Детали оформления и реквизит;
Характер аккомпанемента;
Хронометраж;
Количество участников;
Жанр;
Характер номера;
Тема: Монтаж – один из важнейших приемов современной режиссуры.
Одним из современных приёмов композиционного построения театрализованного концерта является выстраивание концерта из блоков, когда отдельные номера различных жанров группируются в эпизоды по каким-либо внешним или внутренним признакам. В театрализованном концерте номера подчиняются по принципу смысловых, сюжетных блоков эпизода, который раскрывает главную тему концерта, и блоки выстраиваются по внутренней логике развития главной темы.
Важную роль в конкретизации режиссёрского замысла концерта играет приём соединения номеров для создания единого действия. Поиск приёма - дело не лёгкое. Придётся перебирать десятки различных приёмов, пока не найдётся тот, который не только наиболее ярко и полно позволит выразить тему, идею, содержание концерта, но и свяжет эпизоды, номера в единое действие.
|
|
Одним из таких приёмов чаще всего является связывание номеров текстом ведущего. Обычно для этого исполнялся специально написанный или подобранный текст. Дело не только в том, что в стихах (тексте) авторская мысль предельно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной образной форме, но и в том, что поэтическая форма несёт в себе определённый строй мысли и чувств, высокий эмоциональный накал, заключённый в чёткую ритмическую основу.
Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства, находящиеся в руках режиссёра, да, и сама аудитория, более всего сегодня воспринимающая ассоциативные связи, позволяет использовать для этой цели различные выразительные художественные и технические средства - мелодия, песня, поэтический текст кинокадры, диапозитивы, слайды, визуальные эффекты – снег, вода, дым, которые проходят лейтмотивом через весь концерт.
Подобранные связки должны пройти лейтмотивом через всё действие, сюжетный ход. Одним из самых действенных методов композиционного построения концерта является приём монтажа.
Монтаж в кинематографе– это смысловое соединение кадров, выявляющее их взаимную связь по изобразительному решению. В театрализованном концерте режиссёр ставит перед собой такую же цель.
Виды монтажа:
Последовательный | Параллельный | Ассоциативный (монтаж «взрыва» по Яхонтову) |
Все фрагменты концерта или номера выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другой. | Действия происходят одновременно, обогащая, и дополняя друг друга. | Режиссёр, сталкивая между собой разные события, вызывает у зрителя новый художественный образ. |
Тема: Создание атмосферы в театрализованном концерте.
|
|
Восприятие номера концерта зависит не только от качества исполнения, но и от сценической атмосферы. Сценическая атмосфера создаётся внутренним, эмоциональным настроем исполнителей и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой исполнителей рождается в результате их верного, целеустремлённого действия в предлагаемых обстоятельствах.
Внешняя сценическая атмосфера – это та, обстановка, в которой исполняется номер при помощи света, музыки, оформления и других постановочных средств. К сожалению, многие режиссёры театрализованных концертов, забывая о внутреннем настрое исполнителя, подменяют его излишними световыми эффектами, введением неоправданных массовок, перебором праздничных деталей и эффектов. А любые постановочные приёмы (мизансцены, музыка, кино) должны служить созданию эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участнику исполнить номер, а зрителю воспринять его не только умом, но и сердцем.
Театрализованный концерт должен быть праздником и для зрителей, и для участников, этому способствует сценическая атмосфера. Она, в свою очередь, порождает легкость исполнения, слаженность концерта и внутренний настрой всех участников (чувство радости от сопричастности к творчеству от участия в таком концерте).
Сценическая атмосфера, её верность выявляется на прогонных или генеральных репетициях. А успех репетиции зависит от её организации, работы технических служб и т.д.
Постановочно-организационная работа:
Постановка театрализованного концерта, где занято много исполнителей – процесс не только творческий, но и организационный. Осуществляет театрализованный концерт постановочная группа во главе с главным режиссёром.
Режиссёрско-постановочная группа:
1. Музыкальный руководитель (главный дирижёр, который отвечает за музыкальную сторону концерта);
2. Главный балетмейстер (вся хореография);
3. Главный художник или сценограф (ему подчиняется вся техническая группа во главе с заведующим постановочной частью);
4. Художник по свету (тоже подчиняется сценографу);
5. Звукорежиссёр (отвечает за фонограммы, обеспечивает их правильное и качественное звучание):
6. Режиссёр кино (подбирает все кино-, фото - и слайд - материалы);
7. Ассистент режиссёра (первый помощник режиссёра-постановщика по всем организационно-творческим вопросам);
8. Помощник режиссёра (обеспечивает своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены).
Все эти люди подчинены главному режиссёру. Режиссёрско-постановочная группа работает по единому плану-графику, который создаёт главный режиссёр – это график репетиций.
Идеальный план-график репетиций:
1. Совещание постановочной группы с руководителями коллективов.
2. Просмотр номеров.
3. Работа над сценарием.
4. Совещание постановочной группы с руководителями коллективов (задания руководителям и постановочной группе, всё зависит от профессионализма и такта режиссёра (!)).
5. Работа над номерами и работа с ведущими. Очень важный процесс.
6. Репетиция эпизодов (работа над эпизодом).
7. Пролог и финал – их репетируют вместе, в один день, так как в прологе и финале, как правило, заняты одни и те же люди.
8. Репетиция по вызову (репетиции тех номеров, которые технически сложны и требуют тщательной отработки в пространстве сцены).
9. Монтировочная и световая репетиция (на них никого из артистов нет).
10. Сводная репетиция (всегда первую половину концерта репетируют сначала; здесь всё – свет, реквизит, костюмы и т.д.; репетиция стыков номеров).
|
|
11. Сводная репетиция второй половины концерта.
12. Прогон всего концерта (без костюмов, только образцы; заняты все участники концерта и все технические службы).
13. Репетиция по вызову (доделать слабые номера).
14. Генеральная репетиция (всё идёт как концерт, без остановки).
15. Корректура.
16. Генеральная репетиция.
17. Концерт.
Необходимо помнить: при работе над составлением плана-графика репетиций необходимо указать точные сроки готовности реквизита, костюмов, фонограмм, оформления. Всё должно быть готово до монтировочной репетиции! Точная дата!!!
Тема: Работа режиссёра с художником-постановщиком.
В современном сценическом искусстве в создании постановки спектакля с режиссёром на равных выступает художник. Потому что создание концерта, его образное решение зависит и от художника. Образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические представления. В волнующем процессе рождения театрализованного представления роль художника отнюдь не второстепенна.
На первом этапе совместной работы режиссёр должен познакомить художника с замыслом концерта, рассказать о своих задумках, чтобы он мог начать собственный поиск образного решения.
Задача художника не проста, ему нужно:
- организовать сценическое пространство, чтобы удобно было выступать артистам разных жанров, которые порой требуют взаимоисключающие понятия;
- сделать так, чтобы не задерживалась смена номеров;
- продумать финал, чтобы удобно разместить актёров;
- исходя из композиции концерта, найти такое его решение, которое не только выразит художественный образ, но и поможет организации его действия.
Оформление спектакля - организация всех внешних средств сценической выразительности: придающих спектаклю определенную форму; способствующих раскрытию идейного содержания спектакля; усиливающих воздействие спектакля на зрителя; определяющих стиль постановки.
Декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим и освещение составляют художественное оформление представления. У художественного оформления любой постановки две задачи: создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической среды мероприятия для выявления образов героев и организация сценического пространства.
|
|