Начало и финал номера

Детали оформления и реквизит;

Характер аккомпанемента;

Хронометраж;

Количество участников;

Жанр;

Характер номера;

Тема: Монтаж – один из важнейших приемов современной режиссуры.

Одним из современных приёмов композиционного построения театрализованного концерта является выстраивание концерта из блоков, когда отдельные номера различных жанров группируются в эпизоды по каким-либо внешним или внутренним признакам. В театрализованном концерте номера подчиняются по принципу смысловых, сюжетных блоков эпизода, который раскрывает главную тему концерта, и блоки выстраиваются по внутренней логике развития главной темы.

Важную роль в конкретизации режиссёрского замысла концерта играет приём соединения номеров для создания единого действия. Поиск приёма - дело не лёгкое. Придётся перебирать десятки различных приёмов, пока не найдётся тот, который не только наиболее ярко и полно позволит выразить тему, идею, содержание концерта, но и свяжет эпизоды, номера в единое действие.

Одним из таких приёмов чаще всего является связывание номеров текстом ведущего. Обычно для этого исполнялся специально написанный или подобранный текст. Дело не только в том, что в стихах (тексте) авторская мысль предельно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной образной форме, но и в том, что поэтическая форма несёт в себе определённый строй мысли и чувств, высокий эмоциональный накал, заключённый в чёткую ритмическую основу.

Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства, находящиеся в руках режиссёра, да, и сама аудитория, более всего сегодня воспринимающая ассоциативные связи, позволяет использовать для этой цели различные выразительные художественные и технические средства - мелодия, песня, поэтический текст кинокадры, диапозитивы, слайды, визуальные эффекты – снег, вода, дым, которые проходят лейтмотивом через весь концерт.

Подобранные связки должны пройти лейтмотивом через всё действие, сюжетный ход. Одним из самых действенных методов композиционного построения концерта является приём монтажа.

Монтаж в кинематографе– это смысловое соединение кадров, выявляющее их взаимную связь по изобразительному решению. В театрализованном концерте режиссёр ставит перед собой такую же цель.

Виды монтажа:

Последовательный Параллельный Ассоциативный (монтаж «взрыва» по Яхонтову)
Все фрагменты концерта или номера выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другой. Действия происходят одновременно, обогащая, и дополняя друг друга. Режиссёр, сталкивая между собой разные события, вызывает у зрителя новый художественный образ.

Тема: Создание атмосферы в театрализованном концерте.

Восприятие номера концерта зависит не только от качества исполнения, но и от сценической атмосферы. Сценическая атмосфера создаётся внутренним, эмоциональным настроем исполнителей и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой исполнителей рождается в результате их верного, целеустремлённого действия в предлагаемых обстоятельствах.

Внешняя сценическая атмосфера – это та, обстановка, в которой исполняется номер при помощи света, музыки, оформления и других постановочных средств. К сожалению, многие режиссёры театрализованных концертов, забывая о внутреннем настрое исполнителя, подменяют его излишними световыми эффектами, введением неоправданных массовок, перебором праздничных деталей и эффектов. А любые постановочные приёмы (мизансцены, музыка, кино) должны служить созданию эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участнику исполнить номер, а зрителю воспринять его не только умом, но и сердцем.

Театрализованный концерт должен быть праздником и для зрителей, и для участников, этому способствует сценическая атмосфера. Она, в свою очередь, порождает легкость исполнения, слаженность концерта и внутренний настрой всех участников (чувство радости от сопричастности к творчеству от участия в таком концерте).

Сценическая атмосфера, её верность выявляется на прогонных или генеральных репетициях. А успех репетиции зависит от её организации, работы технических служб и т.д.

Постановочно-организационная работа:

Постановка театрализованного концерта, где занято много исполнителей – процесс не только творческий, но и организационный. Осуществляет театрализованный концерт постановочная группа во главе с главным режиссёром.

Режиссёрско-постановочная группа:

1. Музыкальный руководитель (главный дирижёр, который отвечает за музыкальную сторону концерта);

2. Главный балетмейстер (вся хореография);

3. Главный художник или сценограф (ему подчиняется вся техническая группа во главе с заведующим постановочной частью);

4. Художник по свету (тоже подчиняется сценографу);

5. Звукорежиссёр (отвечает за фонограммы, обеспечивает их правильное и качественное звучание):

6. Режиссёр кино (подбирает все кино-, фото - и слайд - материалы);

7. Ассистент режиссёра (первый помощник режиссёра-постановщика по всем организационно-творческим вопросам);

8. Помощник режиссёра (обеспечивает своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены).

Все эти люди подчинены главному режиссёру. Режиссёрско-постановочная группа работает по единому плану-графику, который создаёт главный режиссёр – это график репетиций.

Идеальный план-график репетиций:

1. Совещание постановочной группы с руководителями коллективов.

2. Просмотр номеров.

3. Работа над сценарием.

4. Совещание постановочной группы с руководителями коллективов (задания руководителям и постановочной группе, всё зависит от профессионализма и такта режиссёра (!)).

5. Работа над номерами и работа с ведущими. Очень важный процесс.

6. Репетиция эпизодов (работа над эпизодом).

7. Пролог и финал – их репетируют вместе, в один день, так как в прологе и финале, как правило, заняты одни и те же люди.

8. Репетиция по вызову (репетиции тех номеров, которые технически сложны и требуют тщательной отработки в пространстве сцены).

9. Монтировочная и световая репетиция (на них никого из артистов нет).

10. Сводная репетиция (всегда первую половину концерта репетируют сначала; здесь всё – свет, реквизит, костюмы и т.д.; репетиция стыков номеров).

11. Сводная репетиция второй половины концерта.

12. Прогон всего концерта (без костюмов, только образцы; заняты все участники концерта и все технические службы).

13. Репетиция по вызову (доделать слабые номера).

14. Генеральная репетиция (всё идёт как концерт, без остановки).

15. Корректура.

16. Генеральная репетиция.

17. Концерт.

Необходимо помнить: при работе над составлением плана-графика репетиций необходимо указать точные сроки готовности реквизита, костюмов, фонограмм, оформления. Всё должно быть готово до монтировочной репетиции! Точная дата!!!

Тема: Работа режиссёра с художником-постановщиком.

В современном сценическом искусстве в создании постановки спектакля с режиссёром на равных выступает художник. Потому что создание концерта, его образное решение зависит и от художника. Образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические представления. В волнующем процессе рождения театрализованного представления роль художника отнюдь не второстепенна.

На первом этапе совместной работы режиссёр должен познакомить художника с замыслом концерта, рассказать о своих задумках, чтобы он мог начать собственный поиск образного решения.

Задача художника не проста, ему нужно:

- организовать сценическое пространство, чтобы удобно было выступать артистам разных жанров, которые порой требуют взаимоисключающие понятия;

- сделать так, чтобы не задерживалась смена номеров;

- продумать финал, чтобы удобно разместить актёров;

- исходя из композиции концерта, найти такое его решение, которое не только выразит художественный образ, но и поможет организации его действия.

Оформление спектакля - организация всех внешних средств сценической выразительности: придающих спектаклю определенную форму; способствующих раскрытию идейного содержания спектакля; усиливающих воздействие спектакля на зрителя; определяющих стиль постановки.

Декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим и освещение составляют художественное оформление представления. У художественного оформления любой постановки две задачи: создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической среды мероприятия для выявления образов героев и организация сценического пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: