Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного: умением управлять своим настроением. У каждого человека есть совершенно точное понимание того, какое настроение способствует его благоприятному общению с другими людьми, а какое нет. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо управлять своим внутренним состоянием. И все же люди признают, что даже зная способы и приемы улучшения настроения, им иногда не хватает психофизических сил это осуществить.
В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с определенными людьми, событиями и явлениями, которые оказывают на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Эти факторы жизни «ударяют» прежде всего по эмоциональной сфере личности как наиболее подвижной. В свою очередь новые эмоции изменяют внутреннее состояние человека. Боль, страдание, обида способствуют тому, что человек порой не осознает свои поступки и действия. Спасти его в таком состоянии могут только волевые усилия самого человека и осознание случившегося. Это означает возвращение человека к рациональному мышлению, к способности здраво мыслить и рассуждать.
|
|
Основу мышления составляют мировоззрение личности, нравственно-психологические установки на те или иные явления жизни, убеждения личности. «Когда два человека, один счастливый, а второй угнетенный, смотрят на один и тот же предмет, то первый видит в нем все лучшее, а другой — все худшее. В депрессии человек видит в мире и в людях только отражение своего собственного внутреннего состояния».
Исследования показали, что люди с низкой с амооценкой одновременно портят отношения с другими и из кожи лезут вон, чтобы повысить собственную значимость.
Ещё одним фактором, влияющим на отношения с другими, является система ценностей. Она усваивается личностью в результате воздействия объективных условий существования и факторов жизнедеятельности, в которых эти ценности в той или иной мере воплощаются. Все факторы в конечном итоге определяются уровнем культуры самосознания личности.
Понятие «самосознание» обозначает выделение человеком себя из объективного мира, осознание себя как личности, понимание своего места в окружающей действительности и отношения к ней, своих поступков, мыслей, интересов.
Этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений определяет всю жизнь человека; его места в жизни, выбор смысла жизни, выработку жизненной позиции
Сложность трактовки самого понятия (сущности) самосознания связана с тем, что имеются другие близкие понятия: «самореализация», «самоактуализация».
|
|
Кант рассматривает три основных «блока» внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий, регулятивный.
Когнитивный блок включает самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку.
Поведенческий блок предполагает самоподготовку, самообразование, самовоспитание и саморазвитие как определенный этап формирования личности, ее деятельности, направленной на становление себя как субъекта деятельности.
Регулятивный блок 1) выступает целью когнитивного и поведенческого блоков, т.к. формируется на их основе и отражает надежду и цель личности на пути к себе; 2) оказывает регулирующее действие на первых два блока и стимулирует самодеятельность личности (самоконтроль, саморегуляция, самодисциплина).
В свою очередь А. Маслоу рассматривает самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может. По Маслоу, большинство людей нуждаются в совершенствовании, но лишь некоторые этого достигают, т.к. многие просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования.
По К. Юнгу, конечная жизненная цель есть полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Итог осуществления и есть самореализация.
По В. Франклу, определение полноценности человеческой жизни осуществляется через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное — находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни.
По И.С. Кону,самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором выделяют несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей существующей системы разделения труда.
По В.Ф. Сафину,самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (личностные и физические свойства), что он может (возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Движущей силой самоопределения личности, утверждает ученый, выступает противоречие между «хочу» — «могу» — «есть» — «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан», «иначе не могу». Психологическое содержание самоопределения личности, в котором отражена её активность, составляют процессы самопознания, самооценивания, саморазвития.
Учитывая то, что в плане социального формирования человека особо важную роль играют межличностные отношения, рассмотрим самоопределение коллективное. Это особая форма самоопределения личности, выражающегося в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей.
Эта проблема связана и вытекает из проблемы саморазвития и самовоспитания личности. Самовоспитание представляет собой сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности в духе общечеловеческих ценностей.