Стереотипы и основные эффекты восприятия

Поведенческое измерение,которое предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.

(Педагог слишком строгий – когнитивная установка; я не люблю, когда меня заставляет что-либо делать – аффективная сост.; я редко буду посещать занятия – поведенческая составляющая.)

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Благодаря одежде человеку могут быть приписаны черты, которых он не имеет. Важным факторами, влияющими на первое впечатление являются цвет одежды, украшения, осанка.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные стереотипы. Наши истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у нас на протяжении всей жизни. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях, среди которых можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе. Наиболее популярные проявления этих представлений – эффект ореола, эффект «первичности и новизны», эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия.

Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». Таким образом, эффект проекции побуждает нас находить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состояния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая проекция получила название атрибутивной.

Другим видом проекции является защитная. Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. (Трус радуется сомнениям и неудачам смелых, излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих).

Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора. Этот феномен получил название эффект бумеранга.

Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. После первой встречи с незнакомыми людьми больший вес, значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот больше доверяем последним сведениям.

Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей.

Стереотипизация также рассматривается как один из эффектовмежличностного восприятия.

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. Physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты «научно» по внешним признакам устанавливают психологические особенности этого типа.

Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями.

Этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Профессиональные стереотипы (каждая профессия имеет свой штамп).

В педагогической практике наблюдаются ли стереотипы по отношению к ученикам? («Хорошего» ученика вызывают чаще и активнее поддерживают, а от «плохого» ничего хорошего и дельного педагог не ждет и затрачивает на него меньше времени).

Плохое и хорошее настроение может усиливать стереотипы относительно других. При плохом самочувствии мы воспринимаем людей и события в более негативном свете.

Психологические механизмы, объясняющие как происходит процесс оценки другого человека (на основе воспринятых внешних особенностей):

· познания и понимания людьми других – идентификация, эмпатия, аттракция (привлекать);

· познания самого себя – рефлексия;

· механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению – каузальная атрибуция.

Идентификация – (лат. –identificare - отождествлять). Неосознаваемый эмоционально-когнитивный процесс уподобления одного субъекта другому (группе, образцу).

Аттракция – (анг. Attraction-притяжение, тяготение) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновению к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство.

Рефлексия – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально- личностные особенности и эмоциональные реакции.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а иначе, т.е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации.

Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией

Каузальная атрибуция – ( от лат. Causa- причина и attribuo- придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения.

Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например, получил «неуд» на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается (личностная атрибуция). Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника (обстоятельственная атрибуция), например, опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Стимульная атрибуция, т.е. причина заложена в предмете (сумка упала, потому что плохо стояла или отчислили из института – сам виноват).

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней или внешней атрибуцией. Успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству – внутренняя, а может приписать факту, что билет достался легкий или, что удалось воспользоваться шпаргалкой – внешняя.

Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

1. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2. Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3. Причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результате деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: