Под шоком понимают неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные и негативные шоки.
Позитивные шоки – это неожиданное резкое увеличение совокупного спроса (что графически отображается сдвигом вправо кривой AD) или совокупного предложения (что отображается сдвигом кривой AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS).
Негативные шоки – это неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой Asв зависимости от ее вида: вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS).
Причинами позитивных шоков совокупного предложения являются:
· резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);
· неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).
Причинами негативных шоков совокупного спро са могут служить:
· неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);
· резкое сокращение совокупных расходов.
Причинами негативных шоков предложения, которые еще называют ценовыми шоками, относятся:
· рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компонентов издержек;
· борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную часть издержек;
· экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска; стихийные бедствия, приводящие к серьезным нарушениям и наносящим урон экономике.
Причинами позитивных шоков предложения являются:
· снижение цен на сырьевые ресурсы;
· изменения в технологии.
Контрольные вопросы
1. Чем определяется отрицательный наклон кривой совокупного спроса?
2. Как воздействуют неценовые факторы совокупного спроса?
3. Как объясняется особая конфигурация кривой совокупного предложения?
4. Как воздействуют ценовые и неценовые факторы совокупного предложения в долгосрочном периоде?
5. Определите воздействие ценовых факторов на совокупное предложение в краткосрочном периоде?
6. Что относится к неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном периоде?
7. Раскройте основные положения классического подхода к макроэкономическому равновесию.
8. Определите основные положения кейнсианского подхода к макроэкономическому равновесию.
9. В чем причины шоков совокупного спроса?
10. В чем причины шоков совокупного предложения?