и парадигм социологического анализа. Исходя из того, что социология имеет дело, прежде всего с системами взаимодействия, их структурой и динамикой, правомерно задаться вопросом: что именно в структуре социальных систем обусловливает те виды поведения, которые мы наблюдаем? Это в равной степени касается как конформизма, так и девиации. Интересен, прежде всего, способ распространения подобного поведения.

Т. Парсонс, рассматривая структуру социального действия, утверждал, что «удивительная система человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем, значение которых в основном не связано с частными ситуациями». Такую систему он называл культурной традицией.

Парсонс полагал, что даже самая элементарная коммуникация невозможна без некоторой степени согласия с ее условностями. Исходя из этого в своем анализе социальных систем, он ввел понятие нормативного порядка. Нормативный порядок функционирует, опираясь на взаимную блокировку ожиданий и санкций. Процесс обучения культурным стандартам и нормам поведения можно уподобить любому другому обучению, например обучению языку или решению математических задач. Обучение обеспечивает интеграцию необходимых элементов культуры в конкретное действие индивида.

Способность к обучению культурным стандартам и нормам поведения зависит от целого ряда факторов:

1) совместимость одного элемента культуры с другими, уже усвоенными;

2) действующий индивид - это биологический организм, помещенный в определенную среду («среду обитания»), которая ограничивает его возможности и детерминирует их;

3) ограниченность действия пределом взаимодействия в социальной системе.

Таким образом, социальная интеграция и стабильность в обществе во многом зависят от стандартов устойчивости. Сохранение и воспроизводство отношений в рамках социальной системы возможно благодаря социальному контролю, который можно определить как особый механизм саморегуляции системы посредством упорядочения взаимодействия ее элементов. Одним из главных его элементов является система норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: