Методы социального прогнозирования

Этапы разработки социальных прогнозов

В социальной работе

Прогнозирование и проектирование

Социальная диагностика

Дезадаптация. Ее причины и источники

Социальная адаптации, ее виды.

Адаптационная сущность технологий социальной работы

Типологизация технологий социальной работы

Технологизация социальной работы

Технологическая революция ХХ века и технологизация социальной сферы. Усиление прагматического начала в социальной жизни, стремление к минимизации затрат.

Виды и способы построения социальных технологий. Этапы технологического процесса: целеполагание, выработка тактических средств, организация, оценка. Границы технологизации.

Свойства технологий социальной работы:

§ динамичность,

§ непрерывность,

§ цикличность,

§ дискретность и др.

Критерии типологизации:

§ по объекту,

§ по степени его зрелости,

§ масштабам,

§ сфере социальной жизни,

§ по цели

Общие, междисциплинарные и конкретные (частные) технологии социальной работы.

Технологии социальной работы с различными группами населения

Уровни адаптации. Р. Мертон о формах индивидуального приспособления к социальным условиям жизни:

конформизм

инновация

ритуализм

ретритизм

бунт

Интегративный характер социального диагноза. Социальная норма и патология. Противоречивость социальных норм.

Виды диагностики.

Уровни и методы диагностики, этапы ее проведения. Сбор информации о клиенте и его ближайшем окружении. Методы социологической, психологической, педагогической и других видов диагностики, используемые в социальной работе.

Социальное прогнозирование

Социальное прогнозирование как метод научного познания и технология социальной работы.

Функции и принципы прогнозирования в социальной работе.

Типология социальных прогнозов. Формализованные и интуитивные методы социального прогнозирования.

Классификация прогнозов по их конечным целям:

* поисковые (исследовательские),

* нормативные (программные.

Период упреждения социального прогноза:

* оперативные,

* краткосрочные, средне- и долгосрочные прогнозы.

Прогнозная ретроспекция

Прогнозный диагноз

Проспекция.

Задание на прогноз и его основные элементы.

Предпрогнозная ориентация

Построение базовой модели и динамико-статистических рядов

Построение гипотетических моделей, их верификация

Выработка практических рекомендаций.

Фактографические (формализованные) методы: статистические, экстраполяционные, интерполяционные, аналогии и др.

Экспертные (интуитивные) методы: индивидуальные (экспертной оценки, психоинтеллектуальной генерации идей, интервью, написания сценариев и др.) и групповые (экспертных комиссий, Дельфи, коллективной генерации идей и др.)

Этапв составления прогноза:

v предпрогнозная ориентациия,

v моделирование,

v постпрогнозная ориентация.

Социальное проектирование

Развитие инженерного проектирования в начале ХХ века. Проектное мышление в управленческой деятельности. Концепция социально-проектной деятельности. Социальная инженерия.

Проектирование как деятельность, под которой понимается промысливание того, что должно быть. Ей свойственны:

• идеальный характер действия;

• нацеленность на появление чего-либо в будущем [1]

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.Но это не мечта и не авантюра. Будущее можно конструировать, весь вопрос в том,какие люди станут это делать и для чего?

Направленность проекта:

1) инновационная - основана на жизненной концепции «изменять мир»;

2) консервативная – ее основу составляет жизненный принцип «защищать традиции»»

3) антиноваторская – главный ее принцип «не вмешиваться».

Наличие необходимых ресурсов как основа проекта: Потребность в переменах.Готовность людей к переменам. Наличие материальных и финансовых средств.

Подходы к созданию проектов в социальной работе:

объектно-ориентированный - имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социально-культурную функцию;

проблемно-ориентированный - опирается на понимание проектирования в социальной работе как особой технологии выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально-значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации;

субъектно-ориентированный - учитывает несовпадение субъективных миров, ценностную регуляцию и активность поведения субъектов в социальной среде. Источник проектной идеи – ценностно-нормативная система создателя проекта.

Теорема Томаса:«Если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях».

Философия субъектно-ориентированного подхода. [2]

§ Человек открыт социальным изменениям, по своей природе он – социальный экспериментатор. Но мера открытости различается по типам общества и ситуации.

§ Человек уникален в своей целостности, но в своих отдельных свойствах он типичен. Всегда найдется группа людей, которая поддержит проект.

§ Деление на своих и чужих – естественный способ переструктурирования общества, преодоления социальных различий и установления социальных дистанций.

§ Искусство социально-проектной деятельности состоит в соблюдении общественного требования к ней – создавать возможное.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Социальное нововведение - разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: