Этапы разработки социальных прогнозов
В социальной работе
Прогнозирование и проектирование
Социальная диагностика
Дезадаптация. Ее причины и источники
Социальная адаптации, ее виды.
Адаптационная сущность технологий социальной работы
Типологизация технологий социальной работы
Технологизация социальной работы
Технологическая революция ХХ века и технологизация социальной сферы. Усиление прагматического начала в социальной жизни, стремление к минимизации затрат.
Виды и способы построения социальных технологий. Этапы технологического процесса: целеполагание, выработка тактических средств, организация, оценка. Границы технологизации.
Свойства технологий социальной работы:
§ динамичность,
§ непрерывность,
§ цикличность,
§ дискретность и др.
Критерии типологизации:
§ по объекту,
§ по степени его зрелости,
§ масштабам,
§ сфере социальной жизни,
§ по цели
Общие, междисциплинарные и конкретные (частные) технологии социальной работы.
Технологии социальной работы с различными группами населения
Уровни адаптации. Р. Мертон о формах индивидуального приспособления к социальным условиям жизни:
• конформизм
• инновация
• ритуализм
• ретритизм
• бунт
Интегративный характер социального диагноза. Социальная норма и патология. Противоречивость социальных норм.
Виды диагностики.
Уровни и методы диагностики, этапы ее проведения. Сбор информации о клиенте и его ближайшем окружении. Методы социологической, психологической, педагогической и других видов диагностики, используемые в социальной работе.
Социальное прогнозирование
Социальное прогнозирование как метод научного познания и технология социальной работы.
Функции и принципы прогнозирования в социальной работе.
Типология социальных прогнозов. Формализованные и интуитивные методы социального прогнозирования.
Классификация прогнозов по их конечным целям:
* поисковые (исследовательские),
* нормативные (программные.
Период упреждения социального прогноза:
* оперативные,
* краткосрочные, средне- и долгосрочные прогнозы.
Прогнозная ретроспекция
Прогнозный диагноз
Проспекция.
Задание на прогноз и его основные элементы.
Предпрогнозная ориентация
Построение базовой модели и динамико-статистических рядов
Построение гипотетических моделей, их верификация
Выработка практических рекомендаций.
Фактографические (формализованные) методы: статистические, экстраполяционные, интерполяционные, аналогии и др.
Экспертные (интуитивные) методы: индивидуальные (экспертной оценки, психоинтеллектуальной генерации идей, интервью, написания сценариев и др.) и групповые (экспертных комиссий, Дельфи, коллективной генерации идей и др.)
Этапв составления прогноза:
v предпрогнозная ориентациия,
v моделирование,
v постпрогнозная ориентация.
Социальное проектирование
Развитие инженерного проектирования в начале ХХ века. Проектное мышление в управленческой деятельности. Концепция социально-проектной деятельности. Социальная инженерия.
Проектирование как деятельность, под которой понимается промысливание того, что должно быть. Ей свойственны:
• идеальный характер действия;
• нацеленность на появление чего-либо в будущем [1]
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.Но это не мечта и не авантюра. Будущее можно конструировать, весь вопрос в том,какие люди станут это делать и для чего?
Направленность проекта:
1) инновационная - основана на жизненной концепции «изменять мир»;
2) консервативная – ее основу составляет жизненный принцип «защищать традиции»»
3) антиноваторская – главный ее принцип «не вмешиваться».
Наличие необходимых ресурсов как основа проекта: Потребность в переменах.Готовность людей к переменам. Наличие материальных и финансовых средств.
Подходы к созданию проектов в социальной работе:
• объектно-ориентированный - имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социально-культурную функцию;
• проблемно-ориентированный - опирается на понимание проектирования в социальной работе как особой технологии выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально-значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации;
• субъектно-ориентированный - учитывает несовпадение субъективных миров, ценностную регуляцию и активность поведения субъектов в социальной среде. Источник проектной идеи – ценностно-нормативная система создателя проекта.
Теорема Томаса:«Если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях».
Философия субъектно-ориентированного подхода. [2]
§ Человек открыт социальным изменениям, по своей природе он – социальный экспериментатор. Но мера открытости различается по типам общества и ситуации.
§ Человек уникален в своей целостности, но в своих отдельных свойствах он типичен. Всегда найдется группа людей, которая поддержит проект.
§ Деление на своих и чужих – естественный способ переструктурирования общества, преодоления социальных различий и установления социальных дистанций.
§ Искусство социально-проектной деятельности состоит в соблюдении общественного требования к ней – создавать возможное.
Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Социальное нововведение - разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.