Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.
Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов.
Рис. 8. Направления информатизации государственного управления при реализации ФЦП «Электронная Россия»
На сайте могут быть также расположены:
· документы или ссылки на документы вышестоящих учреждений;
· актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответствии с его функциями,
· рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»).
2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок. Возможна также реализация следующих служб:
|
|
· предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граждан и предприятий с органами государственного и муниципального управления;
· уплата штрафов;
· определение прав на социальные льготы;
· поиск вакансий в государственных организациях;
· получение и продление лицензий на ведение профессиональной деятельности;
· выдача сертификатов и разрешений;
· запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на муниципальных порталах),
· предоставление услуг дистанционного образования;
· регистрация избирателей.
Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:
· высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан;
· высокий уровень компьютерной подготовки государственных служащих;
· тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена.
|
|
Портал может иметь следующую программно-аппаратную архитектуру (в общем случае она такая же, как и у портала крупного предприятия):
· кластер компьютеров (или один компьютер), имеющих постоянное, скоростное соединение с Интернетом;
Рис. 9. Схема архитектуры «электронного правительства»»
· многопользовательская, многозадачная серверная операционная система;
· веб-сервер;
· сервер приложений со встроенными элементами бизнес-логики;
· СУБД для хранения документов портала и другой информации;
· система управления контентом, позволяющая служащим, не являющимся специалистами в информационных технологиях, публиковать документы быстро и качественно, а также поддерживать их актуальность;
· сервер интеграции приложений (шлюз).