Уровень эмоциональности (эмоциональная сдержанность / эмоциональная экспрессивность).
Ролями(система ожиданий Субъективными ролями Играемыми
Представляемыми
индивида и групп) (ожидания, связанные со
статусом человека)
Основные характеристики социальной роли выделил американский социолог Парсонс Т.
К ним относятся:
1. Масштаб роли (зависит от узкого или широкого диапазона отношений) Чем больше диапазон, тем больше масштаб роли.
2. Способ получения (естественный или требует целенаправленных усилий). Роли молодого человека, мужчины, старика определяются возрастом и полом. Другие достигаются в результате целенаправленных социальных усилий.
4. Степень формализации (неформальные отношения, формальные отношения) Одни роли предполагают установлениетолько формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только неформальные, третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
5. Мотивация роли (зависит от системы потребностей и мотивов человека).
Понятие роли включает включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнения. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.
Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям.
Ролевой конфликт – это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.
1. Внутриличностный – вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;
2. Внутриролевой – возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальных роли разными участниками взаимодействия;
3. Личностно - ролевой – возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
4. Инновационный – появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.
Всю свою жизнь человек занимается освоением новых социальных ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т.д.
Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. Овладение содержанием роли идет через механизм подражания и носит технический характер. Смысловая сторона роли заключается в принятии ее для себя. Она должна нравится и вызывать желание ее воплощать.