Одним из основных направлений повышения эффективности системы управления персоналом – подготовка работников предприятия. Существует несколько видов обучения:
· без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
· с отрывом от производства в специализированных учреждениях;
· через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
· самообразование без аттестации;
· на рабочем месте.
Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения.
Весьма важными являются знание существующих методов, приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности. Среди значительного многообразия методов и приемов целесообразно выделить следующие из них:
|
|
· рабочие инструкции – для работ, не требующих специального или длительного обучения;
· переходное обучение – на курсах с использованием тренажеров;
· имитация – аналогия или воспроизведение реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается большой сложностью;
· ролевые игры;
· обучение претендентов для расширения кругозора и улучшения мыслительного процесса;
· фильмы и телепередачи;
· лекции;
· дискуссии;
· ротация – временное использование кадров на других постах (особенно важно для подготовки менеджеров);
· использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях промышленности;
· дистанционное обучение.
Дистанционное обучение может происходить независимо от местонахождения работника. Современная техника сумела расширить диапазон и интенсивность дистанционного обучения: аудио и видеокассеты, компьютерная техника, методические указания и учебная литература.
Переподготовка персонала – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенность при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний в той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации – закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.
|
|
Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых приемов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.
Одна из важнейших задач системы управления персоналом – предоставление работникам условий по развитию своих возможностей для карьеры. Понятие карьеры имеет много значений. Сточки зрения производства карьера – это продвижение по службе, что связано с трудовым опытом, профессионализмом, которые приобретает человек на протяжении своей жизни.